Статус документа
Статус документа

РД 07-02-2004 Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля ядерных материалов

III. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 3 "ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"

14. По п.3.1.1 необходимо проверить по документам и с использованием средств измерений количества и состава ядерных материалов, имеются ли в наличии в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, материалы из приведенного в этом пункте перечня ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю.

15. По п.3.1.2.1 необходимо проверить, попадают ли все или частично ядерные материалы, имеющиеся в организации, в список, приведенный в п.3.1.2.1 Правил.

На горно-металлургических предприятиях и предприятиях, где производится радиохимическое выделение нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252, на государственный учет должна ставиться готовая продукция.

16. По п.3.1.2.2 необходимо проверить, что указанные в этом пункте ядерные материалы:

- в учетных и отчетных документах числятся как снятые с учета в данной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а не как переданные в другую ЗБМ или организацию, и это соответственно учтено при подведении баланса ядерных материалов;

- были сняты с учета в момент их отправки* из ЗБМ, входящей в данную систему государственного учета и контроля ядерных материалов, в другую организацию или ЗБМ, входящую в систему государственного учета и контроля ядерных материалов, предназначенных для оборонных целей, или в момент их отправки из ЗБМ потребителю или в хранилище радиоактивных отходов;

________________

* Моментом отправки из ЗБМ и/или организации считается момент передачи учета ЯМ от уполномоченного за учет и контроль ЯМ в ЗБМ или организации-отправителя уполномоченному за учет и контроль ЯМ в ЗБМ или организации-получателю. Моментом передачи учета является оформление акта приема-передачи ядерных материалов.

- не были необоснованно сняты (например, списаны как "безвозвратные потери") с государственного учета.

17. По п.3.1.2.3 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок постановки на учет производимых, нарабатываемых и/или получаемых ядерных материалов, отвечающий требованиям пп.2.2.7 и 2.2.8 Правил, и этот порядок соблюдается.

18. По п.3.1.2.4 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок снятия с учета отправленных ядерных материалов, отвечающий требованиям пп.2.2.7 и 2.2.8 Правил, и этот порядок соблюдается.

19. По п.3.1.2.5 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок постановки на учет ядерных материалов, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, отвечающий требованиям пункта 3.1.2.5 Правил, и этот порядок соблюдается.

20. По п.3.1.2.6 при осуществлении надзора в Федеральном агентстве по атомной энергии необходимо проверить, что внесение данных о ядерных материалах в Государственный регистр ядерных материалов, осуществляется в соответствии с приказом Минатома России от 12 июля 2001 г. N 397 "О государственном регистре ядерных материалов Российской Федерации".

21. По п.3.1.3.1 необходимо проверить значение масс ядерного материала имевшегося и/или имеющегося в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами в течение любого 12-месячного периода времени.

Это означает, что при выполнении следующего условия ядерные материалы, находящиеся в распоряжении организации, должны быть поставлены на государственный учет:

,                                                где:


- минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю;

- документально зарегистрированное количество ядерного материала в организации (ЗБМ) на момент начала инвентаризации;

- определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерных материалов в организации (ЗБМ) за данный межбалансовый период (12 календарных месяцев) в результате всех поступлений, наработок и т.д.;

- определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный межбалансовый период (12 календарных месяцев) в результате всех отправок из организации (ЗБМ), ядерных превращений, потерь и т.д.

Суммирование увеличений и уменьшений производится за 12 календарных месяцев.

При этом для определения МК:

- количество обогащенного урана пересчитывается на уран 235;

- количество урана природного обогащения не пересчитывается на уран 235.

Если в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, находится совокупность ядерных материалов, продукты, содержащие смесь ядерных материалов, то государственный учет и контроль распространяются на них в случаях превышения хотя бы одного из перечисленных в таблице 1 НП-030-01 минимальных количеств ядерных материалов.

22. По п.3.1.3.2 необходимо проверить - позволяют ли показатели точности методик выполнения учетных измерений в системе измерения ядерных материалов вести отчетные документы в соответствии с требованиями пункта 3.1.3.2 таблицы 1 Правил.