Статус документа
Статус документа

СП 23-105-2004 Оценка вибрации при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена

     
3.1 Общие положения

3.1.1 Расчет вибрации от движения поездов метрополитена проводится при прогнозировании ожидаемых значений вибрации в зданиях, расположенных в зоне возможного влияния проектируемых линий метрополитена, с целью проверки их на соответствие требованиям СНиП 32-02, а также при разработке конкретных технических решений по виброзащите зданий и сооружений.

3.1.2 Оценку вибрации от движения поездов метрополитена в жилых помещениях, палатах больниц, санаториев необходимо проводить для ночного времени суток. Рассчитываемыми параметрами вибрации в соответствии с настоящим Сводом правил являются:

- корректированные максимальные и эквивалентные значения виброскорости и , м/с;

- максимальные и эквивалентные значения виброскорости и м/с, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 16, 31,5 и 63 Гц, наиболее характерных для метрополитена.

Расчет корректированных и эквивалентных значений виброскорости следует выполнять по формулам ГОСТ 12.1.012, принимая весовые коэффициенты коррекции для вертикального и горизонтального направлений для случая общей вибрации.

3.1.3 В качестве дополнительного параметра вибрации могут использоваться уровни виброскорости (дБ), определяемые соотношением вида , где в качестве величины выступают перечисленные выше параметры; - пороговая величина виброскорости, равная 5·10 м/с.

3.1.4 При проектировании в селитебной зоне линий метрополитена необходимо выполнение следующих условий:

, ,                                                                   (3.1)


где и - ожидаемые абсолютные величины и уровни виброскорости в оцениваемом здании соответственно в м/с и дБ;

и - допустимые абсолютные величины и уровни виброскорости, принимаемые в соответствии с СНиП 32-02 по таблице 3.1.


Таблица 3.1 - Нормативные значения для оценки вибрационного воздействия на соответствие требованиям СНиП 32-02

Помещения, здания

Допустимое значение

, м/с

, дБ

, м/с

, дБ

, м/с

, дБ

, м/с

,
дБ

Жилые

1,1

67

3,5

57

2,3

73

7,4

63

Палаты больниц и санаториев

0,8

64

2,6

54

1,7

70

5,4

60

Административно- управленческие, общественные здания

2,8

75

9,0

65

5,9

81

18,8

71

Учебные заведения, читальные залы библиотек

2,0

72

6,4

62

4,2

78

13,4

68



При проверке условий (3.1) в качестве ожидаемых величин вибрации в оцениваемом здании допускается принимать значения виброскорости, рассчитанные на поверхности грунта в месте расположения фундамента.

3.1.5 В случае, когда расчетные величины вибрации превышают допустимые значения, рекомендуется предусматривать специальные виброзащитные мероприятия и устройства, которые подразделяются на следующие типы:

- устройства, уменьшающие динамические нагрузки при взаимодействии колесной пары с верхним строением пути;

- амортизирующие устройства в конструкции верхнего и нижнего строения пути;

- виброзащитные конструкции обделок тоннелей метрополитенов;

- экранирующие конструкции в грунте;

- амортизирующие элементы в конструкции зданий.

Выбор средств защиты от вибрации производится с учетом их эффективности и экономической целесообразности.

3.1.6 Прогнозирование величин виброскорости в жилых зданиях и подбор виброзащитных мероприятий проводятся в следующей последовательности:

а) оцениваются величины вибрации обделок тоннелей и лотковой части пути метрополитена в соответствии с положениями разделов 3.2, 3.3;

б) задается или определяется в соответствии с разделом 4 исходное для расчета геологическое строение верхней части грунта: число и толщины слагающих слоев верхней части грунта общей толщиной м, где - расстояние от поверхности грунта до лотка;

в) определяются массовые, динамические упругие и диссипативные параметры слагающих грунтов: плотность, скорости продольных и поперечных волн и коэффициент затухания в каждом слое;