МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ВЫЕМОК В ГЛИНИСТЫХ ГРУНТАХ ВЛАЖНОСТЬЮ
ВЫШЕ ОПТИМАЛЬНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭТИХ ГРУНТОВ
ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ НАСЫПЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ВО II и III ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ
УТВЕРЖДЕНЫ зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым
ОДОБРЕНЫ Главным техническим управлением (письмо N 37-03-105/14 от 18.02.87 г.)
Составлены на основе исследований Союздорнии, выполненных в целях комплексного подхода к проектированию и строительству автомобильных дорог с использованием глинистых грунтов, влажность которых выше оптимальной, для повышения качества и надежности строительства.
Приведены требования к назначению допустимых коэффициентов увлажнения глинистых грунтов при их использовании в насыпях. Даны рекомендации по инженерно-геологической оценке грунтов, залегающих в выемках. Рассмотрены требования к рабочей документации по проектированию выемок и насыпей из грунтов повышенной влажности. Разработаны принципы назначения конструкций земляного полотна из грунтов с влажностью выше оптимальной, а также приведены типовые и индивидуальные конструкции.
Для индивидуальных решений предложена комплексная оценка устойчивости и стабильности земляного полотна насыпей и выемок, на основе которой рекомендуется назначать конструктивные мероприятия для обеспечения надежности насыпей из грунтов повышенной влажности, а также допустимые коэффициенты увлажнения. Рассмотрены особенности организации и технологии сооружения земляного полотна из грунтов повышенной влажности с учетом выбора машин и снижения их производительности; даны мелиоративные и конструктивные решения по осушению грунтов повышенной влажности и переувлажненных.
Предисловие
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с планом научно-исследовательских работ по теме ЗР-86-02.02 и предназначены для использования при проектировании и строительстве земляного полотна автомобильных дорог из местных глинистых грунтов с влажностью выше оптимальной во II и III дорожно-климатических зонах.
Методические рекомендации составлены на основе и в развитие СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85 с учетом выполненных теоретических и экспериментальных работ, полевых обследований автомобильных дорог во II и III дорожно-климатических зонах, а также отечественного и зарубежного опыта строительства. В разработанный документ включены новые решения по инженерно-геологической оценке грунтов, залегающих в выемках; предложен комплексный подход к проектированию и назначению типовых и индивидуальных конструкций земляного полотна в зависимости от его типа, вида грунта и степени его влажности.
При разработке технологических решений приняты во внимание особенности подготовительных, основных и укрепительных работ при использовании существующего парка землеройно-транспортных и грунтоуплотняющих машин с учетом регламента их работы в зависимости от состава и степени влажности разрабатываемого в выемках грунта. Один из разделов посвящен современным способам осушения грунта.
Выполнение рекомендаций должно способствовать расширению возможностей сооружения надежного и стабильного земляного полотна из глинистых грунтов, влажность которых выше оптимальной. Экономический эффект от применения предложенных рекомендаций составит до 100 тыс.руб. на 1 км дороги.
Методические рекомендации составили инж. Ю.М.Львович (руководитель работы) (разд.1-7), канд. техн. наук Э.М.Добров (разд.5), кандидаты технических наук Э.К.Кузахметова (разд.1, 2, 4-6, приложение), Р.Е.Чепланова (разд.5), Л.А.Марков (разд.6), Л.И.Семендяев (разд.5), Н.А.Иванов (разд.5), М.А.Либерман (разд.7), В.А.Смоленцева (разд.7) (Союздорнии); канд. техн. наук Ю.М.Васильев (разд.8) (Ленинградский филиал Союздорнии); д-р техн. наук М.Б.Корсунский (разд.8), канд. техн. наук В.А.Семенов (разд.8), инж. А.А.Лебедев (разд.8) (Владимирский политехнический институт); канд. техн. наук В.Д.Браславский (разд.1, 2, 4) (ГПИ "Союздорпроект"); канд. техн. наук Е.В.Ширшов (разд.8) (Архангельский политехнический институт).