Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ Р 52388-2005

Группа Д31

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мототранспортные средства трех- и четырехколесные

УСТРОЙСТВА ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Технические требования

Three and four-wheeled vehicles.
Installations of lighting and light warning systems.
Technical requirements



ОКС 43.140

ОКП 45 2800

Дата введения 2007-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники" (ФГУП "НИЦИАМТ") на основе Директивы ЕС 93/92 "Установка устройств освещения и световой сигнализации на двух- или трехколесных транспортных средствах"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 308 "Мотоциклы и мопеды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 ноября 2005 г. N 278-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на следующие мототранспортные средства:

- трехколесные мопеды и легкие квадрициклы категорий и *;

_________________

* Определение категорий - по ГОСТ Р 52051.

- мотоциклы с коляской категории ;

- три- и квадрициклы категорий и , предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети.

Стандарт регламентирует требования к количеству, цвету, расположению, углам геометрической видимости устройств освещения и световой сигнализации, устанавливаемых на мототранспортных средствах.

     1а Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.23-99 (Правила ЕЭК ООН N 23) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних фар механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.37-99 (Правила ЕЭК ООН N 37) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных огнях механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.50-99 (Правила ЕЭК ООН N 50) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения передних и задних габаритных огней, сигналов торможения, указателей поворота и устройств освещения заднего номерного знака для мопедов, мотоциклов и приравниваемых к ним транспортных средств

ГОСТ Р 41.56-99 (Правила ЕЭК ООН N 56) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар для мопедов и приравниваемых к ним транспортных средств

ГОСТ Р 41.57-99 (Правила ЕЭК ООН N 57) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар для мотоциклов и приравниваемых к ним транспортных средств

ГОСТ Р 41.72-99 (Правила ЕЭК ООН N 72) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар для мотоциклов, дающих асимметричный луч ближнего света и луч дальнего света, оборудованных галогенными лампами накаливания (лампы HS1)

ГОСТ Р 41.76-99 (Правила ЕЭК ООН N 76) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар дальнего и ближнего света для мопедов

ГОСТ Р 41.82-99 (Правила ЕЭК ООН N 82) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар для мопедов, оборудованных галогенными лампами накаливания (типа HS2)

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 тип транспортного средства в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации: Транспортные средства, не имеющие между собой различий в отношении существенных аспектов, упомянутых в 2.1.1-2.1.4.

Транспортным средством другого типа не считают те, которые отличаются в отношении требований 2.1.1-2.1.4, но не настолько, чтобы это могло повлечь изменение вида, числа, размещения и геометрической видимости огней и наклона луча ближнего света, предусмотренных для транспортного средства данного типа, а также транспортные средства, на которых установлены или отсутствуют факультативные огни:

2.1.1 размеры и внешняя форма транспортного средства;

2.1.2 число и размещение устройств;

2.1.3 система регулирования фар;

2.1.4 система подвески.

2.2 поперечная плоскость: Вертикальная плоскость, перпендикулярная к среднему продольному сечению транспортного средства.

2.3 снаряженное транспортное средство: Транспортное средство без водителя, экипажа, пассажиров и груза, но с полным запасом топлива, запасным колесом и штатным комплектом инструментов.

2.4 груженое транспортное средство: Транспортное средство, нагруженное до технически допустимой максимальной массы, указанной изготовителем, который устанавливает также распределение этой массы по осям в соответствии с методом, описанным в приложении Д.

2.5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию.

2.6 огонь: Устройство, предназначенное для освещения дороги или подачи светового сигнала другим участникам дорожного движения. Фонари заднего номерного знака и светоотражающие устройства также считают огнями.

2.6.1 источник света применительно к лампам накаливания: Сама нить накала. Если лампа имеет несколько нитей накала, каждая из них представляет собой отдельный источник света.

2.6.2 эквивалентные огни: Огни, выполняющие ту же функцию и разрешенные в стране, в которой зарегистрировано транспортное средство, по характеристикам могущие отличаться от установленных на транспортном средстве на дату его испытания, при условии, что они удовлетворяют требованиям настоящего стандарта.

2.6.3 независимые огни: Устройства, имеющие отдельные освещающие поверхности*, источники света и корпуса.

2.6.4 сгруппированные огни: Устройства, имеющие отдельные освещающие поверхности*, источники света, но общий корпус.

2.6.5 комбинированные огни: Устройства, имеющие отдельные освещающие поверхности*, но общий источник света и корпус.

________________

* В случае устройств освещения заднего номерного знака следует применять термин "светоизлучающая поверхность".

2.6.6 совмещенные огни: Устройства с разными или единым источником света, работающие в различных режимах (например, оптическом, механическом или электрическом), имеющие полностью или частично общие освещающие поверхности и общий корпус.

2.6.7 простой огонь: Часть устройства, которая выполняет одну функцию, связанную с освещением или световой сигнализацией.

2.6.8 фара дальнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги на большом расстоянии спереди транспортного средства.

2.6.9 фара ближнего света: Огонь, предназначенный для освещения дороги спереди транспортного средства таким образом, чтобы не ослеплять чрезмерно и не причинять неудобства водителям встречных транспортных средств и другим участникам дорожного движения.

2.6.10 указатель поворота: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения о намерении водителя свернуть вправо или влево.

2.6.11 сигнал торможения: Огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения, находящимся сзади транспортного средства, о приведении в действие рабочего тормоза. Сигналы торможения могут включаться при приведении в действие замедлителя или другого аналогичного устройства.

2.6.12 фонарь освещения заднего номерного знака: Приспособление, которое служит для освещения места, предназначенного для заднего номерного знака, и которое может состоять из нескольких оптических элементов.

2.6.13 передний габаритный огонь: Огонь, предназначенный для обозначения габаритной ширины транспортного средства спереди.

2.6.14 задний габаритный огонь: Огонь, предназначенный для обозначения габаритной ширины транспортного средства сзади.

2.6.15 светоотражающее устройство: Устройство, предназначенное для сигнализации наличия транспортного средства посредством отражения света, излучаемого источником, не связанным с этим транспортным средством, для наблюдателя, находящегося вблизи этого источника света.

Для целей настоящего стандарта светоотражающими устройствами не считают:

2.6.15.1 светоотражающие номерные знаки;

2.6.15.2 светоотражающие указатели, упоминаемые в ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов);

2.6.15.3 прочие светоотражающие таблички и знаки, которые должны использоваться в целях соответствия с национальными требованиями в отношении определенных категорий транспортных средств или определенных видов операций.

2.6.16 аварийный сигнал: Одновременное включение всех указателей поворота в целях сигнализации об особой опасности, которую представляет в данный момент транспортное средство для других пользователей дороги.

2.6.17 противотуманная фара: Огонь, предназначенный для улучшения освещенности дороги в условиях тумана, снегопада, ливня или пылевой бури.

2.6.18 задний противотуманный огонь: Огонь, предназначенный для улучшения видимости транспортного средства сзади в густом тумане.

2.6.19 задняя фара: Огонь, предназначенный для освещения дороги сзади транспортного средства и подачи предупреждающего сигнала другим пользователям дороги, когда транспортное средство движется задним ходом или приводится в состояние для такого движения.

2.7 светоизлучающая поверхность устройства освещения, устройства световой сигнализации или светоотражающего устройства: Вся или часть внешней поверхности прозрачного материала, показанная на рисунке Б.1, которая прилагается изготовителем устройства к заявке на испытания (см. приложение Б).

2.8 освещающая поверхность: См. приложение Б.

2.8.1 освещающая поверхность светотехнического устройства (2.6.8, 2.6.9, 2.6.17, 2.6.18): Ортогональная проекция полной апертуры рефлектора или в случае фар головного света с эллипсоидным рефлектором - ортогональная проекция проецирующей линзы на поперечную плоскость. Если светотехническое устройство не имеет рефлектора, то применяется определение 2.8.2. Если светоизлучающая поверхность огня распространяется только на часть полной апертуры рефлектора, то учитывается проекция только этой части.

Для фары ближнего света освещающая поверхность ограничивается видимым следом линии среза на рассеивателе. Если отражатель и рассеиватель регулируются по отношению друг к другу, то следует использовать среднее положение регулировки.

2.8.2 освещающая поверхность устройства световой сигнализации, не являющегося светоотражающим устройством (2.6.10-2.6.14, 2.6.16, 2.6.18): Ортогональная проекция огня на плоскость, перпендикулярную к его исходной оси и соприкасающуюся с внешней светоизлучающей поверхностью огня, причем эта поверхность ограничивается краями экранов, пересекающих эту плоскость, каждый из которых позволяет сохранять внутри этой поверхности только 98% общей силы света в направлении исходной оси.

Для определения нижней, верхней и боковых границ освещающей поверхности используются лишь экраны с горизонтальными и вертикальными краями.

2.8.3 освещающая поверхность светоотражающего устройства (2.6.15): Ортогональная проекция светоотражающего устройства на плоскость, перпендикулярную к его исходной оси, ограничиваемая плоскостями, соприкасающимися с крайними частями оптической системы светоотражающего устройства и параллельными этой оси. Для целей определения нижнего, верхнего и боковых краев устройства используют лишь горизонтальные и вертикальные плоскости.

2.9 поверхность, видимая в определенном направлении наблюдения: Ортогональная проекция, подразумевающая, по заявке изготовителя или его надлежащим образом уполномоченного представителя:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs