Статус документа
Статус документа

РД 31.04.23-94 Наставление по предотвращению загрязнения с судов

     2.1.1. Общие положения

2.1.1.1. Журнал нефтяных операций

2.1.1.1.1. На каждом нефтяном танкере валовой вместимостью 150 рег.т и более и на каждом судне, не являющемся нефтяным танкером, валовой вместимостью 400 рег.т и более должен находиться Журнал нефтяных операций (ЖНО) часть I. В ЖНО часть I представлен полный перечень операций машинного отделения, которые в надлежащих случаях подлежат регистрации в ЖНО в соответствии с Правилом 20 Приложения I Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).

2.1.1.1.2. На каждом нефтяном танкере валовой вместимостью 150 рег.т и более наряду с ЖНО часть I должен находиться ЖНО часть II для записи соответствующих грузовых и балластных операций. В ЖНО часть II представлен полный перечень грузовых и балластных операций, которые в надлежащих случаях подлежат регистрации в ЖНО в соответствии с Правилом 20 Приложения I Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).

2.1.1.1.3. ЖНО является судовым документом и оформляется в соответствии с установленным для судовых документов порядке, т.е. должен быть прошнурован, внесен в реестр судовых документов и заверен капитаном порта, в котором получен журнал. Каждая запись в ЖНО должна быть подписана ответственным за проведение операции лицом с указанием даты записи. Рядом с подписью в скобках указывается должность, фамилия и инициалы ответственного лица. Каждая заполненная страница Журнала подписывается капитаном судна.

    2.1.1.2. Оборудование для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти

2.1.1.2.1. Под оборудованием для нефтеводяной сепарации понимается сепаратор или фильтр, или их комбинация, которые спроектированы для получения потоков, содержащих менее 100 млн нефти. Под оборудованием для фильтрации нефти понимается любая комбинация сепаратора и фильтра или коалесцирующего элемента, которые спроектированы для получения потоков, содержащих не более 15 млн нефти.

2.1.1.2.1.1. Любое судно валовой вместимостью 400 рег.т и более должно быть оснащено оборудованием для фильтрации нефти, за исключением случая плавания только в особых районах.

2.1.1.2.1.2. Любое судно валовой вместимостью 10000 рег.т и более должно иметь устройство сигнализации и автоматического прекращения любого сброса нефтяной смеси, когда концентрация нефти в потоке превышает 15 млн, за исключением случая плавания только в особых районах.

2.1.1.2.1.3. Суда, построенные до 6 июля 1993 года (дата окончания постройки), могут использовать оборудование для нефтеводяной сепарации при условии его замены на оборудование для фильтрации нефти до 6 июля 1998 года.

2.1.1.2.2. Эксплуатация вышеупомянутого оборудования проводится согласно технологическим инструкциям на данное оборудование, которые должны находиться на борту судна. Оборудование всегда должно поддерживаться в исправном состоянии.

2.1.1.2.3. Нефтеочистная установка должна иметь выданное Морским Регистром Судоходства свидетельство о типовом испытании или одобрении оборудования для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти, которым подтверждается, что оборудование и система прошли испытания в соответствии с установленными ИМО нормативами и признаны удовлетворяющими требованиям этих нормативов и международное свидетельство ф.2.4.5 с Дополнением А по предотвращению загрязнения моря нефтью, выданное при очередном или первоначальном освидетельствовании, с отметкой о результатах ежегодного освидетельствования.

Если судно в соответствии с положениями МАРПОЛ 73/78 освобождено от необходимости установки нефтеочистного оборудования и на нем установлены цистерны для накопления нефтесодержащих вод и системы для сдачи их на приемные сооружения (на танкерах для этой цели могут использоваться отстойные танки), то в Международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью с судов, имеющих такое свидетельство, Морским Регистром Судоходства делается об этом соответствующая отметка.

2.1.1.2.4. Наличие свидетельств Морского Регистра Судоходства о типовом испытании или типовом одобрении оборудования для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти не снимает ответственность с судна, если при сбросе нефтесодержащих вод через сепарационное оборудование или систему фильтрации нефти произойдет фактическое загрязнение моря нефтью. Поэтому всякий сброс в море нефтесодержащих вод через указанное оборудование должен проводиться под контролем сигнализатора (см. п.2.1.6.) и, кроме того, необходимо вести визуальное наблюдение за поверхностью воды за бортом судна в месте выхода отсепарированной воды из забортного сливного отверстия.

2.1.1.2.5. В случае выхода САЗРИУС или сигнализатора из строя, до ввода их в действие, контроль за нефтесодержанием сливаемых с судна в море нефтеводяных смесей допускается осуществлять с помощью различных неавтоматических стационарных или переносных приборов. Во всех этих случаях обязателен постоянный визуальный контроль за сбросом. При выходе системы САЗРИУС или сигнализатора из строя в ЖНО делается соответствующая запись.

2.1.1.2.6. В случае, если в сливаемой нефтеводяной смеси или на поверхности воды появляются следы нефти, то слив должен быть немедленно прекращен.

2.1.1.2.7. Эксплуатацию оборудования для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти необходимо осуществлять в строгом соответствии с инструкциями. Превышение скорости перекачки, заданной инструкцией, служит причиной превышения содержания нефти в сбрасываемом потоке, поэтому скорость перекачки необходимо постоянно контролировать. Максимальную скорость перекачки следует применять при низкой исходной концентрации нефти, при высокой загрязненности воды скорость перекачки рекомендуется снижать. Все отказы в работе сепарационного оборудования или системы фильтрации необходимо фиксировать в формулярах на это оборудование и в ЖНО.

2.1.1.2.8. До тех пор, пока применение конкретного моющего вещества не утверждено Администрацией и не одобрено органами санитарного надзора, Росрыбвода и Минприроды РФ для использования на имеющихся на судне водонефтяных сепараторах или фильтрах, эти моющие вещества запрещается применять для очистки льял, грузовых и топливных танков, если использованная в процессе мойки промывочная вода будет сбрасываться через водонефтяные сепараторы или фильтры.

2.1.1.2.9. Собранные после прохода нефтесодержащих вод через сепарационное или фильтрующее оборудование нефтяные остатки должны быть перекачаны в специальную цистерну для сдачи на приемные сооружения или сжигания в судовом котле или инсинераторе.

2.1.1.2.10. Оборудование для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти изготовленные, испытанные и установленные на суда под наблюдением Морского Регистра Судоходства необходимо в указанные в Международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью сроки предъявить Морскому Регистру Судоходства на переосвидетельствование с целью подтверждения соответствия оборудования и систем требованиям, предъявляемым к ним, и продления сроков действия этого свидетельства.

2.1.1.2.11. Если установленное на судне нефтеочистное оборудование, в силу своих технических характеристик или по причине неисправности, не может снизить содержание нефти в сливаемой за борт воде до допустимого уровня, то клапаны, отсекающие такое оборудование от забортного пространства, должны быть закрыты, обжаты и опломбированы в соответствии с рекомендациями п.2.1.1.4., а нефтесодержащие воды при этом необходимо собирать на судне, а затем сдавать на приемные сооружения.

    2.1.1.3. Общие требования к судовым операциям

При погрузке или перемещении нефти на судне, бункеровке или сбросе нефтесодержащих смесей должны быть предприняты следующие меры:

2.1.1.3.1. При швартовке судно должно быть надежно закреплено исправными тросами или канатами, способными выдержать требуемую нагрузку. Швартовые концы должны регулярно проходить освидетельствование и проверяться на соответствующее растяжение с тем, чтобы свести к минимуму любое перемещение судна от или вдоль причала, особенно при значительных величинах приливов и отливов.

2.1.1.3.2. При грузовых операциях между двумя судами на рейде или в открытом море с целью предотвращения повреждения судов при швартовке или подвижке на волнении необходимо применять мягкие пневматические кранцы. Грузовые шланги при этом должны быть подвешены так, чтобы была исключена возможность повреждения их между бортами судов.

2.1.1.3.3. Перед началом операций, связанных с нефтью или нефтесодержащими смесями, должны быть проверены все клапаны, через которые нефть может попасть в море и, если они не будут использоваться, то они должны быть опломбированы.

2.1.1.3.4. Для того, чтобы исключить просачивание нефти на время операций все шпигаты, через которые нефть может вытечь за борт, должны быть надежно заглушены. Скапливающуюся на палубе по различным причинам воду (дождь, тающий снег) необходимо периодически удалять через шпигаты, временно открывая их. После удаления воды шпигаты вновь надежно закрываются.

2.1.1.3.5. Перед началом и во время операций под устройствами, при помощи которых производится присоединение шлангов к судовому трубопроводу приемки данной жидкости, а также под воздушными трубами соответствующих танков устанавливаются переносные или стационарные поддоны достаточной вместимости, которые должны по мере необходимости осушаться. В тех местах, где нет устройств для дренажа шлангов и трубопроводов они должны быть немедленно после рассоединения заглушены.