ТР 72-98
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по конструкциям и технологии строительства дорог, тротуаров,
площадок на территориях культурно-бытового назначения
Дата введения 1998-09-01
РАЗРАБОТАНЫ НИИМосстроем
ВНЕСЕНЫ Управлением развития Генплана
УТВЕРЖДЕНЫ Первым заместителем руководителя Комплекса перспективного развития города Е.В.Басиным 7 августа 1998 г.
Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог, тротуаров, площадок на территориях культурно-бытового назначения разработаны кандидатами технических наук В.М.Гольдиным, Л.В.Городецким, Р.И.Бега (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя) при участии ГУ "Мосстройлицензия".
Рекомендации составлены на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России.
Рекомендации разработаны впервые и в основном предназначены для строительства в районах нового жилищного строительства, хотя с успехом могут быть использованы и для центральных районов города при капитальном ремонте сооружений соцкультбыта.
Рекомендации согласованы с институтом "Мосинжпроект" и трестом "Гордорстрой".
1.1. Настоящие Технические рекомендации распространяются на строительство дорог, тротуаров, отмосток, площадок различного назначения на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады и ясли).
1.2. Рекомендации разработаны с учетом действующих нормативных документов и альбома СК 6101-97 "Дорожные конструкции для г.Москвы. Типовые конструкции".
1.3. Покрытия дорог, площадок, тротуаров, отмосток устраиваются двух типов: монолитные - из литой бетонной смеси, сборные - из мелкоразмерных и крупноразмерных бетонных и железобетонных плит.
1.4. Ширина проезжей части дорог принимается 3,5 и 5,5 м (в отдельных случаях - 6-7 м). Ширина одной полосы пешеходного движения принимается 0,75 м.
1.5. Строительство дорог, тротуаров, площадок, отмосток на объектах культурно-бытового назначения следует производить при положительных температурах воздуха. В случае производства работ по строительству отдельных элементов дорог, тротуаров, площадок и отмосток при отрицательных температурах воздуха следует пользоваться рекомендациями "Инструкции по технологии строительства городских дорог в зимнее время (ВСН 51-96).
1.6. Для покрытий дорог, площадок используются железобетонные плиты в соответствии с требованиями ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 следующих конфигураций: П - прямоугольная; ПБ - прямоугольная с одним совмещенным бортом; ПББ - прямоугольная с двумя совмещенными бортами; ПТ - трапецеидальная; ПШ - шестиугольная; ПШД - шестиугольная осевая диагональная; ПШП - шестиугольная осевая поперечная; ДПШ - диагональная половина шестиугольной плиты; ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты.
1.7. Для покрытий тротуаров применяют в соответствии с ГОСТ 17608-91 следующие плиты: квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД).
1.8. Бетонные и железобетонные бортовые камни используются в соответствии с ГОСТ 6665-91 следующих типов: БР - прямые рядовые; БУ - прямые с уширением; БУП - прямые с прерывистым уширением; БЛ - прямые с лотком; БВ - въездные; БК - криволинейные.
1.9. На стесненных территориях культурно-бытового назначения для автотранспорта устраиваются разворотные площадки. Схемы разворотных площадок представлены на рис.1.1.
Рис.1.1. Схемы разворотных площадок для автотранспорта
2.1. Конструкции дорог, площадок включают следующие элементы: дренаж мелкого заложения; подстилающий слой; бортовой камень; основание; покрытие. Конструкции тротуаров состоят из подстилающего слоя, основания и покрытия. Варианты конструкций представлены на рис.2.1.
Рис.2.1. Варианты конструкций дорог, площадок, тротуаров:
а, б - покрытия из литого бетона;
в, г - покрытия из сборных бетонных, железобетонных плит;
д, е - покрытия тротуаров
1 - монолитный цементобетон; 2 - щебеночная смесь, укатываемый бетон; 3 - песчаный подстилающий слой; 4 - полиэтиленовая пленка или пергамин; 5 - крупноразмерные плиты; 6 - выравнивающий слой (песчаная или спецсмесь); 7 - мелкоразмерные плиты
2.2. Дренаж мелкого заложения предназначен для осушения дорожной одежды и верхней части земляного полотна.
Конструкция дренажа состоит из дренирующего слоя и трубчатых дрен, уложенных на спланированное дно ровика.
2.3. В качестве дрены могут использоваться керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбестоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы. Стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от запыления муфтами и фильтрами, в качестве которых могут быть использованы каменные материалы, нетканые синтетические материалы, а также стеклохолсты.
2.4. Толщина конструктивных слоев принимается в соответствии с проектом.
2.5. Подстилающий слой устраивается из песка, коэффициент фильтрации которого должен быть не менее 3 м/сутки.
2.6. Применяются бортовые, бетонные и железобетонные камни. Основные размеры камней представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Размеры бетонных и железобетонных бортовых камней
Марки | Размеры, мм | ||
длина | высота | ширина | |
БР 100.30.15 | 1000 | 300 | 150 |
БР 300.30.15 | 3000 | 300 | 150 |
БР 100.30.18 | 1000 | 300 | 180 |
БР 300.30.18 | 3000 | 300 | 180 |
БР 100.20.8 | 1000 | 200 | 80 |
2.7. Основание дорог и площадок различного назначения устраивают из щебеночных смесей или укатываемого бетона (принимается бетон марки 2), прочность которого в возрасте 28 дней должна быть не менее 100 кгс/см.
2.8. Покрытия дорог, площадок различного назначения устраиваются двух типов: монолитные бетонные; сборные - из бетонных или железобетонных плит.
2.9. В бетонных покрытиях дорог и площадок устраиваются температурные швы через 6-8 метров.
На рис.2.2. представлена схема устройства температурного шва.
Рис.2.2. Температурный шов в покрытиях дорог и тротуаров:
1 - бетон; 2 - толь; 3 - металлический шаблон толщиной 4-5 мм; 4 - петля; 5 - штырь
3.1. Технология строительства дорог, площадок включает: возведение земляного полотна; устройство дренажа, устройство дренирующего песчаного слоя; установку бортового камня; устройство основания; устройство покрытия.
3.2. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям ВСН 52-96 "Инструкция по производству земляных работ в дорожном строительстве и при устройстве подземных инженерных сетей".
3.3. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м до 1,0 м, бульдозеры, автогрейдеры, скреперы.
3.4. Ширина корыта в выемке должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.
3.5. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и поперечных уклонов.
Уплотнение грунтов земляного полотна необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98. Уплотняющая техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины отсыпанного слоя (табл.3.1.) Необходимое число проходов по одному следу для связных грунтов должно быть не менее 10-12, для несвязных - 6-8.
Таблица 3.1
Машины для уплотнения грунтов
Марка машины | Тип катков | Масса, т | Глубина уплотнения | |
связный грунт | несвязный грунт | |||
ДУ-31А (Д-627) | Самоходный, на пневматических шинах, статический | 16 | 0,20 | 0,25 |
ДУ-29 (Д-624) | 30 | 0,30 | 0,35 | |
ДУ-52 | Самоходный, комбинированный, с вибрационным вальцом | 10-11 | 0,40 | 0,60 |
А-8 | Прицепной вибрационный | 9 | 0,30 | 0,50 |