10.5(5.5). По верху постели по обе стороны основания стенки, следует устраивать бермы [рис.1(1)], ширина которых должна быть с морской стороны не менее 2 м, а со стороны берега - не менее 1 м. Рис.1(1). Поперечный разрез постели из каменной наброски в основании гравитационной стенки: 10.6(5.6). Толщину постели из каменной наброски, включая обратный фильтр, следует определять расчетом, принимая ее не более 5 м и не менее 1 м. Примечания: 1. Постели большей толщины допускаются при условии технико-экономического обоснования. 2. Для причальных сооружений уголкового типа допускается принимать минимальную толщину постели равной 0,75 м. |
Отечественный и зарубежный опыт строительства подтверждает целесообразность нормирования величин по толщине постели, которая регламентирована и типовыми проектами за 1962-1980 гг. Нормирование толщины постели в 5 м диктуется условиями длительного ее уплотнения в процессе эксплуатации. Минимальный размер по толщине постели установлен из условия обеспечения несущей способности основания под передней гранью сооружения, а также для выравнивания основания.
10.7(5.7). Для отсыпки постелей и разгрузочных призм следует использовать камень массой от 15 до 100 кг. Требования к качеству материала каменной отсыпки устанавливаются в соответствии с п.7.20(4.19). Примечание. Если причальная стенка подвержена волновым воздействиям, массу камня для отсыпки постели следует определять с учетом этих воздействий. 10.8(5.8). Обратный фильтр каменных постелей и разгрузочных призм следует выполнять, руководствуясь требованиями п.9.13(3.8). Обратный фильтр каменных постелей на глинистых грунтах основания должен отсыпаться из крупного щебня размером 7-10 см. Требования к качеству материала обратных фильтров устанавливаются в соответствии с указаниями п.7.21(4.20). 10.9(5.9). Отметка верха подводной части причальных сооружений гравитационного типа должна назначаться не менее чем на 0,3 м выше расчетного строительного уровня воды, чтобы обеспечивалась возможность устройства надстроек насухо. Примечание. Расчетный строительный уровень надлежит устанавливать в соответствии с указаниями примечания п.9.7(5.19, 6.8). 10.10(5.10). Секции сборных уголковых железобетонных стенок следует составлять из контрфорсных блоков [см. п.10.12(5.12)] или из лицевых и фундаментных панелей без перевязки и омоноличивания швов. В пределах секций контрфорсные блоки и лицевые панели следует омоноличивать железобетонной надстройкой. 10.11(5.11). Ширину лицевых и фундаментных панелей уголковых стенок по направлению вдоль кордона рекомендуется делать наиболее доступной для изготовления на заводах и установки на место. |
Ограничение габаритов лицевых и фундаментных панелей вытекает из условия наличия на строительстве подъемно-транспортного оборудования. Наиболее распространены краны грузоподъемностью 50-100 тс, и в отдельных случаях строительная организация располагает кранами грузоподъемностью 300 тс.
10.12(5.12) Уголковые контрфорсные конструкции допускается выполнять сборными из ненапряженных железобетонных элементов. Все элементы, составляющие блок этой конструкции, объединяют через выпуски и закладные детали омоноличиванием. 10.13(5.13.) Лицевую панель уголковых стенок с внешней и внутренней анкеровкой, как правило, следует изготовлять из предварительно напряженного железобетона. |
Марки бетона лицевой панели рекомендуется назначать не ниже М400.
Указанные требования вытекают из экономической целесообразности такого решения, особенно для глубоководных причалов (11,5 м), когда по технической возможности и экономической целесообразности необходимо принимать предварительное напряжение.
10.14(5.14). Для обеспечения грунтонепроницаемости вертикальных швов уголковых стенок следует предусматривать грунтонепроницаемые завесы. Конструкцию завес допускается выполнять по рабочим чертежам "Типовые конструкции деталей и узлов морских портовых и заводских причальных сооружений для глубин до 11,5 м. Серия 3.504-11. Набережные уголковой конструкции с внутренней анкеровкой" [Выпуск 1 (Черноморниипроект)] или нормативным документам, регламентирующим указанные уплотнительные устройства. Следует также применять навеску фильтрующих полотнищ из нетканых синтетических материалов. 10.15(5.15). В уголковых стенках с внешней и внутренней анкеровкой на пороге фундаментной плиты, как правило, устраиваются выступающие из бетона стальные закладные опоры, а против них, на лицевой панели, - стальные опоры заподлицо с бетонной поверхностью. Высота порога и отметка расположения шарнирных опор должны обеспечивать надежное опирание при возможной раздельной осадке лицевой и фундаментной плит в результате деформации постели. 10.16(5.16). В фундаментных плитах уголковых стенок с внешней и внутренней анкеровкой для обеспечения устойчивости лицевых плит во время монтажа конструкции, до засыпки пазухи, следует устраивать местные поддерживающие упоры, предотвращающие опрокидывание вертикальной плиты в сторону берега. 10.17(5.17). Установка сборного блока или элемента гравитационной стенки причального сооружения должна быть произведена на весьма тщательно выровненную постель. 10.18(5.18). Лицевую панель уголковых стенок с внешней и внутренней анкеровкой следует крепить двумя тягами, расположенными на одном уровне [см. также пп.9.7(5.19, 6.8) и 9.8(6.9)]. 10.19(5.20). В конструкции крепления концов тяг уголковых стенок с внутренней анкеровкой следует предусматривать возможность регулирования рабочей длины этих тяг после установки конструкции до ее засыпки для выравнивания верха лицевой стенки по линии кордона. 10.20(5.21). Анкерные тяги в уголковых стенках с внутренней анкеровкой рекомендуется выполнять из широкополосной стали, при этом ширина стальной полосы должна находиться в плоскости поперечного сечения сооружения. Анкерные тяги в уголковых стенках с внешней анкеровкой следует выполнять из стали круглого сечения [см. пп.9.9(5.21, 6.10) и 9.10(5.23, 6.12)]. |
Примечание. Допускается при условии специального технико-экономического обоснования применение анкерных тяг других сечений и профилей.
Ориентация положения тяги из полосовой стали широкой стороной сечения в вертикальной плоскости рекомендована с целью наибольшего уменьшения дополнительной нагрузки на анкеры oт возможного зависания и сводообразования грунта засыпки.
10.21(5.22). Анкерные опоры для уголковых стенок с внешней анкеровкой следует выполнять в виде анкерных железобетонных плит. Допускается забивать анкерные стенки, обеспечивающие возможность осуществления тылового крепления насухо. 10.22(5.24, 9.6с). Секции причальных сооружений из правильной кладки обыкновенных массивов следует выполнять горизонтальными курсами с перевязкой швов или столбами без перевязки швов (столбовая кладка). Пустотелые бетонные массивы применяются только в столбовой кладке. Монолитность секции в первом случае обеспечивается перевязкой швов и железобетонной надстройкой, во втором - устройством железобетонной надстройки. Примечания: 1.(9.7с). Под обыкновенными массивами понимаются бетонные монолиты, имеющие форму параллелепипеда, в том числе со скошенными гранями и срезанными ребрами; под пустотелыми массивами - бетонные ящики без днища с толщиной стен не менее 0,5 м. |
2. Требования пункта соответствуют СН 288-64 "Указания по проектированию гидротехнических сооружений, подверженных волновым воздействиям", типовым проектам, а также многолетнему опыту проектирования и строительства как в нашей стране, так и за рубежом.
3. Столбовая кладка из бетонных массивов не нашла применения из-за отсутствия необходимого грузоподъемного оборудования. В настоящее время такая возможность открыта в связи с наличием плавкранов грузоподъемностью 300 тс (типа "Богатырь") и других с грузоподъемностью свыше 300 тс.
10.23(9.7с). Изменение глубины заложения подошвы подводных стен причальных сооружений из правильной кладки бетонных массивов должно предусматриваться ступенями высотой в один курс.
10.24(5.25). Массу основных массивов рекомендуется принимать максимально возможной с учетом условий транспортировки и укладки.
Массивы меньшей массы следует применять для замыкания курсов при обеспечении правильной перевозки швов*.
_______________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
10.25(5.26). В подводной зоне причального сооружения из правильной кладки обыкновенных массивов минимальная марка бетона массивов по прочности должна быть: для сооружений с глубиной у причала до 13 м - 150, с глубиной 13 м и более - 200.
Для массивов верхнего курса, с консольным свесом, устанавливаемых в зоне переменных уровней воды, марка бетона должна удовлетворять требованиям обеспечения прочности и морозостойкости и быть не менее указанных в настоящем пункте.
Требования повышенной марки бетона для глубоководных сооружений диктуются необходимостью обеспечения прочности массивов, так как с ростом глубин у причала возрастают действующие нагрузки на нижележащие курсы массивов. В отдельных случаях, при соответствующем техническом обосновании, при отсутствии на строительной площадке плавкранов грузоподъемностью более 100 тс нижний, первый курс массивов вынужденно выполняется железобетонным.