Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 41.24-2003
(Правила ЕЭК ООН N 24)

Группа Д25

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ:

I. СЕРТИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ;

II. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ
НА НИХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ
ПО ТИПУ КОНСТРУКЦИИ;

III. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ;

IV. ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ

Uniform provisions concerning:
I. The approval of compression ignition (C.I.) engines with regard to the emission
of visible pollutants;
II. The approval of motor vehicles with regard to the installation of C.I. engines
of an approved type;
III. The approval of motor vehicles equipped with C.I. engines with regard
to the emission of visible pollutants by the engine;
IV. The measurement of power of engines




ОКС 13.040.50

          43.060*

ОКП 45 6000

_____________________
     * В ИУС N 09, 2018 г. ГОСТ Р 41.24-2003 приводится с ОКС 43.060,
здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2005-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Управлением стандартизации Госстандарта России

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 2003 г. N 356-ст

4 Настоящий стандарт идентичен Правилам ЕЭК ООН N 24 (включая поправки серии 03) "Единообразные предписания, касающиеся:

I. Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

II. Официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;

III. Официального утверждения автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

IV. Измерения мощности двигателей с воспламенением от сжатия" "Uniform provisions concerning:

I. The approval of compression ignition (C.I.) engines with regard to the emission of visible pollutants;

II. The approval of motor vehicles with regard to the installation of C.I. engines of an approved type;

III. The approval of motor vehicles equipped with C.I. engines with regard to the emission of visible pollutants by the engine;

IV. The measurements of power of engines"

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.24-99

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает следующие требования:

Часть I - к выбросу видимых загрязняющих веществ (далее - дымность) двигателями с воспламенением от сжатия (далее - дизелями), предназначенными для установки на автотранспортных средствах;

Часть II - к установке на автотранспортных средствах дизелей, сертифицированных по типу конструкции в соответствии с частью I настоящего стандарта;

Часть III - к выбросу видимых загрязняющих веществ автотранспортными средствами, дизели которых не имеют отдельного сертификата по типу конструкции в соответствии с частью I настоящего стандарта.

1.2 Настоящий стандарт устанавливает также метод ЕЭК ООН, применяемый только при измерении мощности двигателей.

     1а Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49) Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Государственные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

      2 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 мощность нетто: Мощность двигателя, определяемая согласно части IV.

2.2 дизель: Двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия.

2.3 устройство для запуска холодного дизеля: Устройство, которое при включении временно увеличивает количество топлива, подаваемого в дизель, предназначенное для облегчения его запуска.

2.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения коэффициентов поглощения света отработавшими газами, выделяемыми транспортными средствами, характеристики которого приведены в соответствии с приложением И.

2.5 максимальная расчетная частота вращения: Максимальная частота вращения, допускаемая регулятором в режиме работы дизеля при полной нагрузке.

2.6 минимальная расчетная частота вращения:

2.6.1 Наибольшее из следующих трех значений частоты вращения дизеля:

- 45% максимальной частоты вращения, при которой дизель развивает полезную мощность;

- 1000 мин;

- минимальная частота вращения холостого хода.

2.6.2 Более низкая частота вращения, которая может быть установлена предприятием-изготовителем.

Часть I. ДЫМНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

     3 Термины и определения


В настоящей части стандарта применяют термины, приведенные в разделе 2, а также следующие:

3.1 сертификация типа дизеля: Сертификация типа дизеля в отношении ограничения дымности.

3.2 тип дизеля: Дизели, предназначенные для установки на автотранспортных средствах, не различающиеся по основным характеристикам в соответствии с приложением А за исключением изменений, допускаемых по 7.2 и 7.3.

3.3 дизель, представляющий тип дизеля, подлежащий сертификации: Дизель, развивающий максимальную полезную мощность, характерную для дизелей данного типа.

     4 Заявка на сертификацию

4.1 Дымность

4.1.1 Заявку на получение сертификата соответствия типа дизеля в отношении ограничения дымности представляет предприятие - изготовитель дизеля или его уполномоченный представитель, либо предприятие - изготовитель автотранспортного средства.

4.1.2 К заявке должно быть приложено в трех экземплярах описание типа дизеля со всеми данными в соответствии с приложением А.

4.1.3 Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, указанные в разделе 6, должен быть представлен дизель с устройствами в соответствии с приложением А, представляющий тип дизеля, подлежащий сертификации.

4.1.4 При определении дымности измерения проводят двумя методами в соответствии с приложениями Г и Д.

4.1.5 При определении дымности мощность и потребление топлива измеряют согласно части IV на одном и том же дизеле, представленном для сертификации.

4.2 Мощность дизеля

4.2.1 По заявке предприятия-изготовителя или его уполномоченного представителя допускается измерять только мощность дизеля. В этом случае:

предприятие-изготовитель заполняет описание по форме в соответствии с приложением А с указанием данных, непосредственно касающихся измерения мощности;

испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания, указанные в части IV, должен быть представлен дизель, соответствующий всем пунктам описания в соответствии с приложением А. Такие испытания проводят только на испытательном стенде;

эти испытания не рассматриваются как испытания для сертификации. В этом случае выдается официальный протокол испытаний по разделу 33.

      5 Предоставление сертификата соответствия

5.1 Если дизель, представленный на сертификацию, соответствует требованиям раздела 6, то данный тип дизеля считают сертифицированным.

5.2 На каждый сертифицированный тип дизеля выдают сертификат соответствия типа, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, соответствующих последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 24 к моменту сертификации (в настоящее время 03, что соответствует поправкам серии 03).

5.3 Сертификат соответствия типа должен включать информацию, оформляемую в виде приложения, по образцу, приведенному в приложении Б, представляемую предприятием, сделавшим заявку на сертификацию, максимальным форматом А4 (210х297 мм) или кратным ему форматом.

5.4 На каждом сертифицированном дизеле должна быть проставлена на видном и легко доступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к нему, маркировка, состоящая из:

знака соответствия по ГОСТ Р 50460;

обозначения настоящего стандарта;

дополнительного обозначения, состоящего из прямоугольника, внутри которого указывают значение коэффициента поглощения в метрах в минус первой степени, измеренное в процессе испытания в режиме свободного ускорения в соответствии с приложением Д.

5.5 Вместо нанесения на дизель знака соответствия и указанных обозначений предприятие-изготовитель может направить с каждым типом дизеля, сертифицированным в соответствии с настоящим стандартом, сопроводительный документ с указанием этих данных для того, чтобы знак соответствия и обозначения можно было нанести на автотранспортное средство в соответствии с требованиями 13.4.

5.6 Если дизель соответствует типу, сертифицированному на основании другого стандарта, то обозначение знака соответствия по ГОСТ Р 50460 не повторяют. В этом случае номера стандартов и сертификатов, а также дополнительные обозначения всех стандартов, на соответствие которым сертифицирован дизель, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения знака соответствия по ГОСТ Р 50460.

5.7 Все составные части маркировки должны быть четкими и нестираемыми.

5.8 Знак соответствия помещают рядом с идентификационными данными дизеля, проставленными предприятием-изготовителем.

5.9 На рисунках В.1 и В.2 приложения В изображены в качестве примеров схемы маркировки.

     6 Технические требования и методы испытаний

6.1 Общие положения

Элементы дизеля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дизель при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой он может подвергаться, соответствовал требованиям настоящего стандарта.

6.2 Требования, касающиеся устройства для запуска холодного дизеля

6.2.1 Устройство для запуска холодного дизеля должно быть сконструировано и изготовлено таким образом, чтобы оно не могло включаться или продолжать работать при нормальных условиях эксплуатации дизеля.

6.2.2 Требование 6.2.1 не применяют, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs