СНиП 3.07.02-87
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ
ТРАНСПОРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Дата введения 1987-07-01
РАЗРАБОТАНЫ Черноморниипроектом Минморфлота СССР (А.В.Маглеванный - руководитель темы, В.Л.Коган) с участием ЦНИИС Минтрансстроя СССР (канд. техн. наук К.Д.Ладыченко, И.Е.Школьников) и Гипроречтранса Минречфлота РСФСР (канд. техн. наук Ю.М.Федоров).
ВНЕСЕНЫ Минморфлотом СССР.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением стандартизации и технических норм в строительстве Государственного строительного комитета СССР (М.М.Борисова, В.А.Кулиничев).
УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 26 января 1987 г. № 14.
С введением в действие СНиП 3.07.02-87 «Гидротехнические морские и речные транспортные сооружения» утрачивают силу разделы 1 и 3 СНиП III-45-76 "Сооружения гидротехнические транспортные, энергетические и мелиоративных систем".
Настоящие нормы и правила распространяются на производство работ по строительству новых, реконструкции и расширению действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений (в дальнейшем - гидротехнических сооружений) как защищенных, так и на открытых акваториях, а также при изготовлении конструкций и элементов для возведения этих сооружений на полигонах строительных организаций.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При выполнении работ по возведению гидротехнических сооружений кроме требований настоящего СНиП следует выполнять требования соответствующих СНиП части 3.
Строительство гидротехнических сооружений насухо (под защитой перемычек и с применением водоотлива) осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 3.07.01-85.
1.2. При реконструкции существующих гидротехнических сооружений, а также при их возведении и расширении в условиях действующего предприятия или в непосредственной близости от него строительные работы следует выполнять согласно указаниям проекта организации строительства методами, обеспечивающими сохранность существующих зданий и сооружений, подводных и подземных коммуникаций, находящихся в зоне строительства и не подлежащих сносу, а также минимально ограничивающими эксплуатационную деятельность действующего предприятия.
1.3. При возведении гидротехнических сооружений длину строительной захватки в проекте организации строительства следует назначать из условия обеспечения минимальной вероятности повреждения штормами и подвижками льда незаконченных объектов.
1.4. Порядок производства работ на судоходных участках морей и рек должен обеспечивать безопасный пропуск судов и плавучих средств в период строительства. Судоходные участки акватории в местах производства строительно-монтажных работ должны быть оборудованы средствами навигационного ограждения.
1.5. Базы плавучих строительных средств следует располагать в местах побережья, имеющих естественную или искусственную защиту от волнения и воздействия движущихся масс льда. Плавучая строительная техника, используемая при строительстве гидротехнических сооружений, должна удовлетворять требованиям Регистра СССР или Речного Регистра, а также Госгортехнадзора СССР.
1.6. На плавучие средства и суда, используемые на строительстве, должна быть обеспечена своевременная передача штормовых предупреждений и других экстренных сообщений, касающихся обеспечения их безопасной работы.
1.7. Работы по возведению гидротехнических сооружений с применением плавучих средств допускается производить при параметрах волнения и ветра не более указанных в табл. 1.
Таблица 1
Волнение | Ветер | |||
Вид работ | баллы | высота волны, м | баллы | скорость,м/с |
1. Отсыпка камня в постель из шаланд с открывающимися днищами | 3 | 1,25 | 5 | 9,9 |
2. Наброска массивов и отсыпка камня контейнерами или грейферами с помощью плавучих кранов | 2 | 0,75 | 6 | 12,4 |
3. Установка массивов в правильную кладку плавучими кранами | 2 | 0,75 | 6 | 12,4 |
4. Погрузка сборных элементов на плавучие средства и их разгрузка | 3 | 1,25 | 6 | 12,4 |
5. Свайные работы, выполняемые с помощью плавучих кранов и плавучих копров | 2 | 0,75 | 4 | 7,4 |
6. Монтаж сборных элементов: | ||||
эстакад | 2 | 0,75 | 4 | 7,4 |
уголковых набережных
| 2
| 0,75
| 4
| 7,4
|
7. Установка оболочек большого диаметра | 2 | 0,75 | 4 | 7,4 |
8. Установка в проектное положение массивов-гигантов | 2 | 0,75 | 4 | 7,4 |
9. Укладка бетона в бадьях с помощью плавучих кранов | 2 | 0,75 | 5 | 9,9 |
10. Водолазные работы в зоне прибоя на глубине, м: | ||||
менее 3 | 2 | 0,75 | - | - |
более 3
| 3
| 1,25
| -
| -
|
11. Выполнение работ по поз. 2, 5, 6, 9 с помощью морских самоподъемных платформ | 4 | 2,0 | 6 | 12,4 |
1.8. Строительство гидротехнических сооружений у открытых побережий следует начинать, как правило, с возведения оградительных сооружений (волноломов, дамб) или их частей, если они предусмотрены проектом.
1.9. Строительство гидротехнических сооружений в условиях не защищенной от волнения акватории с применением строительных и плавучих средств следует выполнять при наличии охранных буксиров, число и мощность которых должны быть обоснованы в проекте организации строительства и при необходимости согласованы со службами, несущими ответственность за безопасность плавания в районе строительства.
1.10. Работы со льда допускается производить при отрицательных температурах воздуха и толщине льда не менее указанной в проекте производства работ, осуществляя ежесменный надзор за состоянием ледяного покрова и контроль прочности льда. С целью увеличения толщины льда допускается производить его наращивание в соответствии с требованиями п.7.2.
1.11. В зимний период производство работ с применением плавучих средств допускается на акваториях, на которых не образуется сплошной ледяной покров и обеспечена возможность маневрирования плавучих средств и судов, прохода их к месту укрытия при получении штормового предупреждения или извещения об ожидаемых подвижках льда.
1.12. Инструментальные наблюдения за деформациями (осадками, кренами, углами поворота, горизонтальными перемещениями) возводимого гидротехнического сооружения необходимо производить на протяжении всего процесса строительства. При резком возрастании или уменьшении нагрузки, появлении трещин, деформаций конструкций необходимо производить внеочередной замер осадок. В случае выявления деформаций, превышающих допустимые, строительные работы следует прекратить до выяснения причин возникновения деформаций и принятия проектной организацией решения о возобновлении работ с обязательным выполнением мероприятий, исключающих деформации сооружения в дальнейшем.
В случае перерывов в строительстве наблюдения следует производить по окончании работ и перед их возобновлением.
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
2.1. Подготовительные работы в процессе гидротехнического строительства следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85 и настоящего раздела.
2.2. Участки акватории, на которых предусматривается перемещение строительных плавучих средств, должны быть протралены, а при необходимости обследованы водолазами. Предметы и препятствия, обнаруженные в процессе обследования и создающие опасность нормальному судоходству, должны быть удалены, а в случае невозможности их удаления - обозначены плавучими навигационными знаками.
На этих участках должны быть созданы и в течение всего периода строительства поддерживаться глубины, обеспечивающие безопасность эксплуатации строительных плавучих средств.
2.3. Для обеспечения оперативного руководства и контроля работы используемого на строительстве флота следует организовать круглосуточную радиосвязь всех плавучих средств с береговым диспетчерским пунктом на весь период их использования.
2.4. При выполнении строительных работ на не защищенных от волнения участках побережья в подготовительный период должны быть, как правило, оборудованы безопасные стоянки, имеющие естественную защиту, куда следует перебазировать строительные плавучие средства при получении штормового оповещения или фактическом ухудшении погоды.
2.5. В подготовительный период на каждом из объектов гидротехнического строительства должен быть оборудован спасательный пост, оснащенный шлюпкой и спасательными средствами.
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
2.6. Для сооружений, расположенных на акватории, при невозможности устройства береговой разбивочной основы, пункты геодезической разбивочной основы следует закреплять знаками в виде свай или разбивочных массивов с марками. Отметки верха разбивочных знаков должны быть выше максимального горизонта воды не менее чем на 50 см.
2.7. Точность геодезических разбивочных работ должна быть в пределах величин, указанных в табл. 2.
Таблица 2
| Разбивочные оси | Относительная ошибка измерений при длине, м | |||||
положение каждого конца оси, мм | направление, угловые секунды | до 200 | св.200 | св.400 до 600 | св.600 до 800 | св.800 | |
Причальные | ±50 | ±60 | 1 | 1 -------- | 1 -------- 6000 | 1 ------- 8000 | 1 |
Оградительные и внешние берегоукрепительные | ±250 | ±120 | 1 ------ | 1 ------- | 1 -------- 2400 | 1 -------- 3200 | 1 -------- |
2.8. Допустимая погрешность определения отметок высотной разбивки, мм, должна быть в пределах:
для разбивочной основы ............. ± 2
" дополнительной разбивки.......... ± 4
" вспомогательной " .......... ± 10
2.9. Для определения уровня воды акватории в районе строительства обязательно наличие мареографа, правильность показаний которого должна быть обеспечена при любом волнении.
Непосредственно на участке строительства необходимо установить водомерные рейки для приближенного определения уровня воды. Мареограф и водомерные рейки необходимо привязывать к нулевому горизонту воды, принятому проектом сооружения.
Достоверность нулевой отметки водомерных реек необходимо контролировать по реперам, расположенным на берегу, не реже одного раза в месяц.
2.10. Для сооружений симметричного поперечного профиля в качестве основной разбивочной линии надлежит принимать их продольную осевую линию. Для оградительных сооружений с резко выраженной несимметричной формой поперечного сечения за основную линию разбивки следует принимать нижнюю фасадную линию сооружения со стороны волнового воздействия.
Для сооружений на отдельных опорах и для головных частей оградительных сооружений разбивка заключается в закреплении центров и главных осей каждой опоры или головы.
В качестве основной разбивочной линии при возведении причальных сооружений следует принимать линию кордона сооружения.
2.11. При выполнении детальных разбивок перед началом работ должны быть закреплены следующие линии для:
устройства котлованов - оси сооружения или котлована и границы прорези;
устройства каменной постели - ось постели и ее бровки;
установки массивов - фасадная нижняя линия первого курса массивов (боевая линия) и фасадная верхняя линия последнего курса;
наброски из массивов и устройства каменной призмы - осевая линия, бровки наброски или призмы, фасадные линии установки бордюрных массивов;
устройства подводной стенки - фасадные нижняя и верхняя линии стенки;
отдельных опор сооружения и голов оградительных сооружений - оси опор и стороны периметра на уровне подошвы;
свайных оснований - оси продольных и поперечных рядов свай, кустов, козел;
устройства берегового откоса - бровки откоса, бермы и линии изменения уклонов откоса;
установки массивов-гигантов - верхняя фасадная линия;
верхнего строения сооружения - оси основных элементов;
установки швартовных тумб - линии центров тумб и их поперечные осевые линии.
Все указанные линии детальных разбивок должны быть привязаны к основным разбивочным осям.
Положение подводных разбивочных знаков следует определять по линиям надводной разбивки, снесенным под воду.
2.12. Положение разбивочных линий и реперов в плане, а также правильность высотного положения знаков разбивки следует проверять не реже одного раза в месяц. При наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в сохранности первоначального положения какого-либо знака разбивки, проверку надлежит производить немедленно. В частности, знаки, установленные на акватории, необходимо проверять после каждого шторма, навала судна и т. п.