Возможные обоснования отказа от проведения испытаний
Е.1 Общие положения
Ниже приводится краткое изложение одного из возможных методов выбора электрических/электронных сборочных узлов и машин для использования при оценке условий обеспечения ЭМС в соответствии с Директивой Европейского Совета 89/336/ЕЕС [8] и возможных обоснований отказа от проведения испытаний в области ЭМС. Следует учитывать, что Директива Европейской Комиссии 95/54/ЕС [1] первоначально предназначалась только для дорожных машин с искровым зажиганием, однако затем была преобразована для включения машин с дизельным двигателем. Категории транспортных средств, включенные в Директиву Европейской Комиссии 95/54/ЕС, обозначаются кодами М, N и О. Другие технические средства (например, передвижные машины и механизмы) должны соответствовать требованиям Директивы Европейского Совета 89/336/ЕЕС.
Применительно к сельскохозяйственным машинам и тракторам в настоящее время еще не накоплен достаточный объем сведений, которые могли бы быть полезными при разработке наименее затратного метода выбора "наихудшего случая", и, в отличие от широкополосных помех, создаваемых двигателями внутреннего сгорания транспортных средств, отсутствует длительный опыт официального утверждения типа, который мог бы обеспечить необходимый справочный материал.
Поэтому целесообразно применять матричный метод, позволяющий ограничиться минимальным числом представляемых для испытаний машин или электрических/электронных сборочных узлов и в то же время охватить все типовые технические условия на машины и электромагнитные помехи всех видов.
Изготовитель имеет возможность продемонстрировать, что аналогичные электронные системы управления, установленные на машинах с различными техническими условиями, являются идентичными с точки зрения проектирования и характеристик ЭМС.
Е.2 Обоснования
Предполагаемые возможные обоснования отказа от проведения испытаний в области ЭМС подсистем, установленных на машинах и оборудовании, приведены в таблице Е.1. Если машина (оборудование) подвергается испытаниям как система в целом, то должны быть оценены характеристики ЭМС всех установленных подсистем. Например, если блок кондиционирования воздуха не включается во время проведения измерений широкополосных электромагнитных помех, создаваемых машиной, необходимо отдельно провести типовые испытания этого электрического/электронного сборочного узла и утвердить его характеристики.
Таблица Е.1 может быть использована при оценке условий обеспечения ЭМС электрических/электронных сборочных узлов. Затем может быть разработана матрица, охватывающая все обозначенные варианты и возможности, которая может оказать помощь при выборе технических характеристик, подлежащих испытаниям.
Таблица Е.1 - Возможные обоснования отказа от проведения испытаний в области ЭМС
Номер обоснования | Обоснование |
Узкополосные электромагнитные помехи | |
1 | Отсутствуют источники с частотой более 9 кГц (примерами источников с частотой, превышающей 9 кГц, являются часы с микропроцессором, устройства с широтно-импульсной модуляцией) |
2 | Система испытана на соответствие требованиям стандарта, опубликованного в Официальном журнале ЕС, что означает соответствие требованиям Директивы Европейской Комиссии 95/54/ЕС |
Широкополосные электромагнитные помехи | |
3 | Отсутствуют источники широкополосных помех (например, двигатели стеклоочистителей и системы искрового зажигания) |
4 | Источники широкополосных электромагнитных помех не работают непрерывно |
Устойчивость к электромагнитным помехам | |
5 | Ухудшение характеристик системы не влияет на: непосредственный контроль водителя за работой машины; управление скоростью двигателя; рулевое управление; торможение; движение частей машины; все функции, способные привести к опасным ситуациям; все функции, способные помешать выполнению других функций |
6 | Система не содержит активных полупроводниковых приборов (например, транзисторов и микропроцессоров) |
7 | Питание прибора переключается непосредственно или через контакты реле |
8 | Ухудшение характеристик системы не воспринимается водителем/оператором. Изготовитель должен указать или продемонстрировать механические ограничения, например, максимальную скорость изменения, безопасный режим механического разрушения и т.д. |
Е.3 Требования
При выборе "наихудшего случая" необходимо предварительно осуществить анализ следующих сведений:
- технических характеристик машин, оборудования или электрических/электронных сборочных узлов, подлежащих испытаниям;
- режимов работы образцов в процессе испытаний;
- порядка контроля характеристик испытуемых образцов;
- критериев принятия решений о положительных или отрицательных результатах испытаний.
Для обоснования выбора электрического/электронного сборочного узла, являющегося репрезентативным для своего типа, требуется подробная схема электропроводки.
Таблица Е.2 - Пример оценки технических характеристик электрических/электронных сборочных узлов
Конструктивная часть машины | Функция электрического/электронного сборочного узла | Узкопо- | Помехо- | Широко- | Номер пункта обоснования* |
Силовая передача | Инжекция дизельного топлива | П | П | НП | 3 |
Управление двигателем | П | П | НП | 3 | |
Генератор переменного тока | НП | НП | П | 1, 5 | |
Искровое зажигание | НП | НП | П | 1, 6 | |
Охлаждающий вентилятор | НП | НП | П | 1, 6 | |
Электрический насос для горючего | НП | НП | П | 1, 6 | |
Трансмиссия | Автоматическая коробка передач | П | П | НП | 3 |
Муфта сцепления | П | П | НП | 3 | |
Ограничитель скорости | П | П | НП | 3 | |
Подвеска | Активная подвеска | П | П | НП | 3 |
Рулевое управление | Рулевое управление с усилителем | П | П | НП | 3 |
Тормоза | Блокировочные тормоза | П | П | НП | 4 (*) |
Регулирование тягового усилия | П | П | НП | 4 (*) | |
Электрооборудование кузова | Управление стеклоочистителем | НП | НП | П | 1, 7 |
Спидометр и счетчик оборотов | П | НП | НП | 3, 5 | |
Часы | П | НП | НП | 3, 5 | |
Узел приборного дисплея | П | НП (**) | НП | 3, 5 | |
Аудио оборудование | НП | НП | НП | 2, 3, 5 | |
Освещение | Индикатор поворота | НП | П | НП | 1, 3, 4 |
Сигнальный огонь | НП | НП | П | 1, 5 | |
Другие | Обеспечение радиосвязи | НП | НП | НП | 2, 3, 5 |
Обеспечение радионавигации | П | П | П | 3 | |
Примечания - Обозначения: П - испытания проводят; НП - испытания не проводят; (*) - необходимо учитывать, что функция не выполняется непрерывно; (**) - необходимо учитывать характер выполняемых функций. ________________ * См. таблицу Е.1. |