ВСН 3-80
------------------
Минморфлот
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
МОРСКИХ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Дата введения 1980-07-01
РАЗРАБОТАНА Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)
Зам. главного инженера Т.И.Чодришвили
Руководитель разработки - ответственный исполнитель И.М.Зимович
Исполнители В.В.Акимов, А.А.Солодовников
ВНЕСЕНА Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)
Зам. главного инженера Т.И.Чодришвили
Начальник отдела проектирования гидротехнических сооружений Г.И.Петров
УТВЕРЖДЕНА Министерством морского флота 6 июня 1980 г.
СОГЛАСОВАНА с Госстроем СССР - письмо Госстроя СССР от 12.03.80 г. N НК-1251-1
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ Министерством морского флота 1 июля 1980 г.
Утратившие силу нормативные документы
"Указания по проектированию морских причальных сооружений"
"Пособие по проектированию морских причальных сооружений" к ч. 1, 2 и 3
"Руководство по расчету морских причальных сооружений в соответствии с требованиями главы СНиП II-51-74" (РТМ 31.3001-75).
1.1. Требования настоящей Инструкции должны соблюдаться при проектировании причальных сооружений морских портов и судоремонтных заводов.
Инструкция содержит общие требования по проектированию стационарных причальных сооружений и специальные требования по проектированию гравитационных сооружений уголкового профиля и из массивовой кладки, причалов типа "больверк" с анкеровкой на одном уровне и эстакад.
Примечание. Проектирование причальных сооружений, возводимых в сейсмических районах, в зонах распространения вечномерзлых, просадочных, набухающих, торфяных грунтов, на подрабатываемых и подверженных оползням и карстам территориях и в других особых условиях, должно производиться с учетом дополнительных требований соответствующих нормативных документов, а при отсутствии таковых - на основе специально проводимых исследований.
1.2. При проектировании причальных сооружений надлежит руководствоваться требованиями соответствующих глав СНиП и указаниями настоящей Инструкции.
1.3. При разработке проекта причального сооружения необходимо иметь исходные данные, устанавливаемые в соответствии с генеральным планом и технологической частью проекта, естественными условиями участка строительства, а также с условиями производства работ (согласно пп.1.4-1.6 настоящей Инструкции).
1.4. Плановое положение причалов определяется генеральным планом проектируемого объекта (порта, судоремонтного завода и т.д.). Плановое положение линии кордона причалов в зависимости от естественных условий следует уточнять при разработке гидротехнической части проекта.
Технологическая часть проекта определяет следующие исходные данные проекта причального сооружения:
длину причалов;
отметку дна у причала;
отметку кордона;
категорию эксплуатационных нагрузок;
типы расчетных судов, принимаемые в основу компоновки и определения судовых нагрузок на причалы;
специальные требования к причалу.
1.5. В качестве исходных используются следующие данные о естественных условиях и застройке участка строительства:
а) топографические (план участка строительства с горизонталями и привязкой существующих зданий и сооружений);
б) гидрографические (план промеров глубин акватории с построением изобат, сведения о морских свалках грунта);
в) гидро- и метеорологические (режимные характеристики ветра, волнения и уровней моря, сведения о ледовом режиме, заносимости или размыве в месте расположения проектируемого сооружения, степень агрессивности среды, климатические данные);
г) биологические, характеризующие отсутствие или наличие древоточцев различных видов, степень интенсивности их деятельности, сохранность и гниение древесины на различных уровнях, наличие биологических объектов, подлежащих охране;
д) геологические и гидрогеологические (геологические профили, физико-механические характеристики грунтов основания и засыпки, сведения о грунтовых водах и их агрессивности);
е) данные о сейсмичности (с учетом микрорайонирования), а также о карстовых, оползневых и просадочных явлениях на участке строительства.
1.6. Данные об условиях производства работ должны включать следующие сведения:
а) производственные возможности строительной организации (производственные базы, их расположение и характеристика, краны и иное строительное оборудование);
б) размещение предприятий, изготовляющих сборные железобетонные элементы, их производственная мощность, степень загрузки, технологические возможности;
в) транспортные связи района строительства с базами, заводами-поставщиками, пунктами заготовки местных строительных материалов;
г) местные строительные материалы (номенклатура, количественная и качественная характеристики, условия разработки и транспортировки).
1.7. Классификация портовых сооружений по капитальности производится в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию морских гидротехнических сооружений.
1.8. В качестве строительных материалов для изготовления конструкций причальных сооружений применяются бетон, железобетон, сталь, дерево и камень в соответствии с требованиями, установленными раз. 2 настоящей Инструкции.
Рекомендуется применение долговечных полимерных синтетических материалов, проверенных в натурных условиях, при соответствующем технико-экономическом обосновании.
1.9. В рабочих чертежах на строительство сооружений должны быть даны ссылки на действующие нормативные документы, которыми следует руководствоваться при производстве и приемке работ, в случае необходимости приведены дополнительные указания, учитывающие специфические особенности строительства конструкций, а для конструкций, по которым нормативные документы на производство и приемку работ еще не разработаны, даны основные требования к изготовлению элементов и монтажу конструкций, а также допуски отклонений от проекта в размерах и положении отдельных элементов сооружения.
1.10. В проектах необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие долговечность конструкций причальных сооружений и их стойкость при агрессивных воздействиях:
а) многократного попеременного замораживания и оттаивания, а также увлажнения и высыхания, вызывающих интенсивное разрушение бетона в зоне переменного уровня воды;
б) химического действия морской воды и других агрессивных минерализованных или пресных вод, атмосферы, насыщенных влагой химических грузов и блуждающих токов, вызывающих коррозию бетона и стали;
в) истирания и механического повреждения конструкций в результате воздействий швартующихся судов, волн, движущихся наносов, льда и иных плавающих предметов;
г) разрушения лесоматериалов в результате гниения или действия древоточцев.
1.11. Долговечность конструкций при различных сочетаниях неблагоприятных воздействий, перечисленных в п.1.10, обеспечивается путем:
а) выбора рационального конструктивного решения;
б) зонального распределения строительных материалов в составе конструкции (например, дерево в подводной зоне и железобетон в зоне переменного уровня воды и выше);
в) выбора строительных материалов применительно к специфике агрессивных воздействий, характерных для района строительства;
г) выбора материалов, обеспечивающих получение параметров бетона, соответствующих условиям его службы;
д) изготовления железобетонных элементов конструкций с применением специальных способов повышения качества бетона (вибропрессования, вибропроката, центрифугирования и т.д.), а также выдерживания бетона в благоприятных условиях твердения;
е) применения специальных мер защиты - облицовки, покрытий, пропитки, катодной или протекторной защиты металла.
2.1. Конструкцию сооружения следует выбирать исходя из технико-экономической целесообразности ее применения в конкретных условиях строительства на основе сопоставления вариантов.
2.2. Экономическую целесообразность сравниваемых вариантов следует определять на основе сопоставления стоимостей возведения сооружения, а в случаях, когда сроки строительства по вариантам резко различны, учитывать экономический эффект, получаемый в результате более раннего ввода в эксплуатацию проектируемого объекта.
2.3. При выборе варианта конструкции следует учитывать:
а) расход основных строительных материалов (металла, цемента, лесоматериалов) в соответствии с требованиями технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов;
б) наличие местных строительных материалов;
в) трудоемкость производства работ;
г) степень сложности строительства;
д) наличие оборудования и механизмов, необходимых для строительства;
е) требования к долговечности сооружения;
ж) эксплуатационные показатели.
2.4. При наличии угрозы размыва дна перед причалом в проекте необходимо предусматривать укрепление дна или учитывать понижение его уровня в результате размывов.
3.1. Конструкции причальных сооружений следует разделять на секции, предусматривая устройство между ними осадочных и температурных швов в соответствии с требованиями пп.5.3, 6.7 и 7.5 настоящей Инструкции.
3.2. Связи между сборными элементами для обеспечения их совместной работы в пределах секции следует проектировать, руководствуясь указаниями пп.5.10, 5.24, 5.28, 6.5, 7.7-7.10 настоящей Инструкции.
3.3. Узлы соединения сборных элементов следует проектировать с учетом допускаемых нормами отклонений в размерах и положении устанавливаемых элементов.
3.4. Расположение вдоль причального фронта швартовных тумб и нагрузки на них следует определять с учетом главы СНиП на нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов).
Швартовные тумбы следует размещать по осям секций сооружения, нормальным к линии кордона, или симметрично этим осям.
В крайних секциях причальных сооружений следует, как правило, устанавливать дополнительные тумбы, располагаемые у торца причального сооружения.
Тумбовые массивы следует бетонировать на месте. Допускается закрепление тумб на сборных элементах верхнего строения.
Для заанкерованных шпунтовых и уголковых стенок следует проектировать тумбовые узлы с усиленной или дополнительной анкеровкой (см. п.6.9 настоящей Инструкции).
Примечания: 1. Установку, крепление и конструкцию швартовных тумб следует осуществлять по типовому проекту.
2. Тыловые швартовные устройства, расположенные за пределами причального сооружения и предназначенные для швартовки судов с высоким бортом, могут иметь специальную конструкцию, не предусмотренную ГОСТ 17424-72.
3.5. Причальные сооружения должны быть оборудованы отбойными устройствами.
Вынос отбойных устройств относительно лицевой грани верхнего строения должен обеспечивать нормальную стоянку судна у причала при минимальном зазоре 20 см между подводной частью корпуса судна и выступающими частями сооружения или подпричального откоса. При этом следует учитывать возможность обжатия отбойных устройств и крена судна, допускаемого указаниями норм технологического проектирования морских портов.
3.6. Закладные детали для крепления отбойных устройств следует располагать заподлицо с лицевой гранью сооружения.
3.7. Конструкция неомоноличенных швов между элементами лицевой стенки причального сооружения должна обеспечивать грунтонепроницаемость и по возможности не должна создавать подпора грунтовых вод.