Статус документа
Статус документа


     МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ДЕФОРМАТИВНОСТИ И МОРОЗОСТОЙКОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ (ДО МИНУС 50 °С)



УТВЕРЖДЕНЫ зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым

ОДОБРЕНЫ научно-техническим советом Минтрансстроя СССР (решение к протоколу N 5 (1847) от 05.07.89 г.)



На основании теоретических, лабораторных и опытно-экспериментальных исследований выявлены основные пути повышения работоспособности асфальтобетонных покрытий в условиях низких температур.

Рассмотрены условия работы асфальтобетонных покрытий в различных климатических зонах и особенности рационального конструирования покрытий в зависимости от климатических условий района строительства, вида основания, типа асфальтобетонной смеси и марки применяемого битума.

Даны предложения по повышению качества асфальтобетона, в том числе добавками полимеров.

Изложены технология строительства дорожных покрытий из асфальтобетона повышенной плотности на основе жидкого битума и требования к этому материалу.

Предлагаемые технические решения дифференцированы по условиям работы покрытий и взаимоувязаны по технико-экономическому эффекту.

Предисловие


Асфальтобетонные покрытия автомобильных дорог устраивают в различных регионах страны, в том числе в районах Севера и Сибири. Однако из-за недостаточной деформативности и морозостойкости асфальтобетона при низких температурах фактические сроки службы покрытий часто ниже нормативных. Чтобы увеличить срок службы таких покрытий, необходимо разработать комплексные технические решения.

В последние годы в Союздорнии, его Омском и Ленинградском филиалах, Киевском автомобильно-дорожном институте (КАДИ) и Сибирском автомобильно-дорожном институте (СибАДИ) проведены исследования, направленные на повышение трещино- и морозостойкости асфальтобетонных покрытий в суровых климатических условиях и включающие способы совершенствования структуры асфальтобетона, а также конструктивные мероприятия по снижению температурных напряжений в слоях покрытий при его охлаждении.

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе теоретических и лабораторных исследований, результатов строительства экспериментальных участков и обследования существующих дорог с асфальтобетонными покрытиями. Рекомендации предназначены для внедрения в практику дорожного строительства в районах с различными климатическими условиями.

Изучена область применения асфальтобетонных смесей разных видов, типов и марок в зависимости от марки применяемого битума, климатических условий района строительства и категории дороги; приведены дополнительные требования к асфальтобетонам по морозостойкости.

Для улучшения свойств асфальтобетонов рекомендованы полимерно-битумные вяжущие, жидкие битумы в специальных составах смесей и другие материалы.

При составлении настоящих Методических рекомендаций использованы авторские свидетельства N 272881, 833725, 983105, 1279992.

Методические рекомендации составили кандидаты технических наук Г.Н.Кирюхин, Л.М.Гохман (Союздорнии), Ю.Е.Никольский (Ленинградский филиал Союздорнии), О.Г.Бабак (Омский филиал Союздорнии), В.В.Мозговой, д-р техн. наук Б.С.Радовский (КАДИ).

В работе использованы данные кандидатов технических наук В.Н.Шестакова (СибАДИ), А.С.Баранковского (Омский филиал Союздорнии), инженеров О.Э.Цеханского и И.И.Свистулы (КАДИ), И.В.Басурмановой и И.П.Гомеляка, а также канд. техн. наук А.Е.Мерзликина (Союздорнии).

Внедрение положений настоящих Методических рекомендаций позволит:

увеличить срок службы асфальтобетонных покрытий с сохранением требуемых транспортно-эксплуатационных показателей;

уменьшить объем работ по текущему и среднему ремонтам;

получить экономический эффект по строительной стоимости до 0,8 тыс. руб. и по приведенным затратам до 15 тыс. руб. на 1 км покрытия.

1. Общие положения

1.1. "Методические рекомендации по повышению деформативности и морозостойкости асфальтобетонных покрытий при низких температурах (до минус 50 °C)" разработаны в дополнение к действующим нормативно-техническим документам и предназначены для внедрения при проектировании и строительстве асфальтобетонных покрытий нежестких дорожных одежд, а также при строительстве покрытий на основаниях из сборных железобетонных плит на автомобильных дорогах общего пользования I-IV категорий, а также дорог сельскохозяйственного назначения Iс и IIс категорий.

Надежность работы асфальтобетонных покрытий может быть обеспечена только при соблюдении технологии производства работ и использовании материалов, отвечающих требованиям нормативных документов (СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, СНиП 2.05.11-83, действующих ГОСТов и ведомственных строительных норм).

1.2. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями срок службы асфальтобетонных покрытий можно увеличить путем реализации ряда конструктивных и материаловедческих решений, а также их комбинаций.

1.3. В каждом конкретном случае решения выбирают исходя из наличия материалов и условий работы асфальтобетонных покрытий в данном регионе на основе технико-экономического обоснования.

2. Условия работы асфальтобетонных покрытий

2.1. Условия работы асфальтобетонных покрытий, предопределяемые климатом, характеризуются расчетными летними и зимними температурами покрытий и количеством циклов замораживания-оттаивания, приведенных к температуре покрытия минус 10 °С.

2.2. Значения расчетных летних температур асфальтобетонных покрытий используют для проверки соответствия свойств выбранной асфальтобетонной смеси условию сдвигоустойчивости материала в покрытии по методике расчета, изложенной в "Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-83* (М.: Транспорт, 1985).

__________________

* Заменены на ОДН 218.046-01, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

2.3. Значения расчетных зимних температур асфальтобетонных покрытий применяют для выбора асфальтобетонной смеси, позволяющей повысить трещиностойкость покрытий в холодный период года.

2.4. Расчетное количество приведенных циклов замораживания-оттаивания асфальтобетона в покрытии необходимо для назначения состава асфальтобетонной смеси, обеспечивающей морозостойкость покрытия.

2.5. Расчетные параметры температурного и влажностного режимов работы асфальтобетонного покрытия в I-III дорожно-климатических зонах приведены в табл.1

Таблица 1

Дорожно-
климатическая
 зона и подзона

Расчетные температуры дорожных покрытий, °С

Расчетное
 количество циклов заморажи-
вания-
оттаивания*

Примерные географические границы зоны (подзоны)

I

35
-40

<60

Севернее линии: Салехард-Курейка-Трубка Удачная-Верхоянск-Дружина-Горный Мыс

Северная и центральная

 части подзоны I

40
-45

60-100

Восточнее линии: устье Нижней Тунгуски-Ербогачен-Ленск, севернее линии: Олекминск-Усть-Мая-Охотск-Палатка-Слаутное. Ограничена с севера подзоной I

Южная часть

 подзоны I

45
-40

>100

Восточнее линии: Ленск-Бодайбо-Богдарин, севернее линии: Могоча-Сковородино-Зея-Охотск. Ограничена с севера южной границей центральной части подзоны I

Северная и центральная

 части подзоны

I

40
-40

>100

Между южной границей вечной мерзлоты в Сибири, севернее 56° с.ш. и южной границей подзон I и I

Южная часть

подзоны I

45
-35

>100

Между южной границей вечной мерзлоты в Восточной Сибири, севернее южной государственной границы Восточной Сибири до 56° с.ш.

II

50
-25

>100

Севернее линии: Барановичи-Рославль-Клин-Рыбинск- -Котлас-Березники-Ивлев, южнее линии: Апатиты-Мезень-Ухта-Ивдель

II

45
-40

>100

Южнее и западнее южной границы вечной мерзлоты в пределах Сибири, севернее линии: Ижевск-Тара-Томск-Канск

III

45
-35

В равнинной местности 60-100;

в предгорье >100

Южнее линии: Ижевск-Тара-Томск-Канск, севернее линии: Магнитогорск-Омск-Бийск-Туран до границы на востоке с подзоной I

________________

* Приведено к температуре покрытия минус 10 °С.

Примечание. Над чертой указаны летние расчетные температуры дорожных покрытий, под чертой - зимние.



2.6. Уровень температурных напряжений в покрытии и процесс трещинообразования существенно зависят от вида основания. По характеру образования трещин в покрытии рекомендуется дорожное основание разделить на два вида - блочное и неблочное: к блочным относятся основания из сборного и монолитного железобетона, цементогрунта и других материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, а также существующие асфальто- или дегтебетонные покрытия с температурными трещинами, к неблочным - основания из асфальто- и дегтебетонов без трещин, из черного щебня, щебня с пропиткой из других материалов, обработанных органическими вяжущими, а также щебеночные, гравийные и т.п.

3. Особенности конструирования дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями

3.1. Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями необходимо проектировать в соответствии с действующими нормативными документами (СНиП 2.05.02-85, ВСН 46-83, а также нормами проектирования и строительства автомобильных дорог в районах распространения влагомерзлых грунтов) с учетом положений настоящих Методических рекомендаций и технико-экономическим обоснованием.

3.2. При проектировании дорожной одежды необходимо стремиться к обеспечению максимальной устойчивости асфальтобетонного покрытия, чтобы предотвратить образование температурных трещин в холодный период года, используя рекомендуемые приемы ее рационального конструирования и выбирая оптимальные составы асфальтобетона.

При оптимизации составов асфальтобетона, наряду с улучшением низкотемпературных свойств, необходимо обеспечить его морозостойкость и сдвигоустойчивость в покрытии.

3.3. Чтобы повысить температурную трещиностойкость асфальтобетонных покрытий, рекомендуется проводить следующие конструктивные мероприятия, снижающие уровень температурных напряжений в покрытии:

применять вместо блочных неблочные основания из щебня, щебня с пропиткой, черного щебня, пористого и высокопористого асфальтобетона и т.п.;

уменьшать модуль упругости блочного основания;

увеличивать толщину покрытия;

уменьшать длину плит блочного основания;

устраивать между покрытием и блочным основанием трещино-прерывающую прослойку из высокодеформативных или зернистых материалов.

3.4. Толщину асфальтобетонных покрытий на неблочных основаниях назначают, руководствуясь табл.2. Если основание устраивается из пористого, высокопористого асфальтобетона, эмульсионно-минеральных и других органоминеральных материалов, то толщину покрытия допускается уменьшать, но не более чем на 2/3 толщины основания.

Таблица 2

Дорожно-
климатическая
 зона и подзона

Тип асфальто-
бетонной смеси

Рекомендуемая минимальная толщина покрытия, см, на автомобильных дорогах категорий

I, II

III, Ic

IV, IIc

при использовании битумов марок

БНД 60/90

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 200/300

БНД 60/90

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 200/300

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 200/300

СГ 130/200

I

А

15

14

12

11

14

13

11

10

-

-

-

-

Б

-

15

14

12

-

14

12

11

12

11

10

8

В

-

-

15

-

-

-

14

12

-

11

10

9

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

10

Северная и центральная части подзоны I

А

-

15

13

11

-

-

12

10

-

-

-

-

Б

-

-

14

12

-

-

-

11

-

-

11

10

В

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

9

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

Южная часть подзоны I

А

12

10

9

9

12

10

9

8

-

-

-

-

Б

-

12

10

-

-

12

10

9

10

8

8

7

В

-

-

-

-

-

-

11

-

-

9

8

7

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

-

Северная и центральная части подзоны I

А

12

11

10

9

12

10

9

8

-

-

-

-

Б

-

12

11

-

-

12

11

9

10

8

8

7

В

-

-

-

-

-

-

12

-

-

9

8

7

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

8

Южная часть подзоны I

А

10

9

9

8

10

9

8

8

-

-

-

-

Б

12

10

10

9

12

10

9

8

8

7

6

6

В

-

11

-

-

-

-

10

9

9

8

7

6

Г

-

-

-

-

-

-

-

9

-

9

8

7

II

A

9

8

7

6

8

7

6

5

-

-

-

-

Б

10

9

8

7

9

8

7

6

7

7

6

5

В

11

10

9

8

10

9

8

7

8

8

7

6

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

9

9

8

7

II

А

12

11

10

9

12

11

9

8

-

-

-

-

Б

-

12

11

-

-

12

10

9

10

8

8

7

В

-

-

-

-

-

-

11

-

-

9

8

7

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

8

III

А

10

9

9

8

10

9

8

8

-

-

-

-

Б

12

10

10

9

11

10

9

8

8

7

6

6

В

-

11

-

-

-

11

10

9

9

8

7

6

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

8

7

Примечания: 1. На дорогах I, II категорий рекомендуется применять асфальтобетонные смеси I марки, III и Iс категорий - II марки, IV и IIс категорий - III марки.

2. При устройстве асфальтобетонных покрытий в южной части подзоны I и в III дорожно-климатической зоне допускается применять битумы марок БН 90/130, БН 130/200 и БН 200/300.

3. При использовании в составе асфальтобетона ПБВ рекомендуемая минимальная толщина покрытия может быть уменьшена в I, I, северной и центральной частях I и во II дорожно-климатических подзонах в 1,15 раза; в южной части I подзоны и в III зоне - в 1,2 раза; во II подзоне - в 1,3 раза.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs