Недействующий

Об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости

     2. Обоснование необходимости технического регулирования на правовой основе в отношении электромагнитной совместимости


Решение вопросов электромагнитной совместимости (далее по тексту - ЭМС) стало в настоящее время неотъемлемым элементом деятельности предприятий - разработчиков и изготовителей технических средств, организаций, осуществляющих проектирование и монтаж электроустановок, предприятий электроэнергетического комплекса, органов государственного надзора и контроля, организаций, осуществляющих подтверждение соответствия, учреждений системы высшего образования.

Это связано с расширяющимся применением во всех сферах человеческой деятельности микроэлектроники, оборудования информационных технологий и средств радиосвязи, восприимчивых к воздействию электромагнитных помех, повышением возможности воздействия электромагнитных помех на технические средства, и возрастанием угроз для жизни и здоровья граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей природной среде при нарушениях функционирования технических средств, вызванных воздействием помех.

Опыт развитых стран показывает, что для решения проблем ЭМС необходимо осуществлять эффективное техническое регулирование в области электромагнитной совместимости, заключающееся в установлении обязательных требований к продукции, осуществлении субъектами хозяйственной деятельности обязательного подтверждения соответствия и выполнении надзорных и контрольных функций государственными органами. В современных условиях устойчивое развитие любой страны и конкурентоспособность изделий ее промышленности во многом зависят от эффективности применяемых форм и способов технического регулирования в области ЭМС.

До принятия Федерального закона “О техническом регулировании” в законодательстве Российской Федерации отсутствовали правовые нормы в области обеспечения ЭМС.

С другой стороны в государствах - членах Европейского Союза отношения, связанные с обеспечением электромагнитной совместимости, являются предметом правового регулирования уже около 15 лет.

В 1998-99 гг. Государственной Думой Российской Федерации был с участием специалистов Госстандарта России разработан, а затем рассмотрен в трех чтениях и принят в декабре 1999 г. Федеральный закон “О государственном регулировании в области обеспечения электромагнитной совместимости технических средств”. Целью разработки указанного закона было введение в Российской Федерации европейской системы регулирования в области ЭМС. Однако указанный Федеральный закон был отклонен Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным.

В отсутствие законодательного акта, устанавливающего единые правовые основы регулирования в области электромагнитной совместимости, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации на основании законов Российской Федерации 10 июня 1993 г. N 5154-1 “О стандартизации” и от 10 июня 1993 г. N 5151-1 “О сертификации продукции и услуг” были созданы ряд систем обязательной сертификации продукции, в которых в настоящее время осуществляется подтверждение соответствия технических средств требованиям ЭМС и соответствия электрической энергии требованиям к ее качеству.

Для обеспечения создания и функционирования указанных систем обязательной сертификации Госстандартом России и другими министерствами и ведомствами приняты очень большое число различных нормативно-правовых актов и нормативных документов, которые из-за отсутствия в законодательстве правовых норм, относящихся к электромагнитной совместимости, были, как правило, не согласованы между собой в отношении обеспечения ЭМС.

В результате в настоящее время в Российской Федерации для большинства классов продукции не введены современные единые правила установления обязательных требований ЭМС к изделиям различных назначений и видов, применяемые в Российской Федерации требования ЭМС, во многих случаях, не соответствуют принятым на европейском и международном уровне, на введены современные формы и схемы обязательного подтверждения соответствия требованиям ЭМС и единый порядок выполнения государственными органами надзорных и контрольных функций, отсутствуют современные нормы ответственности за изготовление (импорт) и ввод в эксплуатацию изделий, не соответствующих требованиям ЭМС.

С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон “О техническом регулировании”, положения которого отражают условия рыночной экономики, присоединения России к Всемирной торговой организации, устранения барьеров в мировой торговле, необходимости обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции. Федеральным законом “О техническом регулировании” предусмотрено принятие общего технического регламента “Об электромагнитной совместимости”.

Указанный технический регламент должен установить на законодательной основе обязательные требования к продукции, обеспечивающие ЭМС, и ввести обязательное подтверждение соответствия этим требованиям. Вместе с Федеральным законом “О техническом регулировании” общий технический регламент об электромагнитной совместимости должен образовать современные законодательные основы технического регулирования в области ЭМС. Таким образом, предусмотренное Федеральным законом “О техническом регулировании” принятие общего технического регламента об электромагнитной совместимости, по существу, означает, что в Российской Федерации вводится европейская система регулирования в этой области.

Европейская система регулирования в области ЭМС, принципиальные положения которой были установлены в Директиве Совета ЕС 89/336 от 3 мая 1989 г. “О согласовании законодательных актов участников Сообщества, касающихся электромагнитной совместимости” (далее - Директива ЭМС), основана на законодательном введении обязательных требований ЭМС к техническим средствам в части ограничения эмиссии электромагнитных помех и обеспечения устойчивости к электромагнитным помехам, распространяющихся на все изготовляемые и вводимые в эксплуатацию технические средства, включая как отдельные аппараты, так и системы и установки в целом, и на обязательном подтверждении соответствия технических средств этим требованиям на основе добровольного применения гармонизированных европейских стандартов ЭМС. Указанный выше важнейший принцип регулирования в области ЭМС стал практически применяться в государствах - членах ЕС с 1994 - 1996 гг., что привело к совершенствованию различных аспектов обеспечения ЭМС, включая:

- принятие в европейских странах законодательных актов - технических регламентов в области ЭМС;

- разработку большой серии европейских стандартов, гармонизированных в отношении европейской директивы ЭМС, устанавливающих для технических средств (аппаратов) различных видов и назначений требования по ограничению эмиссии электромагнитных помех и обеспечению устойчивости к электромагнитным помехам;

- внедрение в практику промышленности и строительного комплекса эффективных методов конструирования аппаратов и систем и проектирования и монтажа установок с учетом требований ЭМС;

- развитие сети аккредитованных испытательных лабораторий ЭМС европейских стран, повышение их компетентности и создание новых средств испытаний в области ЭМС;

- совершенствование подготовки специалистов ЭМС в системе высшего образования и профессиональной подготовки;

Результаты технического регулирования на основе положений Директивы ЭМС после 1994-96 гг. свидетельствуют об эффективности положений указанной Директивы. По существу, принцип регулирования в области ЭМС, основанный на законодательном установлении обязательных требований по ограничению помехоэмиссии и обеспечению помехоустойчивости технических средств различных назначений и применении при обязательном подтверждении соответствия комплекта гармонизированных стандартов ЭМС, является адекватным требованиям устойчивого развития экономики XXI века, основанной на применении микроэлектроники, информационных технологий и средств радиосвязи. В Директиве ЭМС установлены так называемые “существенные” (обобщенные) требования. Для их конкретизации разработаны значительное число (около 120) европейских электротехнических и телекоммуникационных стандартов в области ЭМС, которые применяются на добровольной основе.

С 1 января 1996 г. в государствах - членах ЕС осуществляется обязательное подтверждение соответствия ТС требованиям ЭМС, что обеспечивает права пользователей, уменьшает в европейских странах загрязнение окружающей среды электромагнитными помехами и одновременно исключает экспорт в государства-члены ЕС технических средств, не соответствующих требованиям европейских стандартов ЭМС. Именно по этой причине существенное ужесточение требований к продукции, явившееся результатом введения Директивы ЭМС, не вызвало возражений со стороны промышленных кругов государств - членов ЕС, поскольку привело к повышению технических и эксплуатационных характеристик производимых изделий и обеспечило их высокую конкурентоспособность на мировых рынках.

В соответствии с положениями Директивы ЭМС в государствах- членах ЕС организованы и выполняются процедуры государственного надзора (контроля) за соблюдением требований ЭМС, законодательно введены ответственность и уголовные и административные санкции за нарушения требований ЭМС, в том числе, в отношении юридических и физических лиц - пользователей технических средств.

В 2004 г. к Европейскому Союзу присоединились государства - непосредственные соседи Российской Федерации. Эти государства обязались выполнять европейскую Директиву ЭМС и должны в скором времени принять соответствующие законодательные акты - технические регламенты в области ЭМС.

В результате все европейские государства, являющиеся основными торговыми партнерами России, включая, в перспективе, Грузию, Азербайджан и Украину, переходят к регулированию на основе применения европейской Директивы ЭМС. Законодательные акты, эквивалентные Директиве ЭМС, приняли Южно-Африканская Республика, Австралия, Новая Зеландия. Национальные стандарты ЭМС, устанавливающие требования по ограничению помехоэмиссии и обеспечению помехоустойчивости, эквивалентные европейским стандартам, применяет Китайская Народная Республика и многие другие неевропейские страны.

В этих условиях важнейшей задачей является подготовка к принятию такого общего технического регламента об электромагнитной совместимости, чтобы соблюдение российскими производителями его требований и требований соответствующих российских национальных стандартов, гармонизированных в отношении указанного технического регламента, эквивалентных международным и европейским стандартам ЭМС, означало бы соответствие отечественных изделий европейским требованиям ЭМС и возможность доступа российских предпринимателей на рынок ЕС и других стран мирового сообщества.

Необходимо отметить, что подготовка к принятию проекта Технического регламента об электромагнитной совместимости, являющегося общим техническим регламентом, имеет первоочередное значение для своевременного исполнения требований Федерального закона “О техническом регулировании”.

В Обращении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову о первоочередных мерах по созданию и развитию системы технического регулирования в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан (Постановление Государственной Думы от 17 ноября 2004 г. N 1165 - IV ГД) указывается, что принятие технических регламентов в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона “О техническом регулировании” может быть обеспечено только своевременной разработкой общих технических регламентов. Указывается также, что принятие специальных технических регламентов возможно только после принятия общих технических регламентов, в противном случае могут возникнуть серьезные правовые коллизии. В этой связи опережающее принятие общего технического регламента об электромагнитной совместимости имеет особое значение, так как минимально необходимые требования, обеспечивающие электромагнитную совместимость, подлежат включению в широкую номенклатуру специальных технических регламентов.

Необходимо также отметить широкую поддержку настоящего проекта общего технического регламента со стороны научно-технической общественности. Проект вызвал большой интерес и многочисленные замечания и предложения в ходе публичного обсуждения. Основным результатом публичного обсуждения явилось одобрение методических подходов, принятых при разработке проекта общего технического регламента.

Со специальными обращениями к председателям комитетов Государственной Думы и руководителям федеральных органов исполнительной власти по вопросу об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости выступили VIII Российская научно-техническая конференция ”Электромагнитная совместимость технических средств и электромагнитная безопасность” (г. Санкт-Петербург, 23-24 сентября 2004 г.) и Всероссийская научно-техническая конференция ”Методы и средства измерений в области электромагнитной совместимости технических средств” (г. Нижний Новгород, 15-16 декабря 2004 г.). Участники конференций (около 400 российских специалистов в области электромагнитной совместимости) поддержали проект технического регламента, отметили, что его принятие является необходимым условием устойчивого развития страны, повышения конкурентоспособности продукции российских производителей на внутреннем и зарубежных рынках, и повышения защищенности внутреннего рынка от опасной и контрафактной продукции.

В обращениях конференций особо отмечались недопустимость снижения уровня требований общего технического регламента по сравнению с требованиями международных стандартов и европейских директив, а также необходимость установления в общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости обязательных существенных требований, а в национальных стандартах, применяемых на добровольной основе, - требований для конкретных групп, методов испытаний и требований к средствам испытаний. Проект общего технического регламента об электромагнитной совместимости был одобрен экспертами проекта ТАСИС “Сближение технических правил и стандартов в Российской Федерации”, которые отметили, что “соблюдение российскими производителями требований настоящего технического регламента и соответствующих гармонизированных стандартов в большинстве случаев будет означать их соответствие европейским требованиям по электромагнитной совместимости и, таким образом, не будет дополнительных технических барьеров для их доступа на рынок Европейского Союза”.