РД 52.14.616-2000
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
Порядок
работы с фондом нормативных документов
Дата введения 2001-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН | Центральным конструкторским бюро гидрометеорологического приборостроения (ЦКБ ГМП) Росгидромета |
2 ВНЕСЕН | Техническим управлением Росгидромета |
3 РАЗРАБОТЧИКИ: | Л.С.Сараева (руководитель темы), В.И.Капирусова, Н.П.Сидорова, Р.Ю.Рябова |
4 УТВЕРЖДЕН | Руководителем Росгидромета 29.08.2000 |
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН | ЦКБ ГМП за номером РД 52.14.616-2000 от 04.09.2000 |
6 ВЗАМЕН | Р 52.14.187-89. Рекомендации. Фонд нормативных документов. Порядок работы |
Настоящая инструкция распространяется на фонды нормативных документов* (далее - фонд) в учреждениях и организациях Росгидромета (далее - организации) и устанавливает порядок:
- комплектования фонда;
- учета, хранения и внесения изменений в нормативные документы;
- ведения справочно-поискового аппарата;
- осуществления справочно-информационного обслуживания;
- обеспечения пользователей нормативными документами.
________________
* Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.12).
В настоящей инструкции использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.12-99* Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения;
_____________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р 1.12-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения. - Примечание "КОДЕКС".
ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений.
3.1 Фонд представляет собой систематизированный массив нормативных документов, корректируемый на основании официальных сведений об отмене, замене, изменениях и дополнениях и имеющий справочно-поисковый аппарат ([1], приложение Е).
Фонд является составной частью справочно-информационного фонда организации.
3.2 Фонд, как правило, включает:
- межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);
- руководящие документы (РД 50), рекомендации (Р 50) и правила (ПР 50) Госстандарта России;
- отраслевые стандарты (ОСТ), руководящие документы (РД) и рекомендации (Р) Росгидромета и других министерств (ведомств);
- стандарты предприятия (СТП);
- международные стандарты;
- национальные стандарты;
- указатели (перечни) нормативных документов;
- отраслевые справочники и каталоги;
- общероссийские и другие классификаторы;
- технические условия на продукцию (за исключением технических условий, являющихся неотъемлемой частью комплекта конструкторской документации).
Состав фонда каждая организация определяет в зависимости от закрепленного за ней направления деятельности.
3.3 Ответственность за введение фонда в организации возлагают, как правило, на службу стандартизации.
3.4 Порядок работы с нормативными документами с грифом "Секретно" и "Для служебного пользования" установлен положением [2] и инструкцией [3].
4.1 Комплектование фонда направлено на создание и пополнение фонда действующими нормативными документами, соответствующими закрепленному направлению деятельности организации.
Комплектование фонда подразделяется на:
- начальное, при котором закладывают минимально необходимые основы фонда;
- текущее, при котором приобретают вновь утвержденные документы;
- доукомплектование, при котором приобретают недостающие документы, утвержденные в прошедшие годы.
4.2 Основными информационными изданиями для комплектования фонда являются:
- указатели и информационные указатели государственных, межгосударственных и отраслевых стандартов, технических условий;
- бланки заказов (приложений к ежемесячным информационным указателям "Государственные стандарты" - ИУС);
- перечень нормативных документов Росгидромета [4];
- каталог международных стандартов;
- каталоги изданий организаций Госстандарта России;
- каталог Редакционно-информационного агентства (РИА) "Стандарты и качество";
- информационные издания министерств (ведомств) в смежных областях деятельности;
- ежегодные планы подготовки и издания научно-технической литературы Росгидромета.
4.3 Поступившие в организацию информационные издания направляют для рассмотрения заинтересованным специалистам. Их предложения о заказе необходимых нормативных документов работник фонда обобщает, в установленном порядке оформляет и направляет запросы в соответствующие организации по обеспечению нормативными документами.
5.1 Все нормативные документы и изменения к ним, поступившие в фонд, в том числе на микрофишах и машинных носителях информации (компактных дисках, дискетах), подвергают входному контролю:
- сверяют с сопроводительным документом (при его наличии) обозначение, наименование, количество экземпляров;
- проверяют пригодность для снятия копий, хранения, а нормативные документы на машинных носителях информации - на возможность просмотра, чтения и копирования.
5.2 Прошедшие входной контроль нормативные документы подлежат суммарному и индивидуальному учету.
В случае когда фонд является составной частью фонда научно-технической библиотеки организации, суммарный и индивидуальный учет нормативных документов ведут отдельно от суммарного и индивидуального учета документов фонда научно-технической библиотеки.
Основными единицами учета объема фонда являются экземпляр и наименование. Учет объема фонда в наименованиях применяется для новых поступлений. Повторное издание учитывается как новое наименование, если оно переиздано с измененным обозначением (год утверждения) или наименованием.
5.3 Суммарный учет дает сведения об общем объеме (количестве в наименованиях и экземплярах), составе по категориям и движении фонда.
Суммарный учет нормативных документов ведут в книге суммарного учета по форме приложения А.
Пояснения по заполнению книги суммарного учета приведены в приложении Б.
5.4 Индивидуальный учет нормативных документов, позволяющий иметь конкретные сведения о данном документе, поступившем в фонд, ведут на карточках учета по форме приложения В.
Каждый нормативный документ, поступивший в составе тематического сборника, ставят на индивидуальный учет как отдельно изданный.
Индивидуальный учет изменений к нормативным документам ведут в соответствующих графах карточек учета изменяемых документов.
5.5 Карточки учета, систематизированные в справочно-поисковом аппарате по определенному принципу, образуют нумерационный, предметный и алфавитный каталоги.
5.5.1 Нумерационный каталог строится по буквенно-цифровым обозначениям нормативных документов и содержит описания действующих, отмененных и замененных нормативных документов.
Нумерационный каталог раскрывает фонд по категориям и обозначениям нормативных документов, содержит сведения об изменениях (дополнениях, поправках, отмене, полной или частичной замене, переиздании), количестве имеющихся экземпляров документов, организациях-разработчиках (держателях подлинников) нормативных документов.
5.5.2 Предметный каталог раскрывает предметное содержание фонда независимо от отрасли промышленности, к которой относятся нормативные документы, например: метеорология, гидрология, стандартизация, метрология, конструирование, технологическая подготовка производства, охрана окружающей среды.
В предметный каталог включают сведения только о действующих нормативных документах, включенных в нумерационный каталог. В случае отмены или полной замены нормативного документа карточку на него из предметного каталога изымают.
5.5.3 Алфавитный каталог составляют для удобства поиска нормативных документов, не имеющих обозначения. Карточки в алфавитном каталоге располагают в алфавитном порядке по первым буквам наименований нормативных документов.
5.6 На учтенных в фонде документах проставляют штампы или делают записи от руки, содержащие:
- сокращенное наименование организации и подразделения, ответственного за учет и хранение нормативных документов (при необходимости);
- порядковый номер экземпляра нормативных документов одного наименования, начиная с номера 2. Вместо штампа "ЭКЗ. N 1" проставляют штамп "КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР".
Нормативные документы и изменения к ним, поступившие в фонд на микрофишах и машинных носителях информации, помещают в конверты или коробки, на которых также проставляют соответствующие штампы или делают записи от руки.
6.1 Расстановка нормативных документов должна обеспечивать оперативность их поиска и выдачи.
6.2 Расстановку нормативных документов осуществляют, как правило, по категориям, в пределах категории - в порядке возрастания номеров обозначений при наличии и (или) регистрационных номеров.
Международные стандарты и рекомендации международных организаций по стандартизации расставляют в алфавитном порядке наименований организаций, в пределах каждой организации - в порядке возрастания регистрационных номеров.
Иностранные стандарты расставляют в алфавитном порядке русских наименований стран, в пределах страны - в алфавитном порядке буквенных обозначений национальной или отраслевой принадлежности (при наличии), в пределах буквенного обозначения - в порядке возрастания регистрационных номеров.
Тематические сборники нормативных документов с последовательной нумерацией обозначений расставляют в общем ряду соответствующей категории по первому обозначению нормативного документа, указанному на титульном листе (обложке).
В случае если в тематический сборник включены нормативные документы, имеющие разные категории или непоследовательную нумерацию обозначений, то сборнику присваивают условный порядковый номер, который проставляют на титульном листе (обложке) и в карточке учета каждого входящего в него нормативного документа. Расставляют такие сборники нормативных документов в порядке возрастания присвоенных условных порядковых номеров.
6.3 Нормативные документы на бумажных носителях расставляют и хранят на стеллажах, в шкафах, коробках или папках, нормативные документы на микрофишах и машинных носителях информации - в конвертах из плотной бумаги, пластмассовых или алюминиевых боксах.