5.1. Дорожную одежду с асфальтобетонными покрытиями на основании из "тощего" бетона следует проектировать преимущественно на дорогах I-III категории с тяжелым и интенсивным движением. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается устройство ее на дорогах IV категории.
5.2. К конструкциям дорожной одежды с основанием из "тощего" бетона предъявляются следующие требования:
- обеспечение требуемой прочности и долговечности под действием движения транспортных средств и влияния природно-климатических факторов;
- обеспечение ровности и получение высоких транспортно-эксплуатационных показателей дорожных одежд;
- возможность комплексной механизации работ;
- экономичность конструкции и технологических решений.
5.3. Толщину конструктивных слоев рассчитывают с учетом состава и интенсивности движения, модуля упругости земляного полотна и климатических условий района строительства.
Прочностные и деформативные характеристики бетона принимают в соответствии с ВСН 197-91.
5.4. Толщины слоев основания из "тощего" бетона и асфальтобетонного покрытия рассчитывают в соответствии с ВСН 197-91 или приложением 1 настоящих Рекомендаций. Отличительной особенностью расчета по приложению 1 является учет межремонтных сроков службы отдельных слоев и дорожной одежды в целом.
5.5. Проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции на прочность, морозоустойчивость, а также назначение мер по повышению трещиностойкости слоев с учетом возможности использования местных материалов.
5.6. Расчетный срок службы дорожной одежды в целом устанавливается не менее 25 лет.
Сроки службы верхнего слоя покрытия устанавливаются в соответствии с межремонтными сроками в зависимости от региона строительства и интенсивности движения по ВСН 41-88.
5.7. Толщину основания из "тощего" бетона принимают не менее 15 см. В случае, когда основание в течение длительного времени (но не более 1-го года с момента укладки) используется для движения транспорта, его устраивают из бетона класса В15 толщиной не менее 20 см.
5.8. Толщину асфальтобетонных слоев определяют расчетом в зависимости от категории дороги и толщины основания. При этом, исходя из условия обеспечения сдвигоустойчивости и возможности устройства двухслойного покрытия, суммарная толщина слоев покрытия должна быть не менее 8,0 см.
5.9. С учетом мирового и отечественного опыта избежать появления трещин в таких конструкциях практически невозможно.
Возникновение трещин на покрытии связано с природой материалов основания и сегодня не существует эффективных методов предотвращения появления отраженных трещин, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт.
Речь может идти только о регулируемом трещинообразовании. С этой целью в основании для предотвращения хаотического образования трещин рекомендуется нарезать швы.
Расчетным путем на стадии проектирования определить максимальное расстояние между швами из-за влияния различных факторов не представляется возможным.
5.10. В основании из "тощего" бетона классов В10; В12,5; В15 рекомендуется устраивать швы сжатия через 12-15 м. Расстояние между швами может быть уточнено в зависимости от толщин слоев, качества асфальтобетона и климатических условий района строительства по согласованию с организацией-разработчиком. Швы нарезают в затвердевшем бетоне на глубину 1/4 толщины слоя одним диском минимальной толщины. Заполнение швов мастикой не производится. Армирование швов сжатия не требуется, так как нагрузка с плиты на плиту передается за счет зацепления смежных стенок шва.
Для повышения эффективности такого решения в асфальтобетонном покрытии послойно нарезают швы над швами в основании. Швы в верхнем слое асфальтобетонного покрытия заполняют специальными герметизирующими материалами - мастиками битумно-полимерными типа "Biguma" или "Новомаст".
5.11. С учетом конкретных условий строительства и принятой конструкции дорожной одежды допускается, по согласованию с Заказчиком и проектной организацией, не устраивать швы сжатия.
5.12. Если швы в основании не устраивают, то между слоями основания из "тощего" бетона и асфальтобетонным покрытием при соответствующем технико-экономическом обосновании рекомендуется устраивать трещинопрерывающие прослойки из зернистых материалов, обработанных битумом, или рулонных материалов. Такие решения должны быть технологичными и доказавшими свою эффективность в отечественной практике строительства. С учетом последнего допускается также армирование слоев покрытия сетками из различных материалов.
Зернистые прослойки и рулонные материалы следует укладывать по предварительно подгрунтованному слою.
5.13. Швы расширения в основаниях из цементобетона не устраивают.
В конце рабочей смены и при перерывах в бетонировании более двух часов устраивают рабочий шов. Швы рабочие устраивают с установкой штыревых соединений для улучшения передачи нагрузки с плиты на плиту в соответствии с ВСН 139-80.
5.14. На дорогах I и II категории перед мостами и путепроводами рекомендуется устраивать компенсационные швы, предназначенные для обеспечения в течение длительного срока эксплуатации устойчивости и проектного положения искусственных сооружений, нарушение которых возможно в жаркий период года за счет достаточно высоких напряжений сжатия, возникающих в цементобетонном основании.
5.15. Продольный шов в основании из "тощего" бетона шириной менее 11,50 м не устраивают.
5.16. При устройстве основания из "тощего" бетона с последующей укаткой для повышения качества уплотнения краевых участков и улучшения работы всей конструкции под нагрузкой ширину основания следует увеличивать на 0,25 м с каждой стороны.