ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
"О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"
1. Целями настоящего технического регламента являются:
1) защита жизни или здоровья граждан, охрана окружающей среды в связи с рисками причинения вреда со стороны колесных транспортных средств;
2) защита имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
2. Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:
1) Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
2) Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
3) Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
4) Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
5) Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
3. Настоящий технический регламент осуществляет техническое регулирование отношений, возникающих при выпуске колесных транспортных средств в обращение на территории Российской Федерации, при эксплуатации колесных транспортных средств, а также в связи с внесением изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств, и определяет:
1) объекты технического регулирования;
2) требования к объектам технического регулирования;
3) требования к маркировке объектов технического регулирования;
4) требования к терминологии;
5) правила идентификации объектов технического регулирования при проведении оценки соответствия;
6) правила и формы оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента;
7) особенности осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента.
Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств при их утилизации осуществляется другими техническими регламентами, принятыми в установленном порядке.
4. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются:
1) предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования колесные транспортные средства (далее - транспортные средства) категорий L, M, N и О, а также шасси таких транспортных средств;
2) компоненты транспортных средств, указанных в подпункте 1) настоящего пункта, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Перечни объектов технического регулирования с указанием кодов общероссийского классификатора продукции приведены в Приложении 1 к настоящему техническому регламенту.
5. Действие настоящего технического регламента не распространяется на следующие транспортные средства:
1) тихоходные, имеющие максимальную конструктивную скорость не более 25 км/ч;
2) ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев и помещаемые под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность отчуждения;
3) предназначенные исключительно для спортивных соревнований;
4) классические механические транспортные средства при их выпуске в обращение;
5) принадлежащие дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членам их семей.
6. Требования настоящего технического регламента применяются одинаковым образом и в равной мере по отношению к транспортным средствам и их компонентам независимо от места их изготовления.
7. Для целей настоящего технического регламента используются понятия, установленные Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ в редакции Федерального закона от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ "О техническом регулировании", а также применяются следующие термины и определения:
аварийная дверь - дверь, предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только в экстренном случае при исключительных обстоятельствах;
аварийное окно - окно, необязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в экстренном случае при исключительных обстоятельствах;
аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк;
аварийный люк - отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в экстренном случае при исключительных обстоятельствах;
аварийный сигнал - одновременное включение всех указателей поворота в целях сигнализации об опасности, которую представляет в данный момент транспортное средство для других пользователей дороги;
автоматическая служебная дверь - служебная дверь с механическим приводом, которая может открываться без использования аварийных средств управления только после того, как орган управления включен пассажиром, или после включения органов управления водителем, и которая вновь закрывается автоматически;
автоматическое [аварийное] торможение - торможение прицепа, выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве тормозных магистралей тормозного привода;
автомобиль скорой медицинской помощи - транспортное средство, предназначенное для транспортировки не менее двух квалифицированных медицинских сотрудников и одного или несколько пациентов*.
______________
* Автомобили скорой медицинской помощи подразделяются на следующие классы:
- класс А: автомобиль, предназначенный для транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами, в сопровождении медицинского персонала;
- класс В: автомобиль, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе;
- класс С (реанимобиль): автомобиль, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
автопоезд - комбинация транспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа [прицепов], соединенных тягово-сцепным [и] устройством [устройствами];
аккредитованная испытательная лаборатория - организация, осуществляющая исследования или испытания и измерения в отношении транспортных средств или их компонентов в соответствии с областью своей аккредитации с целью получения доказательственных материалов, техническая компетентность которой официально признана органом по аккредитации Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона "О техническом регулировании", а для проведения сертификационных испытаний - также независимость от изготовителей и приобретателей продукции;
анализ состояния производства - совокупность процедур проверки документации по организации производства и проверки условий производства, включая оценку на месте наличия адекватных мер и процедур, необходимых для производства продукции, соответствующей требованиями технического регламента и типам транспортных средств [шасси] и компонентов транспортных средств [шасси], оценка соответствия которых проводится;
антиблокировочная тормозная система [АБС] - тормозная система транспортного средства с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения;
база транспортного средства - расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось передних колес и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось задних колес*;
______________
* Для полуприцепов - это расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через шкворень и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось задних колес.
базовое транспортное средство - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства;
базовое шасси - шасси, которое было использовано для создания другого транспортного средства;
безопасность транспортного средства - состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, регламентируемых в целях предотвращения недопустимого риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде;
блокирование колеса - прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности, или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд транспортного средства, при продолжающемся вращении роликов стенда;
броневая защита - совокупность броневых преград, предназначенных для полной или частичной нейтрализации воздействия средств поражения;
бронестойкость - устойчивость броневой защиты к воздействию средств поражения заданного типа;
брызговик - гибкий компонент, устанавливаемый позади колеса на нижней части шасси, погрузочной платформы или на грязезащитном кожухе в плоскости, близкой к вертикальной, и предназначенный для отражения воды и уменьшения опасности от выброса мелких предметов, захватываемых шиной;
вентиляция - обеспечение воздухообмена в кабине и пассажирском помещении транспортного средства при температуре внешней среды выше +17 °С;
внешние световые приборы - устройства для освещения дорожного полотна перед транспортным средством и световой сигнализации;
вредные вещества - содержащиеся в атмосфере примеси, оказывающие неблагоприятное действие на окружающую среду и здоровье человека, из следующего перечня: оксид углерода CO, диоксид азота NO, оксид азота NO, метан СН, углеводороды алифатические предельные С-С, формальдегид СНО.
время 90%-ной реакции, [t] - интервал времени между моментами достижения 50% установившегося значения угла поворота рулевого колеса и 90% установившегося значения угловой скорости автомобиля при выполнении испытательного заезда при испытаниях "рывок руля";
время запаздывания тормозной системы - интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы);
время нарастания замедления - интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение;
время срабатывания тормозной системы - интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление транспортного средства принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях, либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса транспортного средства на роликах стенда;
вспомогательная* тормозная система - тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы транспортного средства;
______________
* Синонимы - бесконтактная или износостойкая.
выдвижная ось - ось, которая может быть с помощью устройства разгрузки оси поднята над опорной поверхностью во время нормальной эксплуатации транспортного средства;
выпускаемые в обращение транспортные средства [шасси]* - не находившиеся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации**, изготовленные в Российской Федерации (в условиях серийного производства и в единичных экземплярах) или ввозимые на срок более чем шесть месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси), независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска;
______________
* Датой выпуска в обращение транспортного средства [шасси] является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
** В целях настоящего технического регламента не находившимися ранее в эксплуатации транспортными средствами являются транспортные средства, с момента изготовления которых прошло менее трех лет, независимо от величины пробега, либо если в паспорте транспортного средства отсутствуют сведения о предыдущем владельце.
выход - служебная дверь или аварийный выход;
габаритная ширина - расстояние между вертикальными плоскостями, определяемыми как края габаритной ширины;
Глобальные технические правила (ГТП) - правила, принятые в соответствии с "Соглашением о введении Глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах", подписанном в г.Женеве 25 июня 1998 года (Глобальное Соглашение 1998 года), и являющиеся приложениями к указанному Соглашению;
государственный технический осмотр - совокупность проверочных и контрольных процедур, осуществляемых в отношении находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств на основании Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в порядке и сроки, установленные Федеральным законом;