ГОСТ Р 41.24-2003
(Правила ЕЭК ООН N 24)
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ:
I. СЕРТИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ;
II. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ
НА НИХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ
ПО ТИПУ КОНСТРУКЦИИ;
III. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ;
IV. ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ
Uniform provisions concerning:
I. The approval of compression ignition (C.I.) engines with regard to the emission
of visible pollutants;
II. The approval of motor vehicles with regard to the installation of C.I. engines
of an approved type;
III. The approval of motor vehicles equipped with C.I. engines with regard
to the emission of visible pollutants by the engine;
IV. The measurement of power of engines
ОКС 13.040.50
43.060*
ОКП 45 6000
_____________________
* В ИУС N 09, 2018 г. ГОСТ Р 41.24-2003 приводится с ОКС 43.060,
здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2005-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Управлением стандартизации Госстандарта России
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 2003 г. N 356-ст
4 Настоящий стандарт идентичен Правилам ЕЭК ООН N 24 (включая поправки серии 03) "Единообразные предписания, касающиеся:
I. Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
II. Официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;
III. Официального утверждения автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
IV. Измерения мощности двигателей с воспламенением от сжатия" "Uniform provisions concerning:
I. The approval of compression ignition (C.I.) engines with regard to the emission of visible pollutants;
II. The approval of motor vehicles with regard to the installation of C.I. engines of an approved type;
III. The approval of motor vehicles equipped with C.I. engines with regard to the emission of visible pollutants by the engine;
IV. The measurements of power of engines"
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.24-99
1.1 Настоящий стандарт устанавливает следующие требования:
Часть I - к выбросу видимых загрязняющих веществ (далее - дымность) двигателями с воспламенением от сжатия (далее - дизелями), предназначенными для установки на автотранспортных средствах;
Часть II - к установке на автотранспортных средствах дизелей, сертифицированных по типу конструкции в соответствии с частью I настоящего стандарта;
Часть III - к выбросу видимых загрязняющих веществ автотранспортными средствами, дизели которых не имеют отдельного сертификата по типу конструкции в соответствии с частью I настоящего стандарта.
1.2 Настоящий стандарт устанавливает также метод ЕЭК ООН, применяемый только при измерении мощности двигателей.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Государственные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 мощность нетто: Мощность двигателя, определяемая согласно части IV.
2.2 дизель: Двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия.
2.3 устройство для запуска холодного дизеля: Устройство, которое при включении временно увеличивает количество топлива, подаваемого в дизель, предназначенное для облегчения его запуска.
2.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения коэффициентов поглощения света отработавшими газами, выделяемыми транспортными средствами, характеристики которого приведены в соответствии с приложением И.
2.5 максимальная расчетная частота вращения: Максимальная частота вращения, допускаемая регулятором в режиме работы дизеля при полной нагрузке.
2.6 минимальная расчетная частота вращения:
2.6.1 Наибольшее из следующих трех значений частоты вращения дизеля:
- 45% максимальной частоты вращения, при которой дизель развивает полезную мощность;
- 1000 мин;
- минимальная частота вращения холостого хода.
2.6.2 Более низкая частота вращения, которая может быть установлена предприятием-изготовителем.
В настоящей части стандарта применяют термины, приведенные в разделе 2, а также следующие:
3.1 сертификация типа дизеля: Сертификация типа дизеля в отношении ограничения дымности.
3.2 тип дизеля: Дизели, предназначенные для установки на автотранспортных средствах, не различающиеся по основным характеристикам в соответствии с приложением А за исключением изменений, допускаемых по 7.2 и 7.3.
3.3 дизель, представляющий тип дизеля, подлежащий сертификации: Дизель, развивающий максимальную полезную мощность, характерную для дизелей данного типа.
4.1 Дымность
4.1.1 Заявку на получение сертификата соответствия типа дизеля в отношении ограничения дымности представляет предприятие - изготовитель дизеля или его уполномоченный представитель, либо предприятие - изготовитель автотранспортного средства.
4.1.2 К заявке должно быть приложено в трех экземплярах описание типа дизеля со всеми данными в соответствии с приложением А.
4.1.3 Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, указанные в разделе 6, должен быть представлен дизель с устройствами в соответствии с приложением А, представляющий тип дизеля, подлежащий сертификации.
4.1.4 При определении дымности измерения проводят двумя методами в соответствии с приложениями Г и Д.
4.1.5 При определении дымности мощность и потребление топлива измеряют согласно части IV на одном и том же дизеле, представленном для сертификации.
4.2 Мощность дизеля
4.2.1 По заявке предприятия-изготовителя или его уполномоченного представителя допускается измерять только мощность дизеля. В этом случае:
предприятие-изготовитель заполняет описание по форме в соответствии с приложением А с указанием данных, непосредственно касающихся измерения мощности;
испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания, указанные в части IV, должен быть представлен дизель, соответствующий всем пунктам описания в соответствии с приложением А. Такие испытания проводят только на испытательном стенде;
эти испытания не рассматриваются как испытания для сертификации. В этом случае выдается официальный протокол испытаний по разделу 33.
5.1 Если дизель, представленный на сертификацию, соответствует требованиям раздела 6, то данный тип дизеля считают сертифицированным.
5.2 На каждый сертифицированный тип дизеля выдают сертификат соответствия типа, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, соответствующих последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 24 к моменту сертификации (в настоящее время 03, что соответствует поправкам серии 03).
5.3 Сертификат соответствия типа должен включать информацию, оформляемую в виде приложения, по образцу, приведенному в приложении Б, представляемую предприятием, сделавшим заявку на сертификацию, максимальным форматом А4 (210х297 мм) или кратным ему форматом.
5.4 На каждом сертифицированном дизеле должна быть проставлена на видном и легко доступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к нему, маркировка, состоящая из:
знака соответствия по ГОСТ Р 50460;
обозначения настоящего стандарта;
дополнительного обозначения, состоящего из прямоугольника, внутри которого указывают значение коэффициента поглощения в метрах в минус первой степени, измеренное в процессе испытания в режиме свободного ускорения в соответствии с приложением Д.
5.5 Вместо нанесения на дизель знака соответствия и указанных обозначений предприятие-изготовитель может направить с каждым типом дизеля, сертифицированным в соответствии с настоящим стандартом, сопроводительный документ с указанием этих данных для того, чтобы знак соответствия и обозначения можно было нанести на автотранспортное средство в соответствии с требованиями 13.4.
5.6 Если дизель соответствует типу, сертифицированному на основании другого стандарта, то обозначение знака соответствия по ГОСТ Р 50460 не повторяют. В этом случае номера стандартов и сертификатов, а также дополнительные обозначения всех стандартов, на соответствие которым сертифицирован дизель, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения знака соответствия по ГОСТ Р 50460.
5.7 Все составные части маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
5.8 Знак соответствия помещают рядом с идентификационными данными дизеля, проставленными предприятием-изготовителем.
5.9 На рисунках В.1 и В.2 приложения В изображены в качестве примеров схемы маркировки.
6.1 Общие положения
Элементы дизеля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дизель при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой он может подвергаться, соответствовал требованиям настоящего стандарта.
6.2 Требования, касающиеся устройства для запуска холодного дизеля
6.2.1 Устройство для запуска холодного дизеля должно быть сконструировано и изготовлено таким образом, чтобы оно не могло включаться или продолжать работать при нормальных условиях эксплуатации дизеля.
6.2.2 Требование 6.2.1 не применяют, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий: