2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 испытательный цикл: Последовательная серия испытаний, выполняемых с определенными частотой вращения и крутящим моментом двигателя в установившемся режиме (испытание ESC) и в переходных режимах (испытания ETC, ELR).
2.1.2 сертификация двигателя (семейства двигателей): Сертификация типа двигателя (семейства двигателей) в отношении уровня выбросов вредных веществ (вредных газообразных веществ и вредных частиц).
2.1.3 двигатель с воспламенением от сжатия: Двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия (например, дизельный двигатель).
2.1.4 газовый двигатель: Двигатель, работающий на ПГ или СНГ.
2.1.5 тип двигателя: Категория двигателей, не имеющих между собой существенных различий в отношении, в частности, характеристик двигателя, приведенных в приложении А к настоящему стандарту.
2.1.6 семейство двигателей: Объединенная предприятиями-изготовителями в группу категория двигателей, которые по конструкции согласно дополнению 2 к приложению А имеют одинаковые характеристики в отношении выбросов вредных веществ. Все члены семейства должны соответствовать установленным для него предельным значениям выбросов вредных веществ.
2.1.7 базовый двигатель: Двигатель, отобранный из семейства двигателей таким образом, что его характеристики в отношении выбросов вредных веществ являются репрезентативными для данного семейства двигателей.
2.1.8 вредные газообразные вещества: Входящие в выбросы вредных веществ соединения:
- оксид углерода;
- углеводороды с условной молекулой CH для дизельного топлива, CH - для СНГ и CHO для этанола, предназначенного для дизельных двигателей;
- углеводороды, не содержащие метан, с условной молекулой CH для дизельного топлива, CH - для СНГ и CH для ПГ;
- метан с условной молекулой CH для ПГ и
- оксиды азота.
Примечание - Оксиды азота выражены в эквиваленте диоксида азота (NO).
2.1.9 вредные частицы: Входящие в выбросы вредных веществ субстанции, улавливаемые каким-либо конкретно указанным фильтрующим материалом после разбавления отработавших газов чистым отфильтрованным воздухом для того, чтобы температура разбавленных газов не превышала 325 К (52 °С).
2.1.10 дым: Частицы, взвешенные в потоке отработавших газов дизельного двигателя, поглощающие, отражающие или преломляющие свет.
2.1.11 полезная мощность: Мощность, выраженная в киловаттах, полученная на испытательном стенде на хвостовике коленчатого вала или его эквивалента и измеряемая в соответствии с методом измерения мощности, установленным в ГОСТ Р 41.24.
2.1.12 заявленная максимальная мощность (): Максимальная полезная мощность, выраженная в киловаттах, и измеряемая по ГОСТ Р 41.24, указанная предприятием-изготовителем в заявке на сертификацию.
2.1.13 процентная нагрузка: Доля максимального крутящего момента, развиваемая двигателем при определенной частоте вращения, выраженная в процентах.
2.1.14 испытание ESC: Испытательный цикл, состоящий из 13 установившихся режимов, применяемых в соответствии с 5.2.
2.1.15 испытание ELR: Испытательный цикл, состоящий из последовательных ступеней нагрузки двигателя при постоянных частотах вращения, применяемых в соответствии с 5.2.
2.1.16 испытание ETC: Испытательный цикл, состоящий из 1800 последовательных посекундных переходных режимов, применяемых в соответствии с 5.2.
2.1.17 диапазон эксплуатационных частот вращения: Диапазон частот вращения двигателя, наиболее часто используемых при его эксплуатации, находящийся между низкой и высокой частотами вращения, определяемыми в соответствии с приложением Д.
2.1.18 низкая частота вращения (): Минимальная частота вращения двигателя, при которой достигается 50% заявленной максимальной мощности (рисунок 1).