РМГ 52-2002
Группа Т80
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ
ГОСТ 8.315-97 ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИИ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ
State system for ensuring the uniformity of measurements.
General methodical recommendations for the implementation of GOST 8.315-97
principles in the development and use of reference materials
МКС 17.020
Дата введения 2004-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Уральским научно-исследовательским институтом метрологии (УНИИМ) Госстандарта России
ВНЕСЕНЫ Госстандартом России
2 ПРИНЯТЫ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 22 от 6 ноября 2002 года)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосинспекция "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Настоящие рекомендации по межгосударственной стандартизации разработаны на основе рекомендаций по метрологии Российской Федерации МИ 2589-2000 "Государственная система обеспечения единства измерений. Общие методические рекомендации Российской Федерации по применению ГОСТ 8.315 при разработке и применении стандартных образцов" и содержат изменения, отражающие более широкую область их применения.
Основные методические положения и рекомендации документа могут быть использованы специалистами стран - членов СНГ при решении различных практических вопросов.
Упоминаемые в тексте наименования организаций и органов управления в Российской Федерации, а также ссылки на нормативные документы Российской Федерации следует рассматривать только как общую информацию, не относящуюся к государствам, присоединившимся к принятию рекомендаций по межгосударственной стандартизации
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26 января 2004 года N 32-ст РМГ 52-2002 введены в действие непосредственно в качестве рекомендаций по метрологии Российской Федерации с 1 июля 2004 года
5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Настоящая рекомендация представляет собой методический материал, предназначенный для специалистов организаций - разработчиков стандартных образцов, метрологических служб и лабораторий, применяющих стандартные образцы, и содержит разъяснения и дополнительные комментарии к понятиям и положениям ГОСТ 8.315, которые из-за сжатости формулировок и особенностей лексики нормативного документа не всегда раскрывают в деталях и достаточном объеме содержание отдельных требований стандарта.
Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов [далее - стандартные образцы (СО)] в своей совокупности и представляют собой весьма разнородные объекты и при их разработке и аттестации встречаются разные и несходные ситуации, при анализе и разрешении которых дополнительные разъяснения могут оказать полезное содействие.
Терминологический раздел стандарта несет особую логическую нагрузку и нуждается в разъяснении и обосновании большинства понятий, на которых строится концепция стандартных образцов как особой разновидности средств измерений. Несмотря на неизбежную специфику многих терминов и понятий, относящихся к СО, разработчики стандарта стремились к тому, чтобы они не противоречили устоявшейся метрологической терминологии как национальной, так и международной.
Для удобства пользования настоящими рекомендациями [далее - методический материал (ММ)] пояснения к терминам вынесены в приложение МА, к которому можно обращаться как к дополнительному справочному материалу и на который по мере необходимости даются ссылки в основном тексте.
В отдельном приложении МБ приведен перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность в области создания и применения СО, принятых в последние годы, где более подробно раскрыты отдельные общие положения ГОСТ 8.315, которые в настоящем методическом материале по этой причине подробно не комментируются. В необходимых случаях сделаны ссылки на некоторые из этих документов, повторно указанных в приложении МД.
Текст настоящего методического материала изложен в форме комментариев и разъяснений к разделам и большинству пунктов ГОСТ 8.315 в той же последовательности, в какой они приведены в стандарте. Для удобства пользования текст разбит на рубрики, имеющие сплошную нумерацию с обозначениями M.1, M.2 и т.д., что позволяет избежать путаницы при ссылках на пункты стандарта и пункты настоящего методического материала. По этой же причине приложения к настоящему методическому материалу имеют двойное буквенное обозначение (МА, МБ и т.д.), с тем чтобы отличить их от приложений к ГОСТ 8.315, на которые даны ссылки в тексте.
Номера и наименования разделов основной части настоящего методического материала те же, что и в ГОСТ 8.315; к номерам пунктов в скобках приведены краткие аннотации их положений для удобства пользования методическим материалом. Ссылки на позиции библиографии для сокращения записей в настоящем методическом материале указаны в виде порядкового номера первоисточника (например [15]) без повторения слов "приложение МД", как это принято в нормативных документах.
Настоящие рекомендации представляют собой методический материал, предназначенный для специалистов организаций - разработчиков стандартных образцов, метрологических служб и лабораторий, применяющих стандартные образцы, и содержит разъяснения и дополнительные комментарии к понятиям и положениям ГОСТ 8.315, которые из-за сжатости формулировок и особенностей лексики нормативных документов не всегда раскрывают в деталях и достаточном объеме содержание отдельных требований стандарта.
Ссылки на нормативные документы, используемые в настоящих рекомендациях, приведены в приложении МД.
Определения и сокращения - по ГОСТ 8.315.
M.1 Этим разделом установлены общие нормативно-правовые требования к стандартным образцам как технической разновидности средств измерений (далее - СИ), которые регламентируют назначение, категории или разновидности стандартных образцов (СО), требования, определяющие порядок допуска к применению СО, а также общие требования к СО в части их метрологических характеристик как основного отличительного признака СИ вообще, а также к СО как одной из разновидностей СИ.
В последующих разделах стандарта эти общие положения развиваются и конкретизируются. В пунктах М.16 и М.17 настоящих рекомендаций приведены дополнительные разъяснения по этим общим положениям.
4.1 (МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СО)
М.2 Из приведенного в пункте стандарта перечня видов метрологических работ, для которых предназначены СО, следует, что все СО по метрологической классификации средств измерений надлежит относить к эталонам или "метрологическим СИ" [1], т.к. они предназначены либо для установления метрологических характеристик других СИ, методик выполнения измерений (МВИ) или СО других разновидностей, либо для метрологического контроля СИ и МВИ с целью определения соответствия их метрологических характеристик установленным требованиям, что вполне соответствует определению понятия "эталон", принятому в государствах, входящих в Содружество Независимых Государств.
На практике многие СО утвержденных типов включены в состав государственных поверочных схем (ГПС) в качестве образцовых СИ (ОСИ - рабочих эталонов), например, в ГПС для СИ удельной теплоемкости в диапазоне до 1800 К (ГОСТ 8.159-75) СО входят в качестве ОСИ 1-го разряда; в ГПС для СИ поверхностной плотности и толщины ленточных материалов (ГОСТ 8.537-85) СО входят в качестве ОСИ 1-го и 2-го разрядов и т.д.
Но, вместе с тем, поверка большого количества разнообразных СИ осуществляется не на основе поверочных схем, так как разработка ГПС не является обязательной для всех видов СИ, а только для тех, где создание централизованной системы передачи единиц организационно и экономически целесообразно [2].
Такие средства измерений поверяют в соответствии с утвержденными нормативными документами (НД) на методики поверки с использованием эталонов (ОСИ), указанных в этих документах, но не входящих в ГПС, что не меняет правовой и метрологической роли таких эталонов.
Эти же принципы полностью реализуются и в системе калибровки СИ, где правила и технические процедуры практически ничем не отличаются от системы поверки СИ.
Это обстоятельство подчеркнуто в примечаниях 1 и 2 к пункту 4.1, где указывается, что СО используются в качестве "единственного эталонного звена" во многих видах измерений.
Поэтому метрологические службы предприятий и других юридических лиц, в обязанности которых входит ведение учета СИ, выделяют из общего их списка отдельный перечень СИ, подлежащих поверке, в который наряду с эталонами следует также включать ГСО или вести отдельный их перечень, с указанием в нем межгосударственных СО (далее - МСО) и ГСО, применяемых на конкретном предприятии в качестве эталонов.
4.2 (КАТЕГОРИИ СО)
М.3 Категории стандартных образцов - МСО, ГСО, ОСО и СОП, установленные стандартом, определяют в первую очередь правовые границы их признания, соответствующие пределам правовой компетенции органов, утвердивших (признавших) стандартные образцы.
Из четырех категорий СО, установленных стандартом, три - ГСО, ОСО и СОП - являются традиционными, широко вошедшими в практику; категория "межгосударственный СО" определена и введена в соответствии с нормативным документом [3]. Общие требования к межгосударственным СО, порядку их создания и признания содержатся в нормативных документах МГС [3], [4], которые здесь не излагаются. Необходимо только отметить, что МСО могут быть созданы как новые разработки с участием одной или нескольких стран, входящих в СНГ, либо путем признания в качестве МСО национальных ГСО сотрудничающих стран. Официальные процедуры оценки и экспертизы материалов, предшествующие признанию МСО, детально изложены в указанных нормативных документах МГС.
Признанные страной МСО допускают к применению наравне с национальными ГСО независимо от того, в какой из стран, входящих в СНГ, конкретный МСО создан.
Применение СО для конкретных метрологических работ связано с правовой компетенцией инстанций, утверждающих эти СО.
Так ГСО, предназначенные для использования в сфере распространения государственного метрологического надзора, подлежат утверждению, например, в Российской Федерации только Госстандартом России.
Основным назначением ОСО и СОП может быть их применение для градуировки СИ, аттестации МВИ, разрабатываемых и применяемых в отрасли или на предприятии вне сферы распространения государственного метрологического надзора (далее - ГМН), в других метрологических работах, регламентированных отраслевыми НД или стандартами предприятия и связанных с экспериментальной оценкой состояния измерений, контролем параметров испытательного оборудования, оценкой метрологических характеристик нестандартизованных СИ, применяемых в единичных экземплярах или в узкоограниченной области технологии.
4.5 (ДОПУСК К ПРИМЕНЕНИЮ СО ЗАРУБЕЖНОГО ВЫПУСКА)
М.4 Порядок допуска, изложенный в приложении А стандарта, основан на действующих принципах узаконения импортных СИ, которые допускаются к ввозу и применению при условии прохождения процедуры утверждения типа - для СИ, применяемых в сфере распространения ГМН, или после сертификации или первичной калибровки - для СИ, не относящихся к сфере распространения ГМН.
Эти же принципы перенесены на СО, в первую очередь применяемые в сфере распространения ГМН. В отношении СО, созданных в порядке сотрудничества с зарубежными странами в рамках международных организаций, следует руководствоваться правилами, принятыми в этих организациях.
Так, в настоящее время в отношении СО в рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, подписанное уполномоченными органами по стандартизации, метрологии и сертификации государств, входящих в СНГ (в число участников соглашения прибалтийские государства не входят).
Этим Соглашением признаны в качестве действующих (то есть допускаемых к применению во всех странах СНГ) государственные СО, содержащиеся в Реестре средств измерений СССР (ч.2 "Стандартные образцы") по состоянию на 31.12.1992, а также приняты взаимные обязательства по дальнейшему сотрудничеству в области создания межгосударственных СО.
Для реализации этого Соглашения ГОСТ 8.315, а также нормативные документы МГС СНГ, упомянутые выше, устанавливают порядок создания и взаимного признания МСО, применение которых в государствах - участниках Соглашения не требует каких-либо дополнительных разрешений при условии, что представители этих государств в МГС проголосовали за признание конкретного МСО.
Кроме того, в настоящее время в другой международной организации "Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений" - КООМЕТ осуществляют взаимное сотрудничество по проблеме СО государственные метрологические службы Беларуси, Болгарии, Германии, Казахстана, Киргизии, Кубы, Литвы, Молдовы, Российской Федерации, Румынии, Словакии и Украины.
В рамках этой организации принят документ "Порядок совместной разработки, признания и регистрации стандартных образцов в рамках КООМЕТ", в соответствии с которым могут быть признаны и допущены к применению в стране СО, созданные одной или несколькими упомянутыми странами в порядке сотрудничества в КООМЕТ. Факт признания отражается в эксплуатационных документах как на МСО, так и на СО КООМЕТ, в частности, в их паспортах (свидетельствах), изложенных на рабочем языке, принятом в международной организации.
Других официальных соглашений в области создания и признания СО в настоящее время нет, поэтому порядок признания зарубежных СО, установленный в приложении А стандарта, распространяется на импортируемые СО, созданные вне рамок этих соглашений в любой стране-экспортере.
Есть основания полагать, что в скором времени могут появиться двусторонние соглашения между странами о взаимном признании результатов аттестации СО. В таких соглашениях, очевидно, будут оговорены заблаговременно условия признания и допуска к применению национальных СО стран-партнеров, освобождающие их от процедур допуска, установленных стандартом. Что касается самого порядка допуска СО зарубежного выпуска, изложенного в приложении А, то по своему содержанию он в основном соответствует заключительному этапу работ по созданию национальных СО, приведенному в разделе 5 ГОСТ 8.315 (пункт 5.8), - стадии проведения проверки и метрологической экспертизы технической документации на СО.
Перечисленные в пункте А.5 приложения А сведения и документы организация-заявитель должна представлять на русском языке.
Экспертизу (которую, например, в Российской Федерации осуществляет Головной орган ГССО - УНИИМ) проводят в объеме, установленном в рекомендации [5], с оформлением заключения, приведенного в этом документе.
При проведении экспертизы особое внимание уделяют форме и периодичности поставок СО, и если поставки будут иметь не разовый, а повторяющийся характер, то в экспертном заключении должны быть отражены рекомендации по форме и способам контроля очередных поставок.