5.1.1 Все пневмоприводы, пневмосистемы и входящие в их состав пневмоустройства должны проектироваться или выбираться с учетом требований настоящего стандарта и ГОСТ ИСО/ТО 12100-1, ГОСТ ИСО/ТО 12100-2 и ГОСТ 18460 так, чтобы они обеспечивали безопасность и надежную работу в пределах ограничений и в предполагаемых случаях их использования, установленных при проектировании. Особое внимание должно уделяться надежности тех устройств, которые могут вызвать аварийную ситуацию при выходе из строя или ненормальном функционировании.
Пневмоустройства должны выбираться, применяться и устанавливаться в соответствии с требованиями и рекомендациями разработчика этих устройств.
5.1.2 Пневмоприводы, пневмосистемы и входящие в их состав пневмоустройства должны быть спроектированы так, чтобы возможные повышения давления не создавали опасности.
Предпочтительными защитными пневмоустройствами против превышения максимально допустимого давления являются предохранительные клапаны, которые должны ограничивать увеличение давления во всех частях пневмоприводов или пневмосистем более 1,1 и кратковременные пики давления не более 1,3, или должны быть использованы альтернативные устройства, например регуляторы расхода при обеспечении ими ограничения требуемого давления.
Безопасность разрушения пневмоустройств должна обеспечиваться при давлении не менее 2,0, а пневмоаккумуляторов - при давлении не менее 4,0, если не оговорены специальные требования по безопасности разрушения.
Для пневмоустройств, подпадающих под требования [3], следует для проверки прочности применять жидкости (например минеральное масло), не имеющие агрессивных свойств, класс чистоты которых не ниже 14 по ГОСТ 17216.
Все пневмоустройства с целью проверки прочности сборки и монтажа следует проверять пробным давлением (опрессовкой) - плавным повышением давления до величины 1,5, но не более максимального значения давления, а пневмоглушители, устанавливаемые на выхлопе в атмосферу, - при давлении не менее номинального значения давления в пневмоприводе. Время плавного повышения давления должно быть не менее 2 мин, выдержки под пробным давлением - не менее 3 мин, затем давление постепенно снижают до номинального и осматривают пневмоустройство без обстукиваний. При этом на деталях пневмоустройств не должно быть разрывов, видимых деформаций и других повреждений. По окончании осмотра давление плавно снижают.
5.1.3 Пневмоприводы, пневмосистемы и входящие в их состав пневмоустройства должны быть спроектированы так, чтобы возможные внешние и внутренние утечки не создавали опасности.
Значения внешних утечек (степень негерметичности) устанавливают в нормативной документации на испытываемые изделия в диапазоне значений давления от до .
Неподвижные соединения, наружные стенки, сварные и резьбовые соединения пневмоустройств должны быть герметичными в диапазоне давлений от минимального до 1,5 (опрессовка), но не более максимального значения, оговоренного в нормативной документации на испытываемые изделия.
Герметичность проверяют методом, установленным в технической документации изготовителя и ГОСТ 24054.
Конкретное время из указанных временных интервалов проведения испытаний и способ контроля устанавливают в документации изготовителя. Проверка герметичности должна проводиться по окончании приемо-сдаточных испытаний.
5.1.4 Если при снижении давления создается опасность для обслуживающего персонала или существует угроза аварии машины, в состав которой входит пневмопривод (пневмосистема), то должна быть предусмотрена блокировка, обеспечивающая автоматическое прекращение работы машины (агрегата) с подачей светового или звукового сигнала. При этом не должны отключаться пневмоустройства (зажимные, тормозные устройства и т.п.), перерыв в работе которых может привести к травмированию обслуживающего персонала.
5.1.5 Пнеемопривод, пневмосистема и все входящие в них пневмоустройства не должны вызывать опасности при снижении параметров питающей энергии при включении и отключении энергоснабжения или управления. При включении все управляющие устройства должны находиться в исходном положении, не обеспечивающем подачу пневматической энергии к рабочему органу, а при отключении - останавливаться и возвращаться в исходное положение по команде оператора.
5.1.6 На пневмоприводах и пневмосистемах применяемое электрооборудование и заземление (в том числе устройства защитного отключения) должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0.
Степень защиты электрооборудования пневмоприводов и пневмосистем определяется по правилам [1].
Электрооборудование тех пневмоприводов (пневмосистем), где в качестве рабочей среды используются взрывоопасные газы, должно иметь степень защиты не ниже IP44 по ГОСТ 14254.
5.1.7 Система управления пневмоприводов (пневмосистем) должна быть спроектирована так, чтобы воспрепятствовать непреднамеренным опасным движениям, недопустимой последовательности функций приводов, что должно обеспечиваться на всех этапах производственного процесса конкретной машины (агрегата).
5.1.8 Конструкцией пневмоприводов, пневмосистем, входящих в их состав пневмоустройств и пневмолиний должно быть предусмотрено обеспечение доступности к органам управления, местам регулирования и настройки, наружного осмотра и обслуживания, а также возможности удобной замены быстроизнашивающихся деталей и проведения технического обслуживания в минимальное время.
5.1.9 Конструкцией пневмоприводов, пневмосистем и входящих в их состав пневмоустройств должно быть предусмотрено обеспечение надежной фиксации и возможности опломбирования или запирания регулирующих элементов встроенным замком для предотвращения постороннего вмешательства, самопроизвольного или случайного включения.
5.1.10 При возникновении опасной ситуации должно автоматически происходить полное отключение пневмоприводов (пневмосистем) устройствами аварийного отключения от источника энергии, обеспечение самофиксирования рабочих органов в выключенном состоянии и должна автоматически происходить нейтрализация накопленной в пневмоприводах (пневмосистемах) энергии при останове, не должен происходить самозапуск, а переключатель вида работ в сложившейся ситуации должен находиться в закрытом состоянии.
5.1.11 Для фиксирования в заданном положении выходных звеньев пневмодвигателей должны быть установлены фиксирующие устройства (если необходимо).
5.1.12 На пульте управления машин с пневмоприводами, для которых предусмотрен общий останов, должен находиться орган управления "Стоп общий" красного цвета.
При наличии нескольких пультов управления каждый пульт должен быть оснащен устройством для аварийного отключения, блокировками, исключающими возможность одновременного управления с различных пультов, и сигнализацией, указывающей использованное для выключения системы аварийное устройство.
5.1.13 При наличии нескольких командных устройств должны быть обеспечены условия однозначности подаваемых команд и безопасности пуска с любого из них.
5.1.14 Для световых сигналов или цветовой индикации на пульте управления следует применять следующие цвета:
- красный - для обозначения аварийных и отключающих органов управления и для сигнальных элементов, извещающих о нарушении работы пневмоприводов или условий безопасности;
- зеленый - для сигнальных ламп, извещающих о нормальной работе пневмоприводов.
5.1.15 Для сигнализации аварийного состояния пневмоприводов могут быть применены по отдельности как звуковая и световая сигнализации, так и, одновременно со звуковой, яркий мигающий световой сигнал, цвет которого выбирают по ГОСТ 12.4.026*.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
Выбор предпочтительности вида сигнализации зависит от ситуации, требующей немедленного реагирования.
5.1.16 Пневмоприводы (пневмосистемы) с несколькими источниками пневматической энергии должны иметь схемные блокировки, исключающие появление опасных факторов в случае отключения одного из источников энергии или разновременного их включения.
5.1.17 Конструкцией пневмоприводов, пневмосистем и входящих в их состав пневмоустройств управления должно быть предусмотрено исключение самопроизвольного включения пневмоприводов, пневмосистем и входящих в их состав пневмоустройств под действием собственной массы их элементов, вибраций и ускорений, вызванных и связанных с функционированием пневмоприводов (пневмосистем) в составе машин (агрегатов).