ВСН 51-96
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
по технологии строительства городских дорог в зимнее время
Дата введения 1996-09-01
РАЗРАБОТАНА кандидатами технических наук В.М.Гольдиным, Л.В.Городецким, Р.И.Бега, инженером В.Ф.Деминым (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя), инженером Б.В.Маркиным (ОАО Мосинжстроя), при участии Ю.И.Столярова, к.т.н. В.Д.Фельдмана (Мосстройлицензия).
ВНЕСЕНА Научно-исследовательским институтом московского строительства (НИИМосстрой)
СОГЛАСОВАНА с проектным институтом "Мосинжпроект", ОАО "Мосинжстрой" и трестом "Гордорстрой"
УТВЕРЖДЕНА Научно-техническим управлением Департамента строительства 20 июля 1996 г.
ВЗАМЕН "Указаний по технологии строительства городских дорог в зимнее время" ВСН 3-67 Главмосстроя
В Инструкции приведены современные методы и средства для строительства городских дорог в зимнее время.
В Инструкции обобщен производственный опыт по сооружению дорог в зимнее время Главленинжстроя (Санкт-Петербург), Главкиевстроя (Киев), Департамента строительства (Москва).
Инструкция обобщает накопленный за период с 1967 по 1996 гг. опыт службы дорожных одежд на эксплуатируемых улицах и дорогах.
1.1. Инструкция распространяется на строительство в г.Москве дорог различного назначения в зимний период.
1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.
1.3. С целью создания заделов по возведению земляного полотна для устройства оснований и покрытий в зимний период максимальное количество земляных работ должно выполняться до наступления отрицательной температуры воздуха.
1.4. Строительство дорог осуществляется в соответствии с проектом производства работ, включающим: генеральный план строящегося объекта; технологическую карту строительства и карты трудовых процессов; календарный график строительства; схемы движения городского и технологического транспорта.
1.5. В проекте производства работ должны быть четкие указания по последовательности выполнения работ, типам и количеству машин и механизмов, материально-техническому снабжению, подготовленности заводов по выпуску смесей и деталей.
2.1. Конструкции дорог и тротуаров включают следующие элементы: подстилающий слой, бортовой камень, технологический слой, основание и покрытие, толщина которых принимается по проекту в соответствии с альбомом типовых конструкций институтов "Мосинжпроект" и НИИМосстроя "Дорожные конструкции для г.Москвы", СК 6101-85* в зависимости от расчетных нагрузок, интенсивности движения транспорта, грунтовых условий и других факторов.
2.2. Варианты типовых конструкций дорожных одежд представлены на рис.2.1. Выбор дорожно-строительных материалов для устройства отдельных слоев конструкций определяется видом покрытия.
Рис.2.1. Дорожные конструкции, применяемые при отрицательной температуре воздуха:
I - работы, выполняемые при отрицательной температуре воздуха; II - работы, выполняемые
при положительной температуре воздуха. 1 - песчаный подстилающий слой; 2 - технологический
слой; 3 - основания из пластичного, литого, укатываемого малоцементного бетона и уплотняемых
щебеночных смесей; 4 - нижний слой покрытия из асфальтобетона; 5 - верхний слой покрытия
из асфальтобетона; 6 - сухая цементно-песчаная смесь; 7 - покрытие из штучных элементов;
8 - покрытие из железобетонных плит; 9 - пергамин или полиэтиленовая пленка (при укладке
литых бетонных смесей); 10 - бетонное покрытие; 11 - укрытие бетонного покрытия
от промерзания; 12 - укрытие бетонного основания от промерзания.
2.3. Подстилающий слой для всех видов конструкций устраивается из песка (рис.2.1. А, Б, В, Г).
2.4. Технологический слой выполняется из укатываемого малоцементного бетона марки 1, песчано-гравийной смеси или щебня (рис.2.1. А, Б, В, Г).
При устройстве покрытий из сборных элементов следует предусматривать дополнительный выравнивающий технологический слой из сухой цементно-песчаной смеси состава 1:10 (рис.2.1 Б).
2.5. Основание устраивается из уплотняемых щебеночных смесей в соответствии с ТУ 400-24-150-86 и укатываемого малоцементного бетона марок 2, 3, 4, а также пластичного или литого бетона М-200 или М-300 (рис.2.1 А, Б, В, Г).
2.6. Покрытия возводятся из сборных бетонных, железобетонных и гранитных элементов, а монолитные из пластичной и литой бетонной смеси.
В случае устройства покрытий из литых бетонных смесей по технологическому слою должна быть предусмотрена укладка пергамина или полиэтиленовой пленки (рис.2.1 В).
2.7. Бетонные покрытия и основания, устраиваемые при отрицательных температурах воздуха, защищают от промерзания при помощи различных теплоизоляционных материалов (рис.2.1 В, Г). Допускается при двухстадийном строительстве дорог в районах новой жилой застойки и незначительных объемах работ (по специальному распоряжению Мосстройкомитета) по бетонному основанию укладка слоя асфальтобетона (рис.2.1 А). С наступлением положительных температур в весеннее время укладываются дополнительно еще два слоя асфальтобетона (рис.2.1 А), а в конструкции с утеплительным слоем после его снятия (рис.2.1 Г).
2.8. Технологическая последовательность строительства городских дорог различного назначения при отрицательных температурах воздуха должна включать:
- возведение земляного полотна;
- устройство дренажа;
- устройство подстилающего слоя;
- устройство бортовых камней;
- устройство технологического слоя;
- устройство оснований;
- устройство покрытий дорог и тротуаров.
3.1. При выборе способа производства земляных работ при отрицательных температурах воздуха следует сравнивать такие показатели: приведенные затраты, себестоимость работ, производительность комплекта машин, выработку одного рабочего, энергоемкость и металлоемкость на единицу продукции.
3.2. Критерием целесообразности сооружения земляного полотна в зимний период является экономический показатель Эс, выраженный в процентах от общей стоимости строительно-монтажных работ.
Если значения Эс больше нормативных дополнительных затрат, объемы и организацию зимних работ пересматривают, изменяя набор работ и их объемы.
3.3. В случае, если на отдельных строительных объектах невозможна заблаговременная подготовка земляного полотна по организационным или другим причинам, грунт, намеченный к разработке в зимнее время, следует предохранить от промерзания.
3.4. Все мероприятия по предохранению грунта от промерзания должны производиться в начале зимы, т.е. с наступлением легких морозов. Небольшой слой мерзлого грунта (5-10 см) не может служить препятствием для удаления грунта.
3.5. Грунта, подлежащие к разработке в зимнее время, предохраняют от промерзания вспахиванием, боронованием и снегозадержанием; перекрестным рыхлением; утеплением теплоизоляционными материалами.
3.6. Предохранение грунта от промерзания глубиной до 1 м производится вспахиванием грунта на глубину не менее 0,35 м с последующим боронованием на глубину 0,15-0,20 м и снегозадержанием высотою 0,15-0,25 м.
3.7. Предохранение грунта от промерзания глубиной до 1,5 м производится вспахиванием грунта на глубину более 0,35 м перекрестным рыхлением грунта, когда рыхлитель проходит по взаимно перпендикулярным направлениям, где каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую полосу на 0,2 м, после чего проводится укрытие грунта снегом на высоту не менее 0,25 м.
3.8. Рыхление, особенно перекрестное, снижает теплопроводимость грунта благодаря увеличению объема пор, заполненных воздухом, а снегозадержание снижает скорость промерзания примерно в 3 раза по сравнению со скоростью промерзания грунта, не покрытого снегом.
3.9. Вспахивание грунтов сопровождается значительным снижением глубины промерзания (табл.3.1).
Таблица 3.1
Глубина промерзания грунта в Московской области
Глубина промерзания грунта, по месяцам | Грунты | |
невспаханный, см | вспаханный, см | |
Ноябрь-декабрь | 60 | 20 |
Январь-февраль | 140-170 | 80-95 |
Март-апрель | 170 | 90-30 |
3.10. Утепление грунта производится снегом, теплоизоляционными материалами (опилки, шлак, зола и др.). Для предохранения грунта от промерзания на глубину до 1,4 м, грунт покрывается слоем опилок на высоту 0,35 м и снегом на высоту 0,25 м. Для предохранения грунта от промерзания на глубину до 1,7 м грунт покрывается слоем опилок на высоту 0,45 м и снегом на высоту 0,25 м. В приложении 1 представлен расчет толщины утепляемого слоя.
3.11. Опыт строительства дорог в зимнее время в г.Москве и Московской области показал, что толщина слоя утеплителя, см, по месяцам года должна соответствовать приведенным данным в табл.3.2.
Таблица 3.2
Толщина слоя утеплителя в зависимости от времени
производства работ
Вид утеплителя | Время производства работ | ||||
ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | |
Зола ТЭЦ (сухая) | 15 | 25 | 35 | 40 | 45 |
Вспененная синтетическая смола | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Снег | 13-15 | 21-25 | 31-35 | 35-40 | 38-40 |
Опилки | 15 | 25 | 35 | 40 | 45 |
3.12. Химический способ предохранения грунтов от промерзания производится до наступления морозов розливом технических хлористых солей (кальциевых, натриевых, магниевых и др.) по вспаханному грунту. Соль вводят в виде водного раствора с концентрацией до 20%. Расход раствора зависит от температуры воздуха и применяется в количестве 1-5 кг на 1 м поверхности грунта.
3.13. Разработка мерзлого грунта производится баровыми машинами, траншейными экскаваторами, экскаваторами, бульдозерами.
3.14. При механическом способе разработки мерзлого грунта длину захватки определяют с учетом часовой производительности рыхлителей, температуры воздуха и скорости ветра.
3.15. В зависимости от плотности грунта рыхление грунта эффективно производить при глубине промерзания до 0,25 м навесными рыхлителями, смонтированными на базе трактора ДЭТ-250 и др. (приложение 2).
3.16. Промерзший грунт на глубину до 0,8 м может быть разрыхлен при помощи трактора-рыхлителя. Теоретически и практически определено, что мощность трактора-рыхлителя следует выбирать в зависимости от толщины промерзшего грунта (табл.3.3).
Таблица 3.3
Зависимость необходимой мощности трактора-рыхлителя
от глубины промерзания грунта
Глубина промерзания, м | 0,3-0,4 | 0,5-0,7 | 0,7-0,8 |
Необходимое тяговое усилие трактора, кН | 100-120 | 150-200 | 250-300 |
3.17. При глубине промерзания грунта более 0,8 м применяют оборудование ударного или виброударного действия (гидромолоты), смонтированное на экскаваторах ЭО-2621, ЭО-2626, ЭО-2629 или другого типа (приложение 3).
Технические возможности гидромолотов представлены в приложении 3а.
3.18. Выемки шириной 2,6 м или кратно этому разрабатывают фрезерной машиной на тракторе в комплекте с бульдозером.
3.19. Щели глубиной до 3 м нарезают баровыми машинами, которые представляют собой навесное оборудование на базе трактора или экскаватора. В дальнейшем мерзлый грунт между щелями удаляют землеройными машинами. Наиболее перспективны для нарезания щелей экскаваторы непрерывного действия ЭТР-223А, ЭТР-224А и др. (приложение 4).
3.20. При плотных грунтах и глубине промерзания более 1,0 м необходимо нарезать не только продольные, но и поперечные щели. Поперечные щели нарезают под углом 60-90° к продольным. После окончания нарезки щелей мерзлый грунт разрабатывают бульдозерами или экскаваторами.