ИНСТРУКЦИЯ
по наливу, сливу и перевозке сжиженных
углеводородных газов в железнодорожных вагонах-цистернах
СОГЛАСОВАНА с Министерством химической промышленности 21 декабря 1979 г.
СОГЛАСОВАНА с Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности 27 декабря 1979 г.
УТВЕРЖДЕНА Министерством газовой промышленности 28 декабря 1979 г.
Инструкция устанавливает основные положения и порядок работы по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в специальных железнодорожных вагонах-цистернах, а также определяет требования по их техническому содержанию и освидетельствованию и содержит описание конструкции цистерны.
Предназначена для инженерно-технических работников и специалистов нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих заводов, нефтехимических и химических комбинатов, заводов синтетического каучука, газораздаточных станций и кустовых баз сжиженного газа, товарно-транспортных пунктов и контор сжиженного газа, газового хозяйства, железнодорожного транспорта, а также для специалистов организаций, проектирующих сооружения и устройства для налива и слива сжиженных углеводородных газов.
С введением в действие настоящей инструкции утрачивает силу "Инструкция по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов (пропана, бутана, пропилена, бутилена и их смесей) в железнодорожных цистернах", утвержденная бывш. Газпромом СССР 23 ноября 1964 года.
§ 1. Настоящая Инструкция разработана производственным объединением "Центргаз" Министерства газовой промышленности в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением"*, "Правилами безопасности в газовом хозяйстве"**, "Уставом железных дорог Союза ССР", "Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР", "Правилами перевозок грузов" МПС, "Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности" и "Правилами безопасности при эксплуатации газоперерабатывающих заводов".
_______________
* Действуют "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" , утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 года N 91, здесь и далее по тексту.
** Действуют "Правила безопасности в газовом хозяйстве"(ПБ 12-368-00), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 26.05.00 N 27, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС"
§ 2. Инструкция устанавливает основные положения и порядок работы по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в специальных железнодорожных вагонах-цистернах*, а также определяет требования по их содержанию и техническому освидетельствованию и содержит описание конструкции цистерны.
________________
* Далее в тексте вместо "сжиженные углеводородные газы" употребляется "сжиженные газы", а вместо термина "специальный железнодорожный вагон-цистерна" употребляется "цистерна".
§ 3. Инструкция обязательна для всех предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляющих налив, слив и перевозку по подъездным путям предприятий и сети железных дорог сжиженных газов в цистернах, которые являются собственностью производственного объединения "Центргаз".
§ 4. На каждом предприятии, производящем налив, слив и отправление цистерн, должны быть разработаны, в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, местные должностные и эксплуатационные инструкции, обеспечивающие безопасность проведения этих работ.
§ 5. В цистернах разрешается перевозить только углеводородные газы и жидкости, и их смеси: пропан, н-бутан, изобутан, пропан-бутан, пропилен, нестабильный газовый бензин, изопентан, н-пентан, бутилен-бутадиен, изобутан-изобутилен, изобутилен, бутадиен, бутан-бутилен, изопрен, н-бутилен, изоамилен, рефлюкс, псевдобутилен, пиперилен, пиролизная фракция пентанов, широкая фракция углеводородов.
§ 6. Для перевозки сжиженных газов в СССР применяются цистерны с верхним наливом и сливом (рис.1).
Рис.1. Железнодорожный вагон-цистерна для перевозки сжиженных углеводородных газов.
1 - четырехосная платформа, 2 - сосуд со сферическими днищами,
3 - предохранительный колпак, 4 - площадка с поручнями, 5 - стяжные хомуты,
6 - лестницы, 7 - узел манометродержателя, 8 - лапы крепления
Цистерна представляет собой сварной цилиндрический сосуд со сферическими днищами 2, расположенный на четырехосной платформе 1. В верхней части цистерны по вертикальной оси симметрии имеется люк-лаз с внутренним диаметром 450 мм. Крышка люка выполнена в виде плоского фланца, на котором расположены сливо-наливная и предохранительная арматура и арматура для контроля слива-наливных операций.
Люк вместе с арматурой закрывается предохранительным колпаком 3 диаметром 685 мм, высотой 426 мм с отверстием для выпуска газа в случае срабатывания предохранительного клапана.
Для обслуживания арматуры при сливе и наливе и для проверки ее состояния на цистерне укреплена площадка с поручнями 4 и лестницами 6 по обе стороны цистерны. Сосуд цистерны крепится к раме железнодорожной платформы стяжными хомутами 5 и к хребтовой балке лапами 8. Платформа оборудована автосцепкой, стояночным тормозом и автотормозом с рычажной передачей.
§ 7. В центре крышки люка смонтирован пружинный предохранительный клапан 7 (рис.2), предназначенный для сброса паров сжиженного газа в атмосферу при давлении в цистерне, превышающем рабочее более чем на 15%.
Рис. 2. Расположение арматуры на крышке люка железнодорожной цистерны.
1 и 10 - вентили для контроля опорожнения, 2 и 3 - вентили для контроля уровня наполнения,
4 и 9 - угловые вентили для наполнения и слива сжиженного газа, 5 - карман для термометра,
6 - угловой вентиль для отбора и подачи паровой фазы сжиженного газа,
7 - предохранительный клапан, 8 - дренажный вентиль
§ 8. По обе стороны предохранительного клапана по продольной оси цистерны установлены два угловых сливо-наливных вентиля 4 и 9 (см. рис.2), которые через скоростные клапаны 1 (рис.3) соединены со сливо-наливными трубами.
Рис.3. Схема расположения сливо-наливных и уравнительного вентилей на крышке люка железнодорожной цистерны.
1 - скоростные клапаны, 2 и 4 - сливо-наливные угловые вентили, 3 - угловой уравнительный вентиль,
5 - крышка люка, 6 - патрубок люка, 7 - труба для отбора и подачи паров сжиженного газа,
8 - сливо-наливные трубы, 9 - поддон сосуда цистерны, 10 - труба дренажная, 11 - карман для термометра
Для отбора из цистерны и подачи в нее паров сжиженного газа служит угловой уравнительный вентиль 6 (см. рис.2), соединенный через скоростной клапан с паровым пространством сосуда цистерны. Сливо-наливные и уравнительный вентили снабжены заглушками, имеющими в резьбе предохранительное отверстие, через которое в случае неисправности вентиля при отворачивании заглушки выходит сжиженный газ; боковые штуцеры вентилей имеют левую резьбу.
§ 9. Для контроля за уровнем наполнения цистерны сжиженными газами служат вентили 2 и 3 (см. рис.2). Трубка вентиля 2, маховик которого окрашен в зеленый цвет, заканчивается на уровне верхнего налива цистерны, а трубка вентиля 3, маховик которого окрашен в красный цвет, - на предельном уровне налива, т.е. на 30 мм выше (рис.4).
Рис. 4. Схема расположения вентилей для контроля уровня налива
и слива сжиженного газа в железнодорожной цистерне.
1 - вентиль предельного уровня налива с маховиком красного цвета,
2 - вентиль контроля уровня верхнего налива с маховиком зеленого цвета,
3 - вентиль газовый для опорожнения трубки вентиля контроля слива,
4 - вентиль контроля слива, 5 - дренажный вентиль, 6 - крышка люка,
7 - патрубок люка, 8 - предельный уровень налива сжиженного газа,
9 - нижний уровень слива, 10 - низ сосуда цистерны
Контроль за сливом цистерны осуществляется вентилем 10 (см. рис.2), трубка которого заканчивается на уровне нижней плоскости сливо-наливных труб. Для уравновешивания столба жидкости в трубке вентиля 10 с уровнем жидкости в емкости цистерны предназначен вентиль 1 (см. рис.2).
Вентиль 8 (см. рис.2) служит для удаления из сосуда цистерны воды и тяжелых неиспаряющихся остатков сжиженных газов. Конец трубки этого вентиля заканчивается на расстоянии 5 мм от низа поддона сосуда цистерны.
Вентили для контроля уровня налива и слива и дренажный вентиль снабжены заглушками.
§ 10. Для автоматического перекрытия сливо-наливных и уравнительной линий цистерны в случае разрыва соединительных шлангов на сливо-наливных и уравнительной трубах установлены скоростные клапаны 1 (см. рис.3).
§ 11. Термометр для измерения температуры сжиженных газов помещается в карман 5 (см. рис.2) длиной 2796 мм, верхний конец которого заглушается пробкой.
В верхней части цистерны по продольной оси установлен узел манометродержателя 7 (см. рис.1) на расстоянии 1170 мм от вертикальной оси симметрии. Манометродержатель состоит из штуцера, вваренного в корпус сосуда, ниппеля, игольчатого вентиля, муфты и пробки. Манометродержатель закрывается колпаком.
§ 12. Техническая характеристика железнодорожного вагона-цистерны.
Длина по осям сцепления автосцепок, мм | 12020 |
Длина по концевым балкам, мм | 10800 |
Расстояние между шкворнями пятников тележек, мм | 7800 |
Длина сосуда цистерны, мм | 10650 |
Ширина рамы (наружная) по шкворневым балкам, мм | 3000 |
Полная высота железнодорожного вагона-цистерны (от головки рельса), мм | 4593 |
Внутренний диаметр сосуда, мм | 2600 |
Толщина стенки обечайки сосуда, мм | 22 |
Толщина стенки днищ сосуда, мм | 22 |
Диаметр колпака, мм | 685 |
Высота колпака, мм | 426 |
Полный объем сосуда, м | 54 |
Полезный объем сосуда (вентиль контроля уровня верхнего налива с маховиком зеленого цвета), м | 45,2 |
Расстояние от нижней образующей внутренней поверхности сосуда до трубки вентиля контроля уровня верхнего налива (с маховиком зеленого цвета), мм | 2020 |
Тара вагона-цистерны, т | 31 |
Рабочее давление в цистерне, кгс/см | 20 |
Давление при гидравлическом испытании, кгс/см | 25 |
Габарит | 02-Т |
Примечание. В цистернах емкостью 54 м, изготовленных до 1980 г., уровень верхнего налива (вентиль с маховиком зеленого цвета) соответствует объему наполнения 43,87 м; в цистернах емкостью 51 м - 41,66 м.
§ 13. Сосуд цистерны должен быть изготовлен в полном соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", а ходовая часть - с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР" и техническими условиями МПС. На каждую цистерну завод-изготовитель выдает два паспорта: один - на сосуд, другой на ходовую часть. Оба паспорта должны храниться как документы строгого учета.
§ 14. До сдачи в эксплуатацию цистерна должна быть зарегистрирована в местных органах Госгортехнадзора в соответствии с разделами 6-2 и 9-2 "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
§ 15. О регистрации сосуда цистерны орган Госгортехнадзора СССР делает отметки в паспорте (присваивает регистрационный номер и ставит штамп) и возвращает его со всеми прошнурованными документами владельцу цистерны.
Владелец цистерны наносит регистрационный номер на сосуд и представляет его инспектору Госгортехнадзора для получения разрешения на пуск в эксплуатацию.
Разрешение на пуск в эксплуатацию цистерны с указанием сроков следующего внутреннего осмотра и гидравлического испытания записывается инспектором Госгортехнадзора в паспорт сосуда.
При передаче цистерны другому владельцу сосуд вновь подлежит регистрации до пуска его в эксплуатацию на новом месте.
§ 16. Освидетельствование сосуда цистерны должно производиться инспектором по котлонадзору на заводах-изготовителях цистерн, вагоноремонтных заводах МПС и на ремонтно-испытательных пунктах объединения "Центргаз".
Сосуд цистерны должен подвергаться внутреннему осмотру и гидравлическому испытанию после каждого капитального ремонта, но не реже чем через каждые шесть лет, а также в том случае, когда цистерна не находилась в эксплуатации более одного года или проводился ремонт с применением сварки отдельных частей сосуда, работающих под давлением.
Результаты освидетельствования записываются инспектором по котлонадзору в паспорт сосуда цистерны.
§ 17. Цистерна должна подвергаться заводскому ремонту на вагоноремонтных заводах МПС через 15 лет и деповскому ремонту ходовых частей в депо дороги через 2 года.