ПОСОБИЕ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ,
РЕКОНСТРУКЦИИ И РАСШИРЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ
МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
(к СНиП 3.07.02-87)
РЕКОМЕНДОВАНО секцией строительства портовых и гидротехнических сооружений Научно-технического совета Минтрансстроя СССР
УТВЕРЖДЕНО директором института А.П.Кожевниковым 21 ноября 1989 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В Пособии приведены рекомендации, основные положения правил производства и приемки работ при строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений.
При пользовании Пособием следует учитывать изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемые в журнале "Бюллетень строительной техники", "Сборнике изменений к строительным нормам и правилам" Госстроя СССР и информационном указателе "Государственные стандарты СССР" Госстандарта.
Пособие разработано Всесоюзным ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом транспортного строительства Минтрансстроя совместно с Союзморниипроектом Минморфлота СССР, Гипроречтрансом Минречфлота РСФСР, Гипрорыбпромом Минрыбхоза СССР и Союзпроектверфью Минсудпрома СССР в соответствии с письмом Госстроя СССР N 8-770 от 07.05.88.
Пособие предназначено для инженерно-технических работников проектных, изыскательских и строительных организаций.
Пособие разработано:
разделы 1, 2, 8, 11 - канд. техн. наук К.Д.Ладыченко; разд.3 - кандидатами техн. наук М.А.Барановым, К.Д.Ладыченко; разд.4 - кандидатами техн. наук А.С.Головачевым, К.Д.Ладыченко, И.Е.Школьниковым; разд.5 - д-ром техн. наук Ф.М.Ивановым, кандидатами техн. наук К.М.Акимовой, Ю.М.Аниным, Э.А.Виноградовой, В.С.Гладковым, И.В.Грановской, Г.С.Рояком, В.Н.Свиридовым, В.Д.Малюком, инженерами В.В.Шильниковым, А.В.Никоновым; разд.6 - канд. техн. наук А.А.Долинским; разд.7 - кандидатами техн. наук К.Д.Ладыченко, В.В.Соколовым, инж. П.П.Никитиным; разд.9 - кандидатами техн. наук И.И.Денисовым, К.Д.Ладыченко; разд.10 - кандидатами техн. наук К.Д.Ладыченко, И.Е.Школьниковым, инженерами В.А.Поповым, Л.Г.Сахаровой; разд.12 - канд. техн. наук А.Ф.Высоцким, инженерами В.В.Ковалевым, Л.А.Морозовым, Г.А.Цатуряном, Я.С.Шульгиным, канд. техн. наук Л.Н.Юдиным; разд.13 - канд. техн. наук Ю.М.Гуткиным, инженерами П.Ф.Кучерявенко, канд. техн. наук К.Д.Ладыченко, инженерами В.Г.Дмитриевым, В.В.Капустиным, И.Г.Кухаревым, Г.Б.Паулиным, А.А.Петровым, В.Н.Терещенко, А.С.Тюриным; разд.14 - канд. техн. наук К.Д.Ладыченко, инженерами А.В.Соколовым, Ю.М.Омельченко; разд.15 - кандидатами техн. наук Е.И.Гамаюновым, К.Д.Ладыченко, инж. А.Н.Черемисовой.
Пособие разработано под общей редакцией межведомственной редакционной комиссии в составе:
инж. Д.Ф.Черевач, И.М.Капулер (Главморречстрой Минтрансстроя); канд. техн. наук К.Д.Ладыченко (ЦНИИС Минтрансстроя); д-р техн. наук, проф. В.Д.Костюков, инж. Т.И.Чодришвили, Г.М.Гидаль (Союзморниипроект Минморфлота); канд. техн. наук Ю.М.Гуткин (Союзпроектверфь Минсудпрома); инж. М.А.Кузьмин (Гипрорыбпром Минрыбхоза СССР); инж. А.И.Певзнер, В.С.Александровский (Главспецпромстрой Минмонтажспецстроя СССР); канд. техн. наук М.Н.Пинк (Фундаментпроект Минмонтажспецстроя СССР); д-р техн. наук, проф. В.Б.Гуревич (Гипроречтранс Минречфлота РСФСР); инж. В.Ф.Скорощинский (ГУКС Минречфлота РСФСР).
1.1. Настоящее Пособие рекомендуется использовать при производстве работ по строительству, реконструкции или расширению морских и речных портовых и берегозащитных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий. Производство и приемка указанных работ в особых условиях (сейсмических районах, в Северной строительно-климатической зоне и в зоне распространения просадочных грунтов) должны выполняться с соблюдением требований соответствующих глав строительных норм и правил и других общесоюзных нормативных документов, действие которых распространяется на работы в этих условиях.
1.2. Строительная организация обязана вести работы в строгом соответствии с проектом, полученным от заказчика, требованиями строительных норм и правил и других нормативных документов (справочное приложение 1).
1.3. Строительство портовых и берегоукрепительных гидротехнических сооружений должно выполняться специализированными строительно-монтажными организациями.
Для работы по монтажу оборудования, устройству различных коммуникаций, укладке железнодорожных путей, электромонтажных работ, телефонизации и т.п. должны привлекаться на условиях субподряда специализированные организации.
1.4. В соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85 строительство должно осуществляться, как правило, индустриальными поточными методами с применением утвержденных типовых проектов и преимущественным использованием унифицированных железобетонных конструкций, предусматриваемых проектом. Следует по возможности совмещать отдельные виды работ. При составлении графика строительства надлежит учитывать фактическое число рабочих дней в году при работе как на защищенной акватории, так и у открытых берегов, продолжительность ледостава, приливов и отливов в море и паводков на реках, интенсивность волнения и силу ветра, при которых допускается производить отдельные виды работ.
1.5. Предельные нормативные сроки строительства портовых и берегоукрепительных сооружений, определяющие распределение капитальных вложений по годам, устанавливаются в соответствии со СНиП 1.04.03-85.
1.6. При производстве работ должны выполняться требования по технике безопасности, предусмотренные проектом производства работ, СНиП III-4-80, ведомственными правилами техники безопасности и производственной санитарии, требованиями ГОСТ о мерах пожаро-взрывобезопасности при производстве строительных работ, правилами эксплуатации судов технического флота и постановлениями капитана порта.
1.7. На зимний период надлежит планировать работы, производство которых обусловлено необходимостью и учетом требования наиболее рационального использования в течение года строительных механизмов, кадров строителей и материально-технической базы.
1.8. Производство работ в зимний период с помощью плавучих средств (установка массивов, погружение свай, отсыпка постелей, призм и др.) разрешается только на акваториях, не имеющих сплошного ледового покрова, когда обеспечена возможность маневрирования судов и прохода их к месту укрытия при получении штормового предупреждения. Необходимо непрерывно поддерживать в незамерзающем состоянии полынью (майну) вокруг судов, перемещая их при помощи лебедок с применением гидравлической или пневматической циркуляционных установок, сколки льда и других мероприятий.
Работы в зимний период следует производить, как правило, круглосуточно за исключением перерывов, вызываемых штормами и туманами.
1.9. До начала основных строительно-монтажных работ должна быть выполнена инженерная подготовка территории и акватории строительства (расчистка и дноуглубление, намыв грунта, планировка площадки, дренажи дорог, проведение подземных и подводных коммуникаций, электросетей и т.п.).
Для временных сооружений и зданий на строительной площадке следует предусматривать преимущественное применение инвентарных передвижных или сборно-разборных конструкций.
1.10. Материалы и конструкции должны по возможности доставляться без перегрузок к складам на стройплощадку и к зоне действия подъемно-транспортного оборудования.
1.11. Железобетонные элементы должны изготовляться на заводах или полигонах железобетонных конструкций. Изготовление на месте строительства допускается только для нетранспортабельных элементов (массивы, уголковые контрфорсные стенки и т.п.) или когда условия транспортировки затруднены.
1.12. В проектах организации строительства и производства работ должны предусматриваться мероприятия по предупреждению загрязнения атмосферы, почвы и воды на строительной площадке и прилегающих к ней территориях и акваториях запыленностью и загазованностью, производственными отходами и сточными водами. Должны также приниматься меры к ограничению уровня шума и вибрации от работы строительных механизмов.
1.13. Порядок предъявления к приемке законченных строительством объектов должен соответствовать установленному СНиП 3.01.04-87.
2.1. В соответствии с указаниями СНиП 3.01.01-85 до начала основных строительно-монтажных работ должна быть обеспечена подготовка строительного производства.
2.2. Строительные организации на основе решений, принятых в проекте организации строительства, рабочих чертежей и смет составляют на каждое сооружение в соответствии с приложениями 4 и 5 СНиП 3.01.01-85 проект производства работ (ППР), который должен также содержать:
уточненный строительный генеральный план объекта с расположением причалов, постоянных и временных транспортных путей, портов (мест) - убежищ, сетей электроснабжения, крановых путей и зон их действия, площадок укрупнительной сборки, складов и других временных сооружений и устройств, необходимых для строительства;
решения по технике безопасности в соответствии с требованиями строительных норм и правил и ведомственных правил техники безопасности и производственной санитарии.
При строительстве освоенных строительной организацией объектов объем ППР может быть сокращен, но при всех условиях должны составляться календарный план (график), стройгенплан и пояснительная записка.
Для объектов, строящихся по типовым проектам, производится привязка типовых ППР.
ППР на объекты, предусматривающие выполнение работ в действующих портах, заводах и цехах, должны быть согласованы с руководителем действующего предприятия, а на судоходных внутренних водных путях - с управлениями речных пароходств, а также при необходимости с органами Госнадзора.
Проект производства работ должен быть утвержден и передан на строительство не позднее чем за два месяца до начала работ на объекте, в ходе строительства при наличии изменений в условиях работ или обеспечения ресурсами силами строительных организаций в ППР вносятся коррективы, обеспечивающие выполнение плана, соблюдение сметной стоимости объекта и выполнение установленных показателей.
Строительство объектов без наличия утвержденных проектов производства работ запрещается.
До начала строительства должны быть проведены занятия с ИТР и рабочими по изучению конструкции сооружения, проекта производства работ и соответствующих правил техники безопасности.
2.3. До начала основных работ на строительстве должны выполняться следующие подготовительные работы:
а) создание заказчиком опорной геодезической сети (высотные реперы, главные оси сооружений, опорная строительная сетка, красные линии);
б) закрепление в натуре границ строительной площадки и обвехование акватории, установление межевых знаков, которые также осуществляются заказчиком своими средствами за свой счет;
в) освоение строительной площадки - расчистка территории строительства, снос неиспользуемых в процессе работ строений и другие работы;
г) создание складского хозяйства, мастерских и подсобных производств, обслуживающих строительное производство;
д) устройство или монтаж временных жилых и производственных сооружений, а также возведение полностью или частично тех постоянных объектов порта (предприятия), которые предусмотрены к использованию для нужд строительства (например, энергосеть, водопровод, дороги, жилье и т.д.);
е) инженерная подготовка строительной площадки - первоочередные работы по планировке территории, обеспечивающей организацию временных стоков поверхностных вод, перенос существующих подземных и надземных сетей, устройство постоянных или временных подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог, постройка причалов и в отдельных случаях судоходных трасс, устройство временных или постоянных источников и сетей водоснабжения и энергоснабжения, устройство телефонной и радиосвязи;
ж) организация и постройка полигона по изготовлению железобетонных и бетонных конструкций (парка массивов).
Объем подготовительных работ и последовательность их выполнения определяются из условия бесперебойного производства основных работ и предусматриваются в проекте организации строительства.
2.4. Складские помещения следует организовывать преимущественно в виде центральных баз материально-технического снабжения в узлах сосредоточенного строительства. Базы должны быть оснащены механизмами и устройствами для правильного складирования, хранения и комплексного отпуска материалов.
2.5. При размещении складов надлежит соблюдать следующие условия:
а) сооружать склады на площадках, не подлежащих застройке в течение периода их эксплуатации и не затопляемых паводковыми водами;
б) склады сборных конструкций и изделий располагать в зоне действия монтажных кранов или соответствующего подъемно-транспортного оборудования.
Снабжение отдельных объектов, удаленных от баз строительных организаций и выполняемых прорабскими (мастерскими) участками, должно производиться с центральных баз.
2.6. До начала производства основных работ следует подготовить комплексы машин и механизмов, обеспечивающие механизацию всего рабочего процесса:
а) землечерпательные снаряды, самоходные плавучие землесосные снаряды и землесосные снаряды с грунтоотвозными шаландами и плавучими пульповодами - при разработке подводных котлованов и намыве территорий;
б) саморазгружающиеся шаланды, контейнеры для камня, плавучие краны для разгрузки контейнеров, а также подводные механические планировщики и плавучие виброударные уплотнители - при отсыпке, ровнении и уплотнении каменных постелей;
в) плавучие копры и плавучие или гусеничные краны в комплекте с направляющими кондукторами, молотами или вибропогружателями с самозакрепляющимися наголовниками - при погружении свай, шпунтов и свай-оболочек.
При погружении железобетонных свай-оболочек и шпунтин таврового сечения в плотные грунты следует предусматривать подмыв или лидерное бурение. При погружении в скальные грунты следует использовать плавучие установки для бурения скважин в скале под водой и станки ударного бурения;
г) плавучие краны, оборудованные установками подводного телевидения, - при установке массивов, оболочек больших диаметров, элементов уголковых стенок и т.п.;
д) плавучие краны повышенной мореходности, береговые краны, самоходные баржи с откидной носовой частью - при строительстве морских берегозащитных сооружений. Для наброски тетраподов рекомендуется применять стропы с автоматической расстроповкой.
2.7. Проверка качества строительных материалов и подбора состава бетона, а также качества бетонных работ, геотехнических характеристик возводимых земляных сооружений и т.д. должна оформляться соответствующими документами и актами.
Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, должны соответствовать требованиям проекта, действующим государственным стандартам или техническим условиям, а также условиям, предусмотренным договорами о поставках.
Во всех случаях несоответствия стандартам или техническим условиям доставленных партий материалов и изделий строительные организации обязаны предъявлять заводам-изготовителям и транспортным организациям рекламации в установленном порядке.
Запрещается применение строительных материалов и изделий, не имеющих паспортов, сертификатов и т.п., подтверждающих их соответствие требованиям государственных стандартов или технических условий.
Качество поступающих на строительство элементов сборных бетонных и железобетонных конструкций и соответствие их требованиям проекта устанавливается предприятием-изготовителем и указывается в документах, прилагаемых к этим элементам. Перед монтажом элементы должны быть дополнительно освидетельствованы.
3.1. Геодезические работы при возведении портовых гидротехнических сооружений следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.07.02-87.
3.2. Геодезические работы при возведении гидротехнических сооружений должны включать:
а) создание геодезической разбивочной основы (плановой и высотной) в районе строительства;
б) прокладку и закрепление магистральных линий с привязкой их к пунктам геодезической разбивочной основы (в плане и по высоте);
в) разбивку и закрепление основных линий сооружений и границ черпания;
г) разбивку отдельных элементов сооружений;
д) геодезический контроль правильности возведения сооружений;
е) геодезические наблюдения за перемещениями и деформациями строящихся сооружений;
ж) проведение необходимых геодезических работ для составления исполнительной документации.