ГОСТ 23961-80
Группа Ж83
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МЕТРОПОЛИТЕНЫ
Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава
Constraction, equipment and rolling stock сleaгаnсе diagrams for USSR Metro
Дата введения 1980-07-01
РАЗРАБОТАН
Министерством путей сообщения
Министерством транспортного строительства
Министерством автомобильной промышленности
ИСПОЛНИТЕЛИ
Ю.М.Лазаренко, канд. техн. наук (руководитель темы); Н.Г.Чибизова, канд. техн. наук; А.А.Львов, д-р техн. наук; Л.С.Борисова; А.Я.Чернышева; С.И.Жуков; А.Г.Акимов; Н.А.Ягупов; А.Л.Суровиков
ВНЕСЕН Министерством путей сообщения
Зам. министра К.В.Кулаев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1979 г. N 260
Настоящий стандарт распространяется на габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава линий метрополитенов колеи 1520 мм.
Установленные настоящим стандартом габариты следует применять при:
проектировании и строительстве новых линий метрополитена, сооружений и устройств на них;
реконструкции существующих линий метрополитена, сооружений и устройств на них;
проектировании, изготовлении, модернизации и ремонте подвижного состава для метрополитенов.
Порядок применения указанных габаритов на эксплуатируемых линиях метрополитенов устанавливается Министерством путей сообщения.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий стандарт устанавливает:
габариты приближения строений - предельные поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, внутрь которых помимо подвижного состава и оборудования не должны заходить никакие части стационарных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных затворов, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж;
габарит приближения оборудования - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава;
габарит подвижного состава - предельное, поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии;
строительное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сеченый, наружу которого не должна выступать ни одна часть подвижного состава в этих сечениях, в ненагруженном его состоянии при нахождении на прямом горизонтальном пути и при совмещении его продольной, вертикальной, срединной плоскости с осью пути;
проектное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкции проектируемого подвижного состава, имеющие номинальные размеры.
1.2. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования установлено для размещения устройств пути, автоматики и телемеханики для движения поездов, связи, электроснабжения, освещения, санитарной техники, а также дорожки для прохода обслуживающего персонала, пешеходных мостиков и платформ на перегонах между станциями.
1.3. Пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также динамическими колебаниями подвижного состава на рессорах.
1.4. Пространство между габаритом подвижного состава и его строительным очертанием установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых:
допускаемыми в эксплуатации конструктивными зазорами при максимальных износах;
наклонами кузова при асимметрии нагрузки, неравномерной осадке рессор и выборе зазора в скользунах;
наклонами кузова из-за поломки элемента центральной рессоры.
Кроме того, дополнительно следует учитывать перемещения кузова вследствие боковой качки, крена и геометрических выносов в кривых участках, превышающие аналогичные перемещения кузова расчетного вагона.
1.5. Пространство между строительными и проектными очертаниями подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.
2. ГАБАРИТЫ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ
2.1. Габариты приближения строений должны соответствовать указанным на черт.1-3 при расположении контактного рельса слева от оси пути.
ГАБАРИТ (для тоннелей кругового очертания на перегонах)
________________
* Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65
линия приближения дорожки для прохода обслуживающего персонала;
- линия приближения водоотводного лотка;
- линия приближения основания пути.
Черт.1
Примечания: 1. Размер в скобках следует принимать в случае укладки в путь рельсов типа Р65.
2. Размер следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.
3. Уклон для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.
4. За ось габарита следует принимать линию, проходящую через середину пути перпендикулярно к плоскости, касательной к головкам рельсов.
ГАБАРИТ (для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах)
________________
* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65
линия приближения колонн;
линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;
линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;
линия приближения основания пути на бетонном слое;
линия приближения основания пути на щебеночном балласте.
Черт.2
Примечания: 1. Размер следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.
2. Уклон для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.
ГАБАРИТ (для станций)
________________
* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65
линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;
линия приближения основания пути на бетонном слое;
линия приближения основания пути на щебеночном балласте;
линия приближения перил на платформах;
линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;
линия приближения колонн.
Черт.3
Примечания: 1. Размер следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.
2. Уклон для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.
3. Размер 3150 мм допускается применять для стен служебных помещений, расположенных на пассажирских платформах, на длине до 10 м от их торца.
2.2. Габарит приближения строений (черт.1) установлен для прямых участков пути и кривых радиусом 200 м и более, расположенных в тоннелях кругового очертания диаметрами 5100-5200 мм.
В кривых участках пути ось тоннеля должна быть смещена относительно оси пути во внутреннюю сторону кривой на величину , мм, определяемую по формуле
,
где - расстояние от центра габарита до точки, лежащей в плоскости касательной к головкам рельсов посередине пути, соответственно, при рельсах типов Р50 и Р65, мм;
- тангенс угла наклона пути к горизонтали.
Для служебных веток в кривых участках пути радиусом менее 200 м размеры габарита следует увеличивать, обеспечивая размещение между ним и габаритом необходимого оборудования и кабелей.
Примечание. Габариты тоннелей кругового очертания диаметрами более 5200 мм следует определять расчетом, но принимать не менее габарита .
2.3. Очертание габарита приближения строений (черт.2), расположенное выше уровня головок рельсов, установлено для прямых участков пути. Для кривых участков пути поперечные размеры этого очертания следует увеличивать в соответствии с п.1 обязательного приложения 1.
Очертание габарита , расположенное ниже уровня головок рельсов, установлено для прямых и кривых участков пути.
2.4. Очертание габаритов приближения строений (черт.3), расположенное выше уровня головок рельсов (кроме линии приближения колонн) установлено для прямых участков пути. Поперечные размеры правой части этого очертания и расстояние до перил на платформах, расположенных в кривых участках пути, следует увеличивать в соответствии с п.1 обязательного приложения 1.