ПЕРВИЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
32. Первичные испытания канатов перед навеской (в том числе канатов, находящихся в резерве) и повторные испытания канатов, находящихся в эксплуатации, должны проводиться согласно требованиям действующих правил безопасности.
33. Испытания навешенного каната, проработавшего менее 3 месяцев, проводятся как первичные.
34. При повторном использовании канатов, находившихся ранее в эксплуатации, на испытание представляется отрезок каната, взятый от конца, присоединяемого к подъемному сосуду. Обработка результатов испытаний проводится по нормам повторных испытаний, а запас прочности должен быть не ниже нормативного при навеске нового каната.
35. Проволоки каната разделяют на группы, количество которых определяется числом различных диаметров круглых проволок и числом профилей фасонных проволок. Центральные проволоки и проволоки заполнения выделяют в отдельные самостоятельные группы.
36. Данные об испытуемом канате и результаты испытаний заносят в протоколы испытаний. Примеры обработки результатов испытаний и применяемых при этом форм протоколов приведены в приложении N 8.
ПЕРВИЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПРЯДЕВЫХ КАНАТОВ
37. При первичных испытаниях прядевого каната каждую его проволоку испытывают последовательно на соответствие нормативным требованиям по диаметру, по перегибам, на разрывную прочность. Результаты испытаний одной и той же проволоки записывают рядом в одной строке.
Замеры фактических диаметров всех проволок каната должны выполняться микрометром типа МК-0,25 с ценой деления 0,01 мм по ГОСТ 6507-90, имеющим свидетельство о госповерке и отрегулированным в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Необходимо постоянно следить за чистотой измерительных плоскостей и правильностью нулевой установки.
Измерение диаметра круглой проволоки должно производиться дважды. Второй замер производится в направлении, перпендикулярном первому. Место второго замера может быть смещено по длине проволоки с тем, чтобы избежать погрешности от прогиба проволоки. Фактический диаметр проволоки, равный среднему арифметическому двух замеров, записывают в протокол. Проволоки, у которых значения первого и второго замеров отличаются более чем на половину поля допуска на диаметр, т.е. "овальные", помечают в протоколе как не выдержавшие испытания. В рихтованных канатах проволоки на овальность не проверяются.
38. Испытания на перегиб проводятся для всех проволок каната, кроме забракованных по диаметру и порванных в канате или сломавшихся при разборке или рихтовке. Для проволок с диаметром менее 0,8 мм испытание на перегиб заменяют испытанием на разрыв с узлом.
Для испытания проволок на перегиб используется прибор типа НГ-2 по ГОСТ 1579-93 (ТУ 25.06-71).
Для каждого диаметра проволоки при испытании на перегиб устанавливают поводок, валики и расстояние от нижней поверхности поводка до валиков в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Диаметры поводка и валиков для проволок различного диаметра
Диаметр валиков , мм |
| |||
Диаметр проволоки, мм | номинальный | допускаемые отклонения | Диаметр отверстий поводка , | Расстояние между верхней образующей валиков и нижней поверхностью поводка , мм |
От 0,8 до 1,0 вкл. | 5,0 | ±0,1 | 1,5 | 15 |
Св. 1,0 до 1,5 вкл. | 7,5 | 2,0 | 20 | |
" 1,5 " 2,0 " | 10,0 | 2,5 | ||
" 2,0 " 2,5 " | 15,0 | 3,0 | 25 | |
" 2,5 " 3,0 " | 3,5 | |||
" 3,0 " 4,0 " | 20,0 | 4,5 | 35 | |
" 4,0 " 5,0 " | 30,0 | 6,0 | 50 | |
" 5,0 " 5,5 " | 7,0 |
Прибор для испытания проволок на перегиб, проверенный согласно приложению N 1, устанавливают на горизонтальной поверхности, изгибающий рычаг должен находиться в вертикальном положении. Проволоку продевают через поводок и пропускают между зажимными губками валиков на всю их высоту перпендикулярно плоскости, проходящей через оси валиков, и зажимают губками. Зажатая проволока не должна проворачиваться или перемещаться вдоль оси. Первым перегибом считается загиб проволоки вправо или влево на 90°, вторым - загиб проволоки на 180° в противоположную сторону, третьим - загиб проволоки на 180° в сторону, противоположную предыдущему перегибу и т.д. Перегибы проволоки допускается производить с частотой, не превышающей 60 загибов в минуту. Количество перегибов до разрушения проволоки записывается в протокол (перегиб, при котором произошло разрушение, в это число не входит).
Результат записывают в графу "Число перегибов".
39. На разрыв испытываются все проволоки каната за исключением порванных в канате, сломавшихся при разборке и рихтовке.
Перед испытанием на разрыв испытательная машина должна быть проверена и подготовлена к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Выбор шкалы испытательной машины должен выполняться в соответствии с указаниями технической документации на машину.
Рекомендуется, чтобы для машин с маятниковым, рычажно-маятниковым и гидравлико-маятниковым силоизмерителем ожидаемое минимальное разрывное усилие проволоки составляло не менее 1/5 используемой шкалы, но не ниже 0,04 от предельной нагрузки испытательной машины; а наибольшее разрывное усилие проволоки не превышало 3/4 используемой шкалы силоизмерителя. Для машин с электронным силоизмерительным датчиком ожидаемое разрывное усилие проволок должно находиться в диапазоне, обеспечивающем минимальную погрешность согласно технической документации на машину.
Проволока зажимается в захватах машины на всю длину плашек. Длина свободного участка проволоки между захватами должна быть 100-200 мм. Нагрузка должна прилагаться к проволоке плавно. Подвижный захват при испытании должен перемещаться со скоростью не более 0,4 длины участка между захватами в минуту. Во избежание превышения допустимой величины рекомендуется принимать скорость не более 40 мм/мин.
Величина нагрузки должна отсчитываться с точностью до одного наименьшего деления соответствующей шкалы силоизмерителя.
Результат записывают в графу "Разрывное усилие".