ГОСТ Р ИСО 8082-2005
Группа Г51
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Машины для леса самоходные
УСТРОЙСТВА ЗАЩИТЫ ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ
Технические требования и методы испытаний
Self-propelled machinery for forestry. Roll-over protective structures.
Performance requirements and test methods
ОКС 65.060.80
ОКП 48 5100
Дата введения 2007-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе перевода, выполненного ВНИИКИ (peг. N 980), и собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 361 "Лесные машины"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 562-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 8082:2003 "Машины самоходные для леса. Устройства защиты при опрокидывании. Лабораторные испытания и требования к характеристикам" (ISO 8082:2003 "Self-propelled machinery for forestry - Roll-over protective structures - Laboratory tests and performance requirements", IDT). Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении В
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 8082-99
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на самоходные машины для леса по ИСО 6814, такие как трелевочные, валочно-пакетирующие, погрузочно-транспортные, погрузчики леса и многооперационные машины для обработки круглых лесоматериалов (процессоры и харвестеры), и устанавливает технические требования и методы испытаний устройств защиты при опрокидывании.
Стандарт не распространяется на машины с кабиной и стреловым механизмом на поворотной платформе.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО 148:1983 Сталь. Ударные испытания по Шарпи (образцов c V-образным надрезом)
ИСО 898-1:1999 Механические свойства крепежных изделий из углеродистой и легированной стали. Часть 1. Болты, винты и шпильки
ИСО 898-2:1992 Изделия крепежные. Механические свойства. Часть 2. Гайки с установленными значениями контрольной нагрузки. Крупная резьба
ИСО 3164:1995 Машины землеройные. Лабораторные испытания по оценке устройств защиты. Характеристика объема ограничения деформации
ИСО 6814:2000 Машины для лесного хозяйства. Передвижные и самоходные машины. Термины, определения и классификация
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями (таблица 1).
Таблица 1 - Обозначения
Символ | Наименование |
Энергия, поглощаемая ROPS, Дж | |
Усилие, Н | |
Масса машины, кг | |
Деформация ROPS, мм |
3.1 устройство защиты при опрокидывании; ROPS (roll-over protective structure): Система конструктивных, смонтированных на машине элементов, позволяющая при опрокидывании машины уменьшить вероятность нанесения повреждения оператору, пристегнутому ремнем безопасности.
Примечание - Конструктивные элементы устройств защиты при опрокидывании включают в себя подрамники, кронштейны, опоры, подвески или амортизаторы, болты, используемые для закрепления устройства защиты при опрокидывании к раме машины, но исключают все, что является неотъемлемой частью рамы машины.
3.2 объем ограничения деформации; DLV (deflection-limiting volume): Линейные размеры объема ограничения деформации устанавливают исходя из антропометрических данных оператора высокого роста в положении сидя, в обычной одежде и защитном шлеме по ИСО 3411.
3.3 устройство защиты от падающих предметов; FOPS (falling object protective system): Система конструктивных, смонтированных на машине элементов, предназначенная для обеспечения защиты оператора от падающих предметов, таких как деревья и их части, камни.
3.4 устройство защиты оператора; OPS (operator protective system): Система конструктивных, смонтированных на машине элементов, предназначенная для обеспечения защиты оператора от проникновения в кабину подроста, сучьев деревьев и разорванного трелевочного каната.
3.5 имитируемая плоскость грунта; SGP (simulated ground plane): Плоская поверхность, при соприкосновении с которой происходит прекращение дальнейшего переворачивания опрокинувшейся машины.
3.5.1 боковая имитируемая плоскость грунта; LSGP (lateral simulated ground plane): (для машины, закончившей переворот на боку) поверхность, находящаяся в плоскости, проходящей через наиболее удаленную от продольной оси машины точку верхнего элемента ROPS и расположенной под углом 15° к вертикальной оси объема ограничения деформации (рисунок 1).
Примечание - Боковая имитируемая плоскость грунта определяется на незагруженном ROPS и перемещается при приложении нагрузки к ROPS, сохраняя угол 15° к вертикали.
1 - верхний элемент ROPS, к которому прикладывают боковую нагрузку; 2 - наиболее удаленная
точка элемента 1 от оси симметрии машины; 3 - вертикальная линия, проходящая через точку 2;
4 - вертикальная плоскость, проходящая параллельно продольной оси машины через линию 3;
5 - боковая имитируемая плоскость грунта
Рисунок 1 - Определение положения боковой имитируемой плоскости грунта LSGP
3.5.2 Вертикальная имитируемая плоскость грунта; VSGP (vertical simulated ground plane): (для машины, закончившей переворот вверх ходовой частью) поверхность, проходящая через верхнюю точку ROPS и переднюю (заднюю) часть машины, которая соприкасается с грунтом одновременно с ROPS и способна удерживать опрокинувшуюся машину в устойчивом положении.
Примечание - Вертикальная имитируемая плоскость грунта перемещается вместе с деформированным ROPS.
3.6 масса машины : Максимальная масса машины, заявленная изготовителем, включая оборудование с инструментами, устройством защиты при опрокидывании, полной заправкой всех емкостей, исключая прицепное оборудование (рубительное, почвообрабатывающее, сеялки) и любой груз, который может находиться на машине.
4 Статические испытания
Предупреждение: некоторые испытания по настоящему стандарту предполагают использование методов, которые могут приводить к возникновению опасных ситуаций.
4.1 Крепление
Крепление должно надежно фиксировать систему "ROPS - рама машины" на испытательном стенде и выдерживать прикладываемые к ROPS боковые, продольные и вертикальные нагрузки.
Характеристики и расположение DLV должны соответствовать требованиям ИСО 3164. DLV должно быть жестко закреплено в том месте машины, где устанавливается сиденье оператора, и должно находиться там в течение всего периода испытаний. Для машин, оборудованных реверсивным сиденьем, DLV определяется как сумма DLV для двух положений сиденья.
4.2 Средства измерений
Стенд для испытаний следует оборудовать средствами измерений для определения усилия, прикладываемого к ROPS, и линейных размеров деформации. Относительная погрешность измерений приведена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя | Относительная погрешность измерений |
Линейные размеры деформации, мм | ± 5% максимальной деформации |
Прикладываемое усилие, Н | ± 5% максимального усилия |
4.3 Оборудование для приложения нагрузки
4.3.1 Общие положения
4.3.1.1 Установка ROPS на раму машины
ROPS должно быть установлено на раме машины так же, как и на работающей машине. Для испытаний необязательно использовать машину в сборе.
Все элементы кабины (стекла, панели, двери и другие элементы), не являющиеся несущими, должны быть сняты для исключения их влияния на результаты испытаний.
4.3.1.2 Крепление системы "ROPS - рама машины" на платформе стенда
Систему "ROPS - рама машины" следует крепить на платформе стенда таким образом, чтобы элементы крепления этой системы к стенду подвергались минимальной деформации. В процессе бокового нагружения система "ROPS - рама машины" не должна иметь контактов с основанием стенда, кроме предусмотренных первоначальным креплением.
Крепление должно соединять платформу с рамой машины в местах крепления к раме передней и задней осей. Для шарнирно-сочлененных машин, если при испытании используют обе рамы, шарнир должен быть заблокирован так, чтобы рамы были на одной прямой линии. Если для испытаний используют только раму с установленным ROPS, то ее крепят к стенду в местах габаритных точек рамы (рисунок 2).
Рисунок 2 - Крепление машины на платформе стенда
4.3.1.3 Устранение влияния элементов подвески и амортизаторов
Рама машины должна быть закреплена таким образом, чтобы любой элемент машины, который можно было бы рассматривать как амортизатор (пневматический, пневмогидравлический, резиновый или механический), был заблокирован и не поглощал энергию.
Амортизаторы, входящие в конструкцию ROPS, не должны быть заблокированы.
4.3.2 Требования к испытаниям при вертикальной нагрузке