РД 31.6.07-2002
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
СРЕДСТВ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МОРСКИХ ПОДХОДНЫХ КАНАЛОВ И АКВАТОРИЙ ПОРТОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН - ОАО "Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро "Стапель" (ОАО "РЦПКБ "Стапель")
Генеральный директор Н.Н.Тыртышный
Руководитель разработки и ответственный исполнитель А.В.Святенко
2 СОГЛАСОВАН - Департаментом регулирования производственной деятельности морских портов Минтранса РФ
Руководитель А.Н.Жиглицкий
Дирекцией государственного заказчика программ развития морского транспорта
Генеральный директор Н.И.Хвощинский
ЦК профсоюза работников водного транспорта РФ
Председатель Г.Г.Старченко
3 РЕКОМЕНДОВАН К ВВЕДЕНИЮ В ДЕЙСТВИЕ - Постановлением ТК 318 "Морфлот" от 17.06.2004 N 16
Председатель В.И.Пересыпкин
4 ВВЕДЕН - ВЗАМЕН РД 31.61.01-93 "Инструкция по техническому обслуживанию средств навигационного оборудования морских подходных каналов, акваторий и портов"
Настоящая "Инструкция по техническому обслуживанию средств навигационного оборудования морских подходных каналов и акваторий портов" (далее - Инструкция) содержит необходимые требования, рекомендации и практические указания по эксплуатации, содержанию и техническому обслуживанию средств навигационного оборудования морей.
Инструкция является рекомендуемым документом для всех организаций (предприятий), независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, занимающихся эксплуатацией и техническим обслуживанием средств навигационного оборудования морских подходных каналов, фарватеров, рекомендованных путей и акваторий морских торговых портов.
Инструкция не распространяется на устройства и оборудование, устанавливаемые на береговых и плавучих знаках, параметры, характеристики и технические требования к которым изложены в действующих стандартах, технических условиях и других документах.
2.1.1 Средства навигационного оборудования (далее - СНО) морей, находящиеся в ведении организаций морского транспорта Министерства транспорта России, являются составной частью навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания, и предназначены для выполнения задач по охране человеческих жизней на морях и морской окружающей среды.
2.1.2 СНО морей - это специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ориентирования или определения координат судна (плавучего средства) в море, а также для ограждения навигационных опасностей, каналов, фарватеров, обозначения рекомендованных путей движения и различных других мест на воде (под водой).
2.1.3 Обеспечение безопасности мореплавания средствами навигационного оборудования морей регламентируют документы:
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ;
- Постановление Совмина СССР от 06 апреля 1988 г. N 424 "О мерах по дальнейшему развитию навигационного оборудования морей";
- Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Положение о навигационно-гидрографическом обеспечении плавания морских и речных судов в океанах, на морях и внутренних водных путях;
- РД 31.35.10 "Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий";
- РД 31.74.07 "Наставление по обеспечению навигационной безопасности работы дноуглубительного флота";
- Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ПРАС-90) (утверждены приказом Минморфлота от 29 декабря 1989 г. N 118).
2.1.4 Выполнение задач навигационного оборудования морей по своему назначению достигается:
- рациональным размещением СНО на берегу и воде;
- обеспечением бесперебойного действия СНО в установленном режиме;
- совершенствованием СНО и методов их использования в соответствии с непрерывным повышением требований к обеспечению безопасности мореплавания;
- своевременным и точным информированием мореплавателей о составе, местонахождении, режиме действия, условиях использования СНО, а также обо всех изменениях этих данных.*
________________
* Здесь и далее по тексту использованы отдельные положения "Инструкции по навигационному оборудованию (ИНО-2000)", изд. ГУНиО МО РФ.
2.1.5 Организации морского транспорта при строительстве и/или реконструкции находящихся в ведении Министерства транспорта портов, портопунктов, отдельных причалов, подходных каналов, гидротехнических и подводных инженерных сооружений, обязаны предусматривать, в установленном порядке, оснащение этих объектов необходимыми СНО и ввод их в действие.
Проекты СНО для этих объектов должны разрабатываться специализированными научными и проектно-конструкторскими организациями, имеющими лицензии или признание (разрешение) Главного управления навигации и океанографии Минобороны России (далее - ГУНиО МО РФ) и согласовываться в установленном порядке с компетентными организациями Минобороны России и Министерства транспорта и связи России.
2.2.1 СНО морей разделяются на виды:
- зрительные;
- радиотехнические;
- гидроакустические;
- электромагнитные;
- звукосигнальные.
В состав каждого вида СНО могут входить технические средства (аппараты, установки, приборы и др.), сооружения и здания для размещения технических средств и выполнения ими функциональных задач.
2.2.2 Зрительные СНО представляют собой специальные стационарные или плавучие сооружения, конструкции, устройства, предназначенные для определения координат судна (плавучего средства) в море путем измерения навигационных параметров или ориентирования путем зрительного восприятия форм и окраски СНО или излучаемых ими световых сигналов.
К зрительным СНО относятся:
- маяки*;
- светящие и несветящие навигационные знаки;
- навигационные створы;
- портовые знаки;
- навигационные огни;
- плавучие предостерегательные знаки (далее - ППЗ).
________________
* Маяки находятся в ведении Минобороны России
2.2.3 Радиотехнические СНО снабжены соответствующей аппаратурой и устройствами для излучения или переизлучения специальных радиосигналов, предназначенных для определения места судна (плавучего средства) или его ориентирования путем измерения навигационных параметров с помощью судовых радиотехнических средств навигации.
К радиотехническим СНО относятся:
- радионавигационные системы;
- радиомаяки;
- радиолокационные маяки-ответчики;
- радиолокационные пассивные отражатели (далее - ПРЛО).
Безопасность мореплавания обеспечивается также системой управления движением судов (далее - СУДС) и глобальной морской системой связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ).
2.2.4 Звукосигнальные СНО представляют собой устройства, излучающие в воздушной среде звуковые сигналы с установленной характеристикой и предназначенные для предупреждения мореплавателей в условиях плохой видимости о приближении судна (плавучего средства) к навигационной опасности.
Звукосигнальные СНО по принципу действия разделяются на:
- механические (колокол, гонг);
- пневматические (сирена, тайфон, диафон, ревун);
- электродинамические (звукосигнальная установка с динамическим громкоговорителем УЗД);
- электромагнитные (наутофонные установки).
В настоящее время звукосигнальные СНО имеют, как правило, редкое применение.
2.3.1 СНО морей должны:
- обеспечивать безопасность мореплавания в любое время суток, круглогодично (при круглогодичной навигации), независимо от метеоусловий;
- действовать в соответствии с установленным режимом работы и своим назначением;
- обеспечивать необходимую точность определения местонахождения судна (плавучего средства);
- быть удобными для пользования мореплавателями, простыми и надежными в эксплуатации.
2.3.2 Схемы расстановки ППЗ определяются проектом, который согласовывается с ГУНиО МО РФ и заинтересованными организациями согласно действующему порядку на бассейне (в конкретном порту) и утверждаются Заказчиком.
2.4.1 В зависимости от условий обеспечения безопасности мореплавания могут устанавливаться режимы работы СНО:
- непрерывный (круглогодичный);
- по расписанию;
- по заявкам.
Режим работы СНО устанавливается с учетом наиболее полного обеспечения безопасности мореплавания.
Всякое изменение порядка или параметров работы СНО, объявленного в руководствах "Огни и знаки" и "Радиотехнические СНО" cчитается нарушением режима работы.
Для СНО морей устанавливается коэффициент исправного действия (), который показывает отношение времени исправного СНО к периоду, за который производится оценка эксплуатации - СНО.
делится на три категории:
- 1-я категория - . Предусматривается возможность выхода из строя суммарной продолжительностью 2 ч на каждые 1000 ч общей работы.
Такой режим относится к радионавигационным системам, обслуживаемым радиомаякам, светящим навигационным знакам и огням;
- 2-ая категория - . Предусматривается возможность выхода из строя суммарной продолжительностью 10 ч на каждые 1000 ч общей работы.