3.1.1 Расчет вибрации от движения поездов метрополитена проводится при прогнозировании ожидаемых значений вибрации в зданиях, расположенных в зоне возможного влияния проектируемых линий метрополитена, с целью проверки их на соответствие требованиям СНиП 32-02, а также при разработке конкретных технических решений по виброзащите зданий и сооружений.
3.1.2 Оценку вибрации от движения поездов метрополитена в жилых помещениях, палатах больниц, санаториев необходимо проводить для ночного времени суток. Рассчитываемыми параметрами вибрации в соответствии с настоящим Сводом правил являются:
- корректированные максимальные и эквивалентные значения виброскорости и , м/с;
- максимальные и эквивалентные значения виброскорости и м/с, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 16, 31,5 и 63 Гц, наиболее характерных для метрополитена.
Расчет корректированных и эквивалентных значений виброскорости следует выполнять по формулам ГОСТ 12.1.012, принимая весовые коэффициенты коррекции для вертикального и горизонтального направлений для случая общей вибрации.
3.1.3 В качестве дополнительного параметра вибрации могут использоваться уровни виброскорости (дБ), определяемые соотношением вида , где в качестве величины выступают перечисленные выше параметры; - пороговая величина виброскорости, равная 5·10 м/с.
3.1.4 При проектировании в селитебной зоне линий метрополитена необходимо выполнение следующих условий:
, , (3.1)
где и - ожидаемые абсолютные величины и уровни виброскорости в оцениваемом здании соответственно в м/с и дБ;
и - допустимые абсолютные величины и уровни виброскорости, принимаемые в соответствии с СНиП 32-02 по таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Нормативные значения для оценки вибрационного воздействия на соответствие требованиям СНиП 32-02
Помещения, здания | Допустимое значение | |||||||
, м/с | , дБ | , м/с | , дБ | , м/с | , дБ | , м/с | , | |
Жилые | 1,1 | 67 | 3,5 | 57 | 2,3 | 73 | 7,4 | 63 |
Палаты больниц и санаториев | 0,8 | 64 | 2,6 | 54 | 1,7 | 70 | 5,4 | 60 |
Административно- управленческие, общественные здания | 2,8 | 75 | 9,0 | 65 | 5,9 | 81 | 18,8 | 71 |
Учебные заведения, читальные залы библиотек | 2,0 | 72 | 6,4 | 62 | 4,2 | 78 | 13,4 | 68 |
При проверке условий (3.1) в качестве ожидаемых величин вибрации в оцениваемом здании допускается принимать значения виброскорости, рассчитанные на поверхности грунта в месте расположения фундамента.
3.1.5 В случае, когда расчетные величины вибрации превышают допустимые значения, рекомендуется предусматривать специальные виброзащитные мероприятия и устройства, которые подразделяются на следующие типы:
- устройства, уменьшающие динамические нагрузки при взаимодействии колесной пары с верхним строением пути;
- амортизирующие устройства в конструкции верхнего и нижнего строения пути;
- виброзащитные конструкции обделок тоннелей метрополитенов;
- экранирующие конструкции в грунте;
- амортизирующие элементы в конструкции зданий.
Выбор средств защиты от вибрации производится с учетом их эффективности и экономической целесообразности.
3.1.6 Прогнозирование величин виброскорости в жилых зданиях и подбор виброзащитных мероприятий проводятся в следующей последовательности:
а) оцениваются величины вибрации обделок тоннелей и лотковой части пути метрополитена в соответствии с положениями разделов 3.2, 3.3;
б) задается или определяется в соответствии с разделом 4 исходное для расчета геологическое строение верхней части грунта: число и толщины слагающих слоев верхней части грунта общей толщиной м, где - расстояние от поверхности грунта до лотка;
в) определяются массовые, динамические упругие и диссипативные параметры слагающих грунтов: плотность, скорости продольных и поперечных волн и коэффициент затухания в каждом слое;