СанПиН 5059-89
ОБЩЕСОЮЗНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
для авиационно-технических баз эксплуатационных предприятий
гражданской авиации
"Санитарные правила для авиационно-технических баз эксплуатационных предприятий гражданской авиации" предназначены для руководителей и инженерно-технических работников авиапредприятий, организаций и учреждений, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию авиационно-технических баз.
РАЗРАБОТАНЫ Государственным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гражданской авиации (Б.Г.Лыткин, С.А.Ипатова, Г.В.Галкина, А.Г.Дементьева) под общей редакцией Ю.А.Купратого (Министерство здравоохранения СССР).
Ответственные исполнители: Б.Г.Лыткин, С.А.Ипатова
УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР В.Н.Коваленко N 5059-89 от 21.09.89 г.
Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении *(статья 18).
_______________
* Действуют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I . - Примечание изготовителя базы данных.
Государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм государственными органами, а также всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Минздрава СССР и министерств здравоохранения союзных республик (статья 19).
1.1. Настоящие Правила определяют санитарно-гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации авиационно-технических баз (АТБ) эксплуатационных предприятий гражданской авиации СССР.
1.2. Санитарные правила для АТБ разработаны в развитие Санитарных норм проектирования промышленных предприятий с учетом требований Строительных норм и правил, Государственных стандартов, ведомственных норм технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах и других отраслевых нормативных документов, согласованных Минздравом СССР.
1.3. Нормативные документы в части регламентации санитарно-гигиенических требований для АТБ должны быть приведены в соответствие с настоящими Правилами.
1.4. Ввод в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых* АТБ должен осуществляться при обязательном участии представителей органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
________________
* под реконструкцией здесь и далее подразумевается также расширение, модернизация, техническое перевооружение и поддержание мощностей.
1.5. Применение новой технологии, новых типов машин, механизмов и оборудования, а также новых материалов и веществ в АТБ должно быть согласовано с органами санитарно-эпидемиологической службы.
1.6. На каждой АТБ должен быть паспорт санитарно-технического состояния.
1.7. Авиационно-технические базы эксплуатационных предприятий гражданской авиации предназначены для выполнения комплекса работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту, доработкам конструкции воздушных судов, ремонту технологического оборудования и оснастки, работ по сбору и расшифровке полетной информации и подразделяются на группы в зависимости от численности занятых в них работников и объема выполняемых работ по техническому обслуживанию воздушных судов.
1.8. В состав авиационно-технических баз, в зависимости от группы, входят:
- цех периодического технического обслуживания воздушных судов;
- цех оперативного технического обслуживания воздушных судов;
- цех (участок) лабораторной проверки и текущего ремонта авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО);
- цех текущего ремонта авиационной техники;
- цех (участок) главного механика;
- цех подготовки производства;
- цех обслуживания бытового оборудования;
- подразделение эксплуатации средств сбора и обработки полетной информации (ПЭССОПИ) или участок обработки и анализа полетной информации (УОАПИ);
- участок (лаборатория) диагностики технического состояния авиатехники;
- участок парашютных и аварийно-спасательных средств.
1.9. Санитарные правила для авиационно-технических баз эксплуатационных предприятий гражданской авиации вступают в силу с 1 января 1990 года и вводятся в действие для всех проектных организаций до 31 декабря 1991 года, а для всех эксплуатационных предприятий гражданской авиации до 31 декабря 1995 года.
2.1. Территория АТБ в части благоустройства, размещения и содержания зданий и сооружений производственного и санитарно-бытового назначения, размеров санитарно-защитных зон, организации складского хозяйства и транспортных операций должна соответствовать требованиям СНиП "Генеральные планы промышленных предприятий", СНиП "Аэродромы", Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.
2.2. При выборе участка расположения АТБ на территории эксплуатационного предприятия следует предусматривать:
- соблюдение требований к ограничению шумового воздействия от воздушных судов и другой авиационной техники на селитебные территории;
- размещение зданий и сооружений АТБ от источников электромагнитных излучений (радиолокационных станций) на расстоянии, определенном в соответствии с "Методическими указаниями по определению уровней электромагнитного поля и гигиеническими требованиями к размещению ОВЧ-, УВЧ- и СВЧ-радиотехнических средств гражданской авиации";
- возможность снабжения доброкачественной водой в требуемом количестве;
- возможность сбора, отведения и очистки сточных вод;
- размещение площадок специального назначения для доводочных работ и опробования авиадвигателей, для мойки и удаления обледенения воздушных судов, для хранения и ремонта средств механизации технического обслуживания воздушных судов, для спецавтотранспорта АТБ;
- площадок временного хранения спецжидкостей, отходов и цветных металлов, порожней тары из-под спецжидкостей.
2.3. На территории АТБ размещаются:
- производственное здание;
- ангар (ангарная секция) для технического обслуживания воздушных судов;
- здание цеха (отдела, участка) главного механика;
- здание цеха (участка, лаборатории) лабораторной проверки и ремонта авиационного и радиоэлектронного оборудования; подразделения эксплуатации средств сбора и обработки полетной информации или участка обработки и анализа полетной информации; участка (лаборатории) диагностики технического состояния авиатехники (допускается данные помещения размещать в основном производственном здании при соблюдении требований, изложенных в настоящих Правилах);
- предангарная площадка;
- площадки специального назначения для доводочных работ и опробования авиадвигателей воздушных судов, для мойки и удаления обледенения воздушных судов, для хранения и ремонта средств механизации технического обслуживания воздушных судов, для спецавтотранспорта АТБ;
- здание для текущего обслуживания и ремонта авиахимаппаратуры и площадки специального назначения для дегазации и мойки воздушных судов и авиахимаппаратуры (только для АТБ, обслуживающих воздушные суда, занятые на авиационно-химических работах);
- площадки временного хранения спецжидкостей, отходов и цветных металлов, порожней тары из-под спецжидкостей.
2.4. При проектировании АТБ следует учитывать требования по защите от электромагнитных излучений (СВЧ-излучений) и предусматривать:
- расположение зданий и сооружений торцевыми сторонами к антеннам радиолокационных станций;
- увеличивать этажность зданий и сооружений только по мере удаления их от источников электромагнитных излучений.
2.5. Площадки специального назначения для доводочных работ и опробования авиадвигателей воздушных судов следует располагать с торцевых сторон зданий и сооружений на расстоянии не менее 300 метров.
2.6. Площадки специального назначения для дегазации и мойки воздушных судов и авиахимаппаратуры следует располагать на расстоянии не менее 200 метров от зданий и сооружений АТБ и на расстоянии не менее 300 метров от административных и общественных зданий аэропорта с подветренной стороны.
2.7. Места хранения спецжидкостей следует располагать на расстоянии не менее 300 метров от производственных, административных и общественных зданий аэропорта.
2.8. Площадки временного хранения отходов, цветных металлов, порожней тары из-под спецжидкостей следует располагать на расстоянии не менее 50 метров от зданий и сооружений АТБ и на расстоянии не менее 200 метров от административных и общественных зданий аэропорта.
2.9. На территории АТБ запрещается устраивать склады горюче-смазочных материалов и хранилища с выделением вредных газов, организовывать производства и создавать склады материалов, загрязняющих территорию или создающих антисанитарные условия.
2.10. При проектировании и строительстве зданий и сооружений АТБ у их наружных стен с подветренной стороны следует размещать помещения агрегатных и зарядки аккумуляторов, мойки и очистки фильтров, мойки барабанов колес, орехоструйной и пескоструйной очистки деталей и агрегатов авиатехники, ремонта чехлов и другого инвентаря из стеклоткани, армирования щеток электромеханизмов, сварочных и малярных работ.
2.11. При проектировании АТБ, расположенных в северных строительно-климатических зонах, следует применять максимально возможную блокировку с устройством крытых переходов и галерей ангара (ангарной секции), производственного здания, здания цеха (отдела, участка) главного механика, санитарно-бытовых помещений, а также ограничивать длину стен зданий с наветренной стороны (по зимней розе ветров) и не предусматривать в них окон, дверей и ворот.
2.12. Территорию АТБ, в целях защиты от шума и пыли, следует максимально озеленять, при этом зеленые насаждения должны быть рассчитаны не только на летний, но и на зимний период, для чего кроме лиственных деревьев следует предусматривать и хвойные.
2.13. Трассировку и прокладку трубопроводов наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения наземным и надземным способами следует проводить с учетом возможности обеспечения уборки территории АТБ и подъездных путей механизированным способом.
2.14. Уборку территории АТБ надлежит проводить в соответствии с требованиями "Наставления по аэродромной службе в гражданской авиации".
3.1. Объемно-планировочные и конструктивные решения производственных зданий и сооружений АТБ должны соответствовать требованиям СНиП "Производственные здания", СНиП "Сооружения промышленных предприятий", Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий и Ведомственным нормам технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах.
3.2. При проектировании производственного здания, блокированного с ангаром (ангарной секцией), помещения агрегатных, зарядки аккумуляторов, мойки и очистки фильтров, мойки барабанов колес, орехоструйной и пескоструйной очистки деталей и агрегатов авиатехники, ремонта изделий из стеклоткани, армирования щеток электромеханизмов, сварочных и малярных работ следует размещать у наружных стен с обеспечением поступления наружного воздуха для естественной приточной вентиляции.
3.3. Для исключения образования многокомпонентных смесей вредных химических веществ и пыли и свободного их распространения по всем производственным помещениям, в изолированных помещениях должны размещаться следующие участки: ПЭССОПИ (УСАПИ), зарядки аккумуляторов, мойки и очистки фильтров и барабанов колес, орехоструйной и пескоструйной очистки деталей и агрегатов авиатехники, ремонта изделий из стеклоткани, армирования щеток электромеханизмов, сварочных и малярных работ, спектрального анализа горюче-смазочных материалов, проверки расходомеров топлива, зарядки самолетных огнетушителей, печатно-множительных.
3.4. Механические, слесарно-клепальные и другие участки, работа и технологическое оборудование которых сопровождается повышенными уровнями шума, следует размещать в полированных помещениях, стеновые ограждения которых должны быть облицованы звукоизолирующими материалами.
3.5. Ультразвуковые генераторы и преобразователи должны устанавливаться в изолированных помещениях, иметь дистанционное наружное управление и блокировку, обеспечивающую отключение генераторов и преобразователей при открывании дверей в помещение. Допускается размещение ультразвуковых генераторов и преобразователей в общем помещении при отделении их перегородками, соответствующими высоте помещения, изготовленными из звукопоглощающих материалов. При высоте помещения более 3 метров, ультразвуковое оборудование следует размещать в кабинах (боксах) или ограждать экранами (кожухами). Звукоизолирующие ограждения должны быть изолированы от пола резиновыми прокладками и изготовлены из неметаллических материалов, дюралюминия или листовой стали, с облицовкой звукопоглощающими материалами типа рубероида (марка ВБ-420), технической резины, пластмассы "Агат" или "Антивибрит".
3.6. Компрессорные станции и установки следует размещать в отдельных зданиях или сооружениях. Допускается размещать их на первом этаже производственных зданий АТБ при наличии звукоизолирующих стеновых ограждений и потолка.
3.7. Помещения ремонта и проверки радиооборудования, являющегося источником электромагнитных излучений, следует размещать не ниже 2-го этажа или в отдельном здании или сооружении. В экранированных помещениях должны предусматриваться меры по компенсации недостатка естественного света, ультрафиолетового облучения, изменений газового и аэроионного состава воздуха в соответствии с требованиями соответствующих разделов настоящих Правил и других нормативных документов.
3.8. Для ослабления отраженного излучения и исключения прохождения электромагнитной энергии через строительные конструкции в соседние помещения стены помещений ремонта и проверки радиооборудования, являющегося источником электромагнитных излучений, должны покрываться поглощающими материалами. В случаях одностороннего направленного излучения допускается применение поглощающих покрытий только соответствующих участков стен, пола и потолка.
3.9. Для защиты от СВЧ-излучений на окнах зданий и сооружений АТБ, обращенных к антеннам радиолокационных станций, должны устанавливаться металлические решетки или радиозащитные стекла.
3.10. В ангарах (ангарных секциях) следует предусматривать естественное освещение. Площадь световых проемов должна составлять не менее 25% от площади ангара, при этом световые проемы следует располагать в верхней части стен.
3.11. Ангарные ворота должны иметь механизированное открытие (закрытие) с возможным применением ручного привода. Верхняя часть ворот должна быть остекленной.
3.12. В северных строительно-климатических зонах входы в производственные здания и сооружения АТБ должны быть с двойными тамбурами при глубине каждого отделения тамбура не менее 1,2 метра.
3.13. В помещениях эксплуатации установок типа "Луч-74" или "Луч-84" ПЭССОПИ (УОАПИ) следует облицовывать стены звукопоглощающими материалами типа гипсовых перфорированных плит или плит "Акмигран" с последующей шпаклевкой на основе поливинилацетатной эмульсии (ПВА) и окраской эмалевыми красками.
3.14. Во всех помещениях ПЭССОПИ (УОАПИ), где проводятся работы с электро-химической бумагой (ЭХБ, ЭХБ-И), следует: