МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ДЕФОРМАТИВНОСТИ И МОРОЗОСТОЙКОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ (ДО МИНУС 50 °С)
УТВЕРЖДЕНЫ зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым
ОДОБРЕНЫ научно-техническим советом Минтрансстроя СССР (решение к протоколу N 5 (1847) от 05.07.89 г.)
На основании теоретических, лабораторных и опытно-экспериментальных исследований выявлены основные пути повышения работоспособности асфальтобетонных покрытий в условиях низких температур.
Рассмотрены условия работы асфальтобетонных покрытий в различных климатических зонах и особенности рационального конструирования покрытий в зависимости от климатических условий района строительства, вида основания, типа асфальтобетонной смеси и марки применяемого битума.
Даны предложения по повышению качества асфальтобетона, в том числе добавками полимеров.
Изложены технология строительства дорожных покрытий из асфальтобетона повышенной плотности на основе жидкого битума и требования к этому материалу.
Предлагаемые технические решения дифференцированы по условиям работы покрытий и взаимоувязаны по технико-экономическому эффекту.
Асфальтобетонные покрытия автомобильных дорог устраивают в различных регионах страны, в том числе в районах Севера и Сибири. Однако из-за недостаточной деформативности и морозостойкости асфальтобетона при низких температурах фактические сроки службы покрытий часто ниже нормативных. Чтобы увеличить срок службы таких покрытий, необходимо разработать комплексные технические решения.
В последние годы в Союздорнии, его Омском и Ленинградском филиалах, Киевском автомобильно-дорожном институте (КАДИ) и Сибирском автомобильно-дорожном институте (СибАДИ) проведены исследования, направленные на повышение трещино- и морозостойкости асфальтобетонных покрытий в суровых климатических условиях и включающие способы совершенствования структуры асфальтобетона, а также конструктивные мероприятия по снижению температурных напряжений в слоях покрытий при его охлаждении.
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе теоретических и лабораторных исследований, результатов строительства экспериментальных участков и обследования существующих дорог с асфальтобетонными покрытиями. Рекомендации предназначены для внедрения в практику дорожного строительства в районах с различными климатическими условиями.
Изучена область применения асфальтобетонных смесей разных видов, типов и марок в зависимости от марки применяемого битума, климатических условий района строительства и категории дороги; приведены дополнительные требования к асфальтобетонам по морозостойкости.
Для улучшения свойств асфальтобетонов рекомендованы полимерно-битумные вяжущие, жидкие битумы в специальных составах смесей и другие материалы.
При составлении настоящих Методических рекомендаций использованы авторские свидетельства N 272881, 833725, 983105, 1279992.
Методические рекомендации составили кандидаты технических наук Г.Н.Кирюхин, Л.М.Гохман (Союздорнии), Ю.Е.Никольский (Ленинградский филиал Союздорнии), О.Г.Бабак (Омский филиал Союздорнии), В.В.Мозговой, д-р техн. наук Б.С.Радовский (КАДИ).
В работе использованы данные кандидатов технических наук В.Н.Шестакова (СибАДИ), А.С.Баранковского (Омский филиал Союздорнии), инженеров О.Э.Цеханского и И.И.Свистулы (КАДИ), И.В.Басурмановой и И.П.Гомеляка, а также канд. техн. наук А.Е.Мерзликина (Союздорнии).
Внедрение положений настоящих Методических рекомендаций позволит:
увеличить срок службы асфальтобетонных покрытий с сохранением требуемых транспортно-эксплуатационных показателей;
уменьшить объем работ по текущему и среднему ремонтам;
получить экономический эффект по строительной стоимости до 0,8 тыс. руб. и по приведенным затратам до 15 тыс. руб. на 1 км покрытия.
1.1. "Методические рекомендации по повышению деформативности и морозостойкости асфальтобетонных покрытий при низких температурах (до минус 50 °C)" разработаны в дополнение к действующим нормативно-техническим документам и предназначены для внедрения при проектировании и строительстве асфальтобетонных покрытий нежестких дорожных одежд, а также при строительстве покрытий на основаниях из сборных железобетонных плит на автомобильных дорогах общего пользования I-IV категорий, а также дорог сельскохозяйственного назначения Iс и IIс категорий.
Надежность работы асфальтобетонных покрытий может быть обеспечена только при соблюдении технологии производства работ и использовании материалов, отвечающих требованиям нормативных документов (СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, СНиП 2.05.11-83, действующих ГОСТов и ведомственных строительных норм).
1.2. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями срок службы асфальтобетонных покрытий можно увеличить путем реализации ряда конструктивных и материаловедческих решений, а также их комбинаций.
1.3. В каждом конкретном случае решения выбирают исходя из наличия материалов и условий работы асфальтобетонных покрытий в данном регионе на основе технико-экономического обоснования.
2.1. Условия работы асфальтобетонных покрытий, предопределяемые климатом, характеризуются расчетными летними и зимними температурами покрытий и количеством циклов замораживания-оттаивания, приведенных к температуре покрытия минус 10 °С.
2.2. Значения расчетных летних температур асфальтобетонных покрытий используют для проверки соответствия свойств выбранной асфальтобетонной смеси условию сдвигоустойчивости материала в покрытии по методике расчета, изложенной в "Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-83* (М.: Транспорт, 1985).
__________________
* Заменены на ОДН 218.046-01, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
2.3. Значения расчетных зимних температур асфальтобетонных покрытий применяют для выбора асфальтобетонной смеси, позволяющей повысить трещиностойкость покрытий в холодный период года.
2.4. Расчетное количество приведенных циклов замораживания-оттаивания асфальтобетона в покрытии необходимо для назначения состава асфальтобетонной смеси, обеспечивающей морозостойкость покрытия.
2.5. Расчетные параметры температурного и влажностного режимов работы асфальтобетонного покрытия в I-III дорожно-климатических зонах приведены в табл.1
Таблица 1
Дорожно- | Расчетные температуры дорожных покрытий, °С | Расчетное | Примерные географические границы зоны (подзоны) |
I | 35 | <60 | Севернее линии: Салехард-Курейка-Трубка Удачная-Верхоянск-Дружина-Горный Мыс |
Северная и центральная части подзоны I | 40 | 60-100 | Восточнее линии: устье Нижней Тунгуски-Ербогачен-Ленск, севернее линии: Олекминск-Усть-Мая-Охотск-Палатка-Слаутное. Ограничена с севера подзоной I |
Южная часть подзоны I | 45 | >100 | Восточнее линии: Ленск-Бодайбо-Богдарин, севернее линии: Могоча-Сковородино-Зея-Охотск. Ограничена с севера южной границей центральной части подзоны I |
Северная и центральная части подзоны I | 40 | >100 | Между южной границей вечной мерзлоты в Сибири, севернее 56° с.ш. и южной границей подзон I и I |
Южная часть подзоны I | 45 | >100 | Между южной границей вечной мерзлоты в Восточной Сибири, севернее южной государственной границы Восточной Сибири до 56° с.ш. |
II | 50 | >100 | Севернее линии: Барановичи-Рославль-Клин-Рыбинск- -Котлас-Березники-Ивлев, южнее линии: Апатиты-Мезень-Ухта-Ивдель |
II | 45 | >100 | Южнее и западнее южной границы вечной мерзлоты в пределах Сибири, севернее линии: Ижевск-Тара-Томск-Канск |
III | 45 | В равнинной местности 60-100; в предгорье >100 | Южнее линии: Ижевск-Тара-Томск-Канск, севернее линии: Магнитогорск-Омск-Бийск-Туран до границы на востоке с подзоной I |
________________ * Приведено к температуре покрытия минус 10 °С. Примечание. Над чертой указаны летние расчетные температуры дорожных покрытий, под чертой - зимние. |
2.6. Уровень температурных напряжений в покрытии и процесс трещинообразования существенно зависят от вида основания. По характеру образования трещин в покрытии рекомендуется дорожное основание разделить на два вида - блочное и неблочное: к блочным относятся основания из сборного и монолитного железобетона, цементогрунта и других материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, а также существующие асфальто- или дегтебетонные покрытия с температурными трещинами, к неблочным - основания из асфальто- и дегтебетонов без трещин, из черного щебня, щебня с пропиткой из других материалов, обработанных органическими вяжущими, а также щебеночные, гравийные и т.п.
3.1. Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями необходимо проектировать в соответствии с действующими нормативными документами (СНиП 2.05.02-85, ВСН 46-83, а также нормами проектирования и строительства автомобильных дорог в районах распространения влагомерзлых грунтов) с учетом положений настоящих Методических рекомендаций и технико-экономическим обоснованием.
3.2. При проектировании дорожной одежды необходимо стремиться к обеспечению максимальной устойчивости асфальтобетонного покрытия, чтобы предотвратить образование температурных трещин в холодный период года, используя рекомендуемые приемы ее рационального конструирования и выбирая оптимальные составы асфальтобетона.
При оптимизации составов асфальтобетона, наряду с улучшением низкотемпературных свойств, необходимо обеспечить его морозостойкость и сдвигоустойчивость в покрытии.
3.3. Чтобы повысить температурную трещиностойкость асфальтобетонных покрытий, рекомендуется проводить следующие конструктивные мероприятия, снижающие уровень температурных напряжений в покрытии:
применять вместо блочных неблочные основания из щебня, щебня с пропиткой, черного щебня, пористого и высокопористого асфальтобетона и т.п.;
уменьшать модуль упругости блочного основания;
увеличивать толщину покрытия;
уменьшать длину плит блочного основания;
устраивать между покрытием и блочным основанием трещино-прерывающую прослойку из высокодеформативных или зернистых материалов.
3.4. Толщину асфальтобетонных покрытий на неблочных основаниях назначают, руководствуясь табл.2. Если основание устраивается из пористого, высокопористого асфальтобетона, эмульсионно-минеральных и других органоминеральных материалов, то толщину покрытия допускается уменьшать, но не более чем на 2/3 толщины основания.
Таблица 2
Дорожно- | Тип асфальто- | Рекомендуемая минимальная толщина покрытия, см, на автомобильных дорогах категорий | |||||||||||
I, II | III, Ic | IV, IIc | |||||||||||
при использовании битумов марок | |||||||||||||
БНД 60/90 | БНД 90/130 | БНД 130/200 | БНД 200/300 | БНД 60/90 | БНД 90/130 | БНД 130/200 | БНД 200/300 | БНД 90/130 | БНД 130/200 | БНД 200/300 | СГ 130/200 | ||
I | А | 15 | 14 | 12 | 11 | 14 | 13 | 11 | 10 | - | - | - | - |
Б | - | 15 | 14 | 12 | - | 14 | 12 | 11 | 12 | 11 | 10 | 8 | |
В | - | - | 15 | - | - | - | 14 | 12 | - | 11 | 10 | 9 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11 | 10 | |
Северная и центральная части подзоны I | А | - | 15 | 13 | 11 | - | - | 12 | 10 | - | - | - | - |
Б | - | - | 14 | 12 | - | - | - | 11 | - | - | 11 | 10 | |
В | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 9 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | |
Южная часть подзоны I | А | 12 | 10 | 9 | 9 | 12 | 10 | 9 | 8 | - | - | - | - |
Б | - | 12 | 10 | - | - | 12 | 10 | 9 | 10 | 8 | 8 | 7 | |
В | - | - | - | - | - | - | 11 | - | - | 9 | 8 | 7 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 9 | - | |
Северная и центральная части подзоны I | А | 12 | 11 | 10 | 9 | 12 | 10 | 9 | 8 | - | - | - | - |
Б | - | 12 | 11 | - | - | 12 | 11 | 9 | 10 | 8 | 8 | 7 | |
В | - | - | - | - | - | - | 12 | - | - | 9 | 8 | 7 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 9 | 8 | |
Южная часть подзоны I | А | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 8 | 8 | - | - | - | - |
Б | 12 | 10 | 10 | 9 | 12 | 10 | 9 | 8 | 8 | 7 | 6 | 6 | |
В | - | 11 | - | - | - | - | 10 | 9 | 9 | 8 | 7 | 6 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | 9 | - | 9 | 8 | 7 | |
II | A | 9 | 8 | 7 | 6 | 8 | 7 | 6 | 5 | - | - | - | - |
Б | 10 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 | 7 | 6 | 7 | 7 | 6 | 5 | |
В | 11 | 10 | 9 | 8 | 10 | 9 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 | 6 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | 9 | 9 | 8 | 7 | |
II | А | 12 | 11 | 10 | 9 | 12 | 11 | 9 | 8 | - | - | - | - |
Б | - | 12 | 11 | - | - | 12 | 10 | 9 | 10 | 8 | 8 | 7 | |
В | - | - | - | - | - | - | 11 | - | - | 9 | 8 | 7 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 9 | 8 | |
III | А | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 8 | 8 | - | - | - | - |
Б | 12 | 10 | 10 | 9 | 11 | 10 | 9 | 8 | 8 | 7 | 6 | 6 | |
В | - | 11 | - | - | - | 11 | 10 | 9 | 9 | 8 | 7 | 6 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 9 | 8 | 7 | |
Примечания: 1. На дорогах I, II категорий рекомендуется применять асфальтобетонные смеси I марки, III и Iс категорий - II марки, IV и IIс категорий - III марки. 2. При устройстве асфальтобетонных покрытий в южной части подзоны I и в III дорожно-климатической зоне допускается применять битумы марок БН 90/130, БН 130/200 и БН 200/300. 3. При использовании в составе асфальтобетона ПБВ рекомендуемая минимальная толщина покрытия может быть уменьшена в I, I, северной и центральной частях I и во II дорожно-климатических подзонах в 1,15 раза; в южной части I подзоны и в III зоне - в 1,2 раза; во II подзоне - в 1,3 раза. |