ГОСТ Р 51206-2004
Группа Д29
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автотранспортные средства
СОДЕРЖАНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В ВОЗДУХЕ ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КАБИНЫ
Нормы и методы испытаний
Motor vehicles. Content of pollutants in the air of passenger compartment and cabin.
Norms and test methods
ОКС 13.040.30
ОКП 45 3000
45 4000
45 5000
Дата введения 2006-01-01
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.0-2004 .
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.2-2004 . - Примечание "КОДЕКС".
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники" (ФГУП НИЦИАМТ) Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 110-ст
4 Настоящий стандарт соответствует требованиям гигиенических нормативов ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы", ГН 2.1.6.1339-03 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы"
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51206-98
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС) категорий М, N* с двигателями внутреннего сгорания, имеющие максимальную расчетную скорость не менее 50 км/ч.
_______________
* Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051.
Стандарт устанавливает требования к содержанию загрязняющих (вредных) веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины, образующихся при сгорании топлива в двигателе и испарении топлива и смазок из систем автомобиля.
Стандарт не распространяется на транспортные средства, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования (карьерные самосвалы, сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и др.).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 17.2.6.02-85 Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования
ГОСТ Р 51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 загрязняющее (вредное) вещество (ЗВ): Химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду [1].
3.2 ориентировочный безопасный уровень воздействия ЗВ в атмосферном воздухе населенных мест (ОБУВ): Временный гигиенический норматив максимального содержания ЗВ в атмосферном воздухе пассажирского помещения и кабины АТС, утвержденный в установленном порядке.
3.3 предельно допустимая максимальная разовая концентрация ЗВ (ПДК): Концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно-бытовые условия в течение всей жизни.
3.4 фоновое загрязнение: Содержание ЗВ в атмосферном воздухе, создаваемое всеми источниками их образования, за исключением испытуемого АТС.
3.5 классы опасности ЗВ (в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.007):
1 - чрезвычайно опасные,
2 - высоко опасные,
3 - умеренно опасные,
4 - малоопасные.
3.5.1 углеводороды алифатические предельные (С-С): Углеводороды, относящиеся к классу опасности 4.
3.5.2 оксид углерода (СО): Газ, относящийся к классу опасности 4.
3.5.3 оксид азота (NO): Продукт, относящийся к классу опасности 3.
3.5.4 диоксид азота (NO): Продукт, относящийся к классу опасности 2 по ГН 2.1.6.1338 [2].
3.5.5 формальдегид (СНO): Альдегид насыщенного ряда, относящийся к классу опасности 2.
3.5.6 метан (CH): Начальный углеводород алифатического ряда, относящийся к классу опасности 4.
3.6 экспресс - анализ: Анализ, совмещающий одновременный отбор проб и быстрый анализ ЗВ с помощью автоматических переносных газоанализаторов, соответствующих требованиям ГОСТ 17.2.6.02.
3.7 тип АТС в отношении нормируемого настоящим стандартом содержания ЗВ в пассажирском помещении, кабине: АТС с конструктивными параметрами (отраженными в техническом описании), обеспечивающими эквивалентное содержание ЗВ в воздухе пассажирских помещений и кабин АТС.
3.8 снаряженная масса АТС: Масса АТС, полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.), укомплектованного запасным колесом, инструментом и т.п., с водителем, но без груза и/или пассажиров.
3.9 полная масса АТС: Масса снаряженного АТС, масса груза по грузоподъемности и пассажиров (по числу мест).
3.10 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя по ГОСТ Р 41.85.
3.11 отбор проб: Отбор проб воздуха аспирационным методом с целью его количественного химического анализа в лабораторных условиях.
3.12 концентрация ЗВ: Массовая концентрация ЗВ, выраженная в миллиграммах на метр в кубе (мг/м).
4.1.1 Номенклатура ЗВ, подлежащих определению, и их предельно допустимые концентрации
Содержание ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС не должно превышать предельно допустимых максимальных разовых концентраций (ПДК), установленных ГН 2.1.6.1338 [2] и ГН 2.1.6.1339 [3].
Перечень ЗВ, подлежащих определению, приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Номенклатура и предельно допустимое содержание ЗВ в пассажирском помещении и кабине АТС
Загрязняющее вещество | Гигиенический норматив, мг/м |
Оксид углерода СО | 5,000 |
Диоксид азота NО | 0,085 |
Оксид азота NO | 0,400 |
Метан СН | 50,000 |
Предельные алифатические углеводороды С-С | 50,000 |
Формальдегид СНО | 0,035 |
4.1.2 Номенклатура ЗВ в зависимости от типа двигателя и применяемого моторного топлива:
- С-С, СО, NO, NO - для АТС с двигателями с искровым зажиганием, работающих на бензине и (или) СНГ (сжиженном нефтяном газе);
- СО, NO, NO, СНO - для АТС с двигателями с воспламенением от сжатия (дизели и газодизели);
- СН, СО, NO, NO - для АТС с двигателями с искровым зажиганием, работающих на КПГ (компримированном природном газе).
5.1.1 Содержание ЗВ в пробах воздуха, отобранных в пассажирском помещении и кабине АТС, определяют в дорожных (экспресс-анализ) и лабораторных условиях с помощью газоанализаторов, работающих на основе методов, приведенных в 5.1.2, и имеющих характеристики, указанные в дополнении 1 к приложению Б.
5.1.2 Методы определения
1) При определении оксида углерода (СО) применяют следующие методы:
- газовую хроматографию с использованием пламенно-ионизационного детектора (ПИД) после конверсии в метан;
- оптико-акустическую инфракрасную спектроскопию;