ГОСТ Р 41.95-2005
(Правила ЕЭК ООН N 95)
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРОВ
В СЛУЧАЕ БОКОВОГО СТОЛКНОВЕНИЯ
Uniform provisions concerning the protection of the occupants
of vehicles in the event of a lateral collision
ОКС 43.040.60
ОКП 45 1000
Дата введения 2006-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе русской версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 465-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 95 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения" (Regulation N 95 "Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to protection of the occupants in the event of a lateral collision") путем изменения его структуры.
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой Правил ЕЭК ООН N 95 приведено в дополнительном приложении 8. При этом из наименования стандарта исключены слова "официальное утверждение", относящиеся к процедуре подтверждения соответствия (сертификации). Термины и положения, касающиеся процедур сертификации, не предусмотрены ГОСТ Р 1.5-2004 и, в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании", могут быть применены только в технических регламентах. По этой же причине отдельные фразы и слова, относящиеся к процедуре сертификации, заменены на фразы и слова, относящиеся к испытаниям. Такие фразы и слова выделены курсивом. В стандарт введен раздел "Нормативные ссылки", предусмотренный ГОСТ Р 1.5-2004 и выделенный курсивом. В стандарт не включены разделы и приложения, относящиеся к процедуре сертификации или относящиеся к международному порядку применения Правил ЕЭК ООН
5 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.95-99 (Правила ЕЭК ООН N 95)
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт устанавливает требования к характеру изменения конструкции салона транспортных средств категорий и , в котором точка самого низкого сиденья находится на высоте не более 700 мм над поверхностью земли, в случае бокового столкновения, если техническое состояние транспортного средства таково, что его масса соответствует контрольной массе, определенной в 2.9.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.14-2003 (Правила ЕЭК ООН N 14) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности (IDT)
ГОСТ Р 41.16-2005 (Правила ЕЭК ООН N 16) Единообразные предписания, касающиеся: I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности (MOD)
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования (ИСО 9001-2000, IDT)
ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний (Директива ЕС 77/649 "Обзорность с места водителя транспортного средства", NEQ; Директива ЕС 78/318 "Системы очистки и омывания ветрового стекла механических транспортных средств", NEQ)
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения (Приложение 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств TRANS/WP.29/78/ Rev.1, NEQ; Директива ЕС 2002/24 "Требования к сертификации мототранспортных средств", NEQ)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 тип транспортного средства (vehicle type): Категория механических транспортных средств, не имеющих между собой различий в таких важных аспектах, как:
2.1.1 Длина, ширина и дорожный просвет транспортного средства в той мере, в какой они оказывают негативное влияние на характеристики, предписанные настоящим стандартом.
2.1.2 Конструкция, размеры, форма и материалы боковых стенок салона в той мере, в какой они оказывают негативное влияние на характеристики, предписанные настоящим стандартом.
2.1.3 Форма и внутренние размеры салона и тип защитных систем в той мере, в какой они оказывают негативное влияние на характеристики, предписанные настоящим стандартом;
2.1.4 Расположение двигателя (переднее, заднее или центральное).
2.1.5 Порожняя масса в той мере, в какой она оказывает негативное влияние на характеристики, предписанные настоящим стандартом.
2.1.6 Факультативные приспособления или элементы внутреннего оборудования в той мере, в какой они оказывают негативное влияние на характеристики, предписанные настоящим стандартом.
2.1.7 Тип переднего сиденья (сидений) и положение точки в той мере, в какой они оказывают негативное влияние на характеристики, предписанные настоящим стандартом.
2.2 салон (passenqer compartment): Пространство, предназначенное для водителя и пассажиров и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, внешним остеклением, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения или плоскостью опоры спинки заднего сиденья.
2.3 точка или контрольная точка места для сидения ( point or seating point): Указанная предприятием - изготовителем транспортного средства контрольная точка, которая:
2.3.1 Имеет координаты, определенные относительно конструкции транспортного средства.
2.3.2 Соответствует теоретическому положению центра вращения бедра относительно туловища (точка ) при наиболее низком и крайнем заднем нормальном положении при управлении или использовании, предусмотренном для каждого положения места для сидения предприятием - изготовителем транспортного средства.
2.4 точка ( point): Точка, указанная в приложении 2.
2.5 емкость топливного бака (capacity of the fuel tank): Емкость топливного бака, указанная предприятием - изготовителем транспортного средства.
2.6 поперечная плоскость (transverse plane): Вертикальная плоскость, перпендикулярная к плоскости среднего продольного вертикального сечения транспортного средства.
2.7 защитная система (protective system): Устройства, предназначенные для удерживания и/или защиты водителя и пассажиров.
2.8 тип защитной системы (type protective system): Тип защитных устройств, не имеющих между собой различий в таких важных аспектах, как:
- технология;
- геометрические параметры;
- составляющие материалы.
2.9 контрольная масса (reference mass): Порожняя масса транспортного средства, к которой прибавлена масса, равная 100 кг (масса манекена для испытания на боковой удар с устанавливаемыми на нем приборами).
2.10 порожняя масса (unladen mass): Масса транспортного средства в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров и груза, но с топливным баком, заполненным на 90% емкости, и обычным комплектом инструментов и запасным колесом, если таковые предусмотрены.
2.11 подвижный деформирующийся барьер (mobile deformable barrier): Приспособление, состоящее из тележки и ударного элемента, с помощью которого наносят удар по испытуемому транспортному средству.
2.12 ударный элемент (impactor): Деформирующийся элемент, устанавливаемый на передней части подвижного деформирующегося барьера.
2.13 тележка (trolley): Рама на колесах, свободно перемещаемая в направлении своей продольной оси до точки удара, передняя часть которой служит опорой для ударного элемента.
3.1 Заявку на проведение испытаний (далее - заявка) типа транспортного средства в отношении защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения подает предприятие - изготовитель транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченный представитель.
3.2 К заявке должно быть приложено в трех экземплярах техническое описание, форма которого приведена в приложении 1.
3.3 Податель заявки может представить любые данные и результаты проведенных испытаний, позволяющие убедиться в том, что на опытных образцах транспортных средств соблюдение требований настоящего стандарта может быть обеспечено с необходимой степенью точности.
3.4 Транспортное средство, представляющее собой тип, передает для испытаний предприятие-изготовитель или его надлежащим образом уполномоченный представитель.
3.4.1 Транспортное средство, не имеющее всех присущих данному типу компонентов, допускают к испытанию, если можно доказать, что отсутствие таких компонентов не оказывает негативного влияния на характеристики, предписанные настоящим стандартом.
3.4.2 Податель заявки должен представить доказательства того, что применение требования 3.4.1 соответствует предписаниям настоящего стандарта.
4.1 Если тип транспортного средства, представленного на испытания на основании настоящего стандарта, отвечает предписаниям раздела 5, то данный тип транспортного средства считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.
4.2 В случае сомнения при проверке соответствия транспортного средства предписаниям настоящего стандарта учитывают любые представленные предприятием-изготовителем данные или результаты испытаний, которые могут быть приняты во внимание для подтверждения результатов испытания, проведенного испытательной лабораторией.
5.1 Транспортное средство подвергают испытанию в соответствии с приложением 3.
5.1.1 Испытание проводят на стороне сиденья водителя, если только наличие какого-либо асимметрично расположенного бокового элемента конструкции не отражается на результатах бокового удара. В этом случае по согласованию между предприятием-изготовителем и лабораторией, проводящей испытания, может быть использован один из вариантов, указанных в 5.1.1.1 или 5.1.1.2.
5.1.1.1 Предприятие-изготовитель предоставляет лаборатории, проводящей испытания, информацию относительно соответствия показателей конструкции со стороны, противоположной стороне сиденья водителя, в сравнении с конструкцией со стороны сиденья водителя, когда испытание проводят на первой стороне.
5.1.1.2 При сомнениях в отношении характеристик конструкции транспортного средства лаборатория, проводящая испытания, принимает решение о проведении испытания на стороне, противоположной стороне водителя, считая, что такие условия являются наименее благоприятными.
5.1.2 После консультации с предприятием-изготовителем испытательная лаборатория может потребовать, чтобы испытание проводили при таком положении сиденья, которое отличается от положения, указанного в 5.5.1 приложения 3. Это положение указывают в протоколе испытания*.
________________
* До 30 сентября 2000 г. параметры обычной продольной регулировки в целях соблюдения требований испытания были ограничены таким образом, чтобы точка находилась в пределах дверного проема.
5.1.3 Результаты этого испытания считают удовлетворительными, если выполнены условия, изложенные в 5.2 и 5.3.
5.2 Показатели травмирования
5.2.1 Показатели травмирования, определенные для испытания на столкновение в соответствии с дополнениями к приложению 3, должны удовлетворять следующим условиям:
5.2.1.1 Показатель травмирования головы не должен превышать 1000 единиц; в случае отсутствия соприкосновения с головой не измеряют и не рассчитывают, а в протоколе лишь указывают: "Соприкосновения с головой не произошло".