Статус документа
Статус документа

РД 31.31.27-81 Руководство по проектированию морских причальных сооружений

9.16(3.10). Замкнутые полости в конструкциях в зоне возможного льдообразования не допускается устраивать без специального обоснования в проекте. Исключение составляют сваи-оболочки в основаниях эстакад и лицевых стенках больверков. Во всех случаях применения конструкций из стали, бетона или железобетона с замкнутыми полостями в зоне возможного льдообразования эти полости должны заполняться бетоном, водоотталкивающим или другим материалом, эффективность применения которого проверена опытом эксплуатации.

Примечания: 1. Требования настоящего пункта не распространяются на ячеистые конструкции из стального шпунта.

2. При заполнении полостей бетоном рекомендуется применять технологию, разработанную ЦНИИС Минтрансстроя, которая исключает или ограничивает процессы, вызывающие образование трещин в сваях-оболочках от температурных воздействий и деформаций бетона-заполнителя в начальный период твердения, а также расширения его под воздействием внешних температур в период эксплуатации (см.: Методические указания по расчету температурных и усадочных напряжений. - М.: ВНИИ транспортного строительства Минтрансстроя, 1979).

3. В обоснованных случаях следует предусматривать теплогидроизоляционную защиту бетона-заполнителя согласно указаниям .


9.17(3.11). Толщина железобетонных элементов конструкций сооружения должна определяться расчетом и в целях обеспечения долговечности для основных конструктивных элементов быть не менее величин, указанных в табл.12(1).

Таблица 12(1)

Элементы

Минимальная толщина, см

Железобетонные предварительно напряженные элементы верхнего строения эстакад, лицевые панели уголковых стенок, сваи шпунтовые плоские и тавровые

15

То же, без предварительного напряжения и напряженные в тяжелых условиях службы

20

Сваи-оболочки диаметром 1 м и более из предварительно напряженного железобетона

12

То же, без предварительного напряжения и напряженные в тяжелых условиях

15



9.18(3.12). Толщину защитного слоя бетона следует принимать по указаниям главы СНиП II-56-77.

Примечание. Для рабочей стержневой арматуры, расположенной у поверхности железобетонных элементов, соприкасающихся с грунтовой засыпкой, а также для рабочей стержневой арматуры центрифугированных железобетонных элементов наименьшая толщина защитного слоя может быть снижена до 40 мм.


9.19(3.13). Для повышения долговечности бетонных и железобетонных конструкций и их элементов, кроме указанных в пп.9.17(3.11) и 9.18(3.12) конструктивных решений, следует применять:

а) преимущественно предварительно напряженные конструкции;

б) в особо тяжелых условиях эксплуатации - напряженно-армированные конструкции с обжатием бетона, не допускающим возникновения в нем растягивающих напряжений при воздействии постоянных и длительно действующих временных нагрузок;

в) в бетоне бетонных и железобетонных конструкций - ограничение сжимающих напряжений в соответствии с ;

г) конструктивные элементы с наименьшим отношением поверхности, подвергающейся агрессивным воздействиям, к объему;

д) стационарные или съемные защитные пояса или обоймы из материалов повышенной коррозиестойкости или устойчивых против истирания;

е) для эстакадных конструкций - защитные козырьки, для стенок - ледозащитные пояса с увеличенным сечением элементов.

9.20(3.14). Элементы сборных железобетонных конструкций следует укрупнять, исходя из условий технико-экономической целесообразности, в пределах, допускаемых условиями изготовления, транспортировки и монтажа.

При транспортировке элементов конструкций по железной дороге габаритом 1-Т МПС максимальная ширина элемента не должна превышать 3,25 м; в случае транспортировки по внутрипостроечным железнодорожным путям ширина элемента может быть увеличена до 4,0-4,5 м.

При транспортировке элементов автотранспортом максимальная ширина элемента не должна превышать 4 м.

Примечания: 1. В проекте следует рассматривать возможность перевозки сборных железобетонных элементов в вертикальном положении с использованием специальных кассет.

2. В случаях, когда это допускается условиями подъема и транспортировки, следует предусматривать укрупнение элементов, изготовляемых заводским способом, путем предварительной сборки и омоноличивания на припостроечных площадках до установки в сооружение.

3. Если это возможно и экономически целесообразно, рекомендуется выполнять перевозку сборных элементов морским транспортом.


9.21(3.15). Габаритные размеры и армирование элементов, назначенные из условий эксплуатации, должны, как правило, удовлетворять требованиям транспортировки и монтажа конструкции [см. п.9.26(3.20)].

Габаритные размеры сборных элементов следует назначать из условия сокращения их типоразмеров до оптимального количества, определяемого технико-экономическими расчетами и сопоставлениями, с учетом требований унификации как самих элементов, так и оборудования для их изготовления.

Масса и габаритные размеры сборных элементов должны соответствовать технологии их изготовления.

9.22(3.16). В сборных железобетонных элементах в соответствии с конструктивно-компоновочной и монтажной схемами сооружения следует предусматривать установку закладных деталей или арматурных выпусков, обеспечивающих надежное крепление:

а) стационарного технологического оборудования, подкрановых рельсов и т.п.;

б) элементов между собой при монтаже и эксплуатации;

в) металлических анкерных тяг;

г) отбойных и швартовных устройств, стремянок;

д) конструкций перекрытия стыков, не связанных между собой элементов вертикальной стенки;

е) вибропогружателя;

ж) захватных устройств для подъема элементов при транспортировке и монтаже.

9.23(3.17). Закладные детали и их расположение в сборных элементах следует, по возможности, унифицировать, не допуская перерасхода стали.

9.24(3.18). Для образования в железобетонных элементах сквозных отверстий для пропуска болтов, рымов, анкерных тяг и т.п. необходимо предусматривать установку закладных деталей в виде трубок и коробок, остающихся в бетоне и облицовывающих поверхность бетона в отверстии.

9.25(3.19). Положение закладных деталей при бетонировании должно обеспечивать возможность качественного уплотнения прилегающего к этим деталям бетона.

9.26(3.20). Для подъема сборных элементов конструкций в них следует предусматривать захватные устройства в виде инвентарных монтажных вывинчивающихся петель в соответствии с указаниями ТП 101-76 или стационарных петель из арматурных стержней [см. п.7.10(4.9)], а также отверстий и закладных частей для ключей.

Схему расположения захватных устройств следует назначать с таким расчетом, чтобы усилия в сечениях элементов в процессе транспортировки и монтажа были, как правило, меньше, чем при эксплуатации.

9.27. При проектировании железобетонных элементов должны быть соблюдены конструктивные требования, изложенные в главах СНиП II-21-75, СНиП II-56-77, Руководстве к ним, а также в настоящем Руководстве.

9.28(3.21). Стыкование железобетонных элементов сборных конструкций следует выполнять в соответствии с указаниями СНиП II-21-75 и Руководства к СНиП.

9.29(3.22). Петлевые стыки рекомендуется выполнять из гладких круглых стальных стержней класса А-1 с диаметром петель не менее 5 ( - диаметр стержня). В пределах ядра стыка поперек петлевых стержней следует укладывать не менее шести стержней. В петлевых стыках, работающих на изгиб, в пределах ядра на петле должен быть прямой участок длиной, равной диаметру закругления.

Допускается изготовлять петлевые стыки из арматуры периодического профиля с диаметром перегиба стержней не менее 8.

9.30(3.23). Сварные соединения арматуры следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 14098-68 "Соединения сварные арматуры железобетонных изделий и конструкций. Контактная и ванная сварка", ГОСТ 19292-73 "Соединения сварные элементов закладных деталей сборных железобетонных конструкций. Контактная и автоматическая сварка плавлением", ГОСТ 19293-73 "Соединения сварные арматуры предварительно напряженных железобетонных конструкций. Сварка контактная и плавлением", а также указаниями главы СНиП II-21-75.

В проектах необходимо отмечать, что технология сварки должна соответствовать требованиям СН 393-69, а качество сварных арматурных изделий и соединений - ГОСТ 10922-75 "Арматурные изделия и закладные детали сварные для железобетонных конструкций. Технические требования и методы испытаний".

9.31(3.24). При изготовлении предварительно напряженных свай-оболочек с применением арматуры класса А-IIIв звенья свай-оболочек следует армировать цельными стержнями с приваренными по концам контактной сваркой наконечниками большего диаметра. В проекте необходимо отмечать, что арматуру следует упрочнять вытяжкой до натяжения после приварки наконечников и что длина и диаметр наконечников, а также режим сварки при креплении в натянутом состоянии арматуры (наконечников) к обечайке свай-оболочек должны исключать перегрев стали, снимающий в теле основного стержня упрочнение вытяжкой.

9.32(3.25). Элементы, потерявшие на части длины предварительное напряжение в результате производственных операций (например, подрубки голов свай, свай-оболочек и т.п.) и поэтому не удовлетворяющие условиям трещиностойкости или предельной величине раскрытия трещин, следует в соответствующих зонах усиливать с учетом выполнения требований по раскрытию трещин в бетоне или предусматривать защитные мероприятия, обеспечивающие его коррозиестойкость.

9.33(3.26). Для предотвращения повреждения верхнего торца свай при вибропогружении или забивке следует предусматривать косвенное армирование поперечными сварными арматурными сетками, установленными с шагом не менее 5 см от торца элемента и друг от друга. Число сеток определяется расчетом и должно быть не менее пяти.

Поперечное армирование концевых участков железобетонных свай длиной 1 м следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП II-21-75 к элементам с косвенным армированием, работающим на внецентренное сжатие. В средней части свай шаг поперечной арматуры принимать из расчета по прочности или конструктивно, но не более 20 см.

9.34(3.27). Для защиты от коррозии металлических элементов конструкций рекомендуется нанесение антикоррозионных лакокрасочных покрытий в соответствии с требованиями РД 31.31.18-75 (см. прил.1).

При интенсивной подводной коррозии металлических несущих конструкций следует предусматривать катодную или протекторную защиту в соответствии со специальными техническими условиями.

В случаях интенсивной коррозии в зоне переменного уровня воды стальной шпунт может быть защищен железобетонной надстройкой [см. п.11.5(6.6)], а стальные трубчатые сваи - железобетонными обоймами.

10(5). ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЧАЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЯМ ГРАВИТАЦИОННОГО ТИПА


10.1(5.1). Требования, изложенные в настоящем разделе, распространяются на следующие конструкции гравитационных причальных сооружений:

уголковые стенки контрфорсного типа:

уголковые стенки с внешней анкеровкой, имеющие в вертикальной плоскости две опоры: верхнюю - в точке крепления анкера и нижнюю - на низком пороге фундаментной плиты;

уголковые стенки с внутренней анкеровкой;

стенки из массивовой кладки в поперечном сечении без вертикальных швов и с массивами верхнего курса, имеющими разгружающий консольный свес;


стенки из пустотелых бетонных массивов столбовой кладки;

стенки из оболочек большого диаметра.

10.2(5.2). Причальные сооружения гравитационного типа, особенно из правильной кладки массивов, не следует применять при неблагоприятных геологических условиях, когда можно ожидать значительной и неравномерной осадки основания сооружения.

(9.2с). Возрастание нагрузок на основание в процессе возведения причальных сооружений не должно вызывать неравномерных осадок, раскрытия швов кладки и разрушения конструкции.


Примечание. Под неблагоприятными геологическими условиями следует понимать наличие в основании сооружения:

водонасыщенных глинистых грунтов пластичной и тугопластичной консистенции при степени влажности 0,85, в интервале расчетных сопротивлений (1,53,0) кгс/см, модуле деформации 150 кгс/см.

Дополнительными характеристиками для указанных грунтов являются:

малая плотность (коэффициент пористости =0,75);

значительная сжимаемость (коэффициент сжимаемости 0,05 см/кгс);

малый и неодинаковый во всех направлениях коэффициент фильтрации [ см/с];

относительно малая прочность [показатель сопротивления сдвигу в пределах кгс/см при расчетных сдвиговых показателях по трению и сцеплению и кгс/см];

длительность уплотнения в естественном состоянии, исчисляемая годами, а иногда и десятками лет.


Рекомендуется возведение причальных сооружений гравитационного типа осуществлять на плотных, малосжимаемых грунтах с модулем деформации не менее 200 кгс/см с учетом изложенного выше.

10.3(5.3). Конструкцию набережных гравитационного типа следует разделять по длине на секции сквозными вертикальными температурно-осадочными швами.

Длина секции определяется в зависимости от геологического строения основания, высоты стенки и толщины постели:

для скального основания при толщине выравнивающего слоя из каменной наброски до 1,5 м - не более 45 м;

для нескальных оснований при глубине у причала до 13 м - не более 30 м, при глубине 13 м и более - не более 40 м.

Примечания: 1. Увеличение длины секции допускается при специальном обосновании в проекте.

2. Разбивка стенки на секции должна производиться с учетом обязательного устройства швов в местах возможной резкой разницы в осадках отдельных частей сооружения (в местах изменения грунтовых условий, примыкания нового сооружения к старому, изменения высоты стенки).


10.4(5.4, 9.1с, 9.3с). Причальные сооружения гравитационного типа, возводимые на нескальных грунтах, должны располагаться на постели из каменной наброски, заглубленной в грунт основания или отсыпанной на поверхность дна [последнее с учетом требований п.8.4(3.5)]. При этом на грунты основания следует укладывать обратный фильтр из щебня или гравия толщиной не менее 0,3 м, за исключением случая, когда основание сложено из крупнозернистых грунтов [см. примечания к п.9.13(3.8)].

Если основание сооружения сложено из скальных грунтов, каменная постель не устраивается, а в основании сооружения укладывается выравнивающий слой из каменной наброски толщиной не менее 0,5 м.

Примечания: 1(9.4с). Для уголковых стенок с внешней анкеровкой допускается устраивать постель из гравия или щебня при условии ее устойчивости на размывающие воздействия.

2(9.5с). При скальных основаниях в обоснованных случаях вместо каменной наброски допускается применение выравнивающей щебеночно-гравийной подушки или выравнивающего слоя бетона в мешках толщиной не менее 0,25 м.



Необходимость устройства обратного фильтра под каменную постель на контакте с нескальным грунтом основания диктуется возможной суффозией грунта в процессе работы движителей судов, размыва донными скоростями течений и воздействия волн.