ГОСТ Р 8.598-2003
Группа Т88.2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
ВЕСЫ ДЛЯ ВЗВЕШИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ДВИЖЕНИИ
Методика поверки
State system for ensuring the uniformity of measurements.
Weighbridges for weighing of cinder vehicles in motion. Verification procedure
ОКС 17.020
17.060
Дата введения 2004-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии" (ФГУП СНИИМ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Управлением метрологии Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10 июня 2003 г. N 192-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на весы (далее - вагонные весы), предназначенные для взвешивания в движении железнодорожных вагонов, цистерн, вагонеток (далее - вагоны), составов из них, выпускаемые по ГОСТ 30414, и устанавливает методику их первичной и периодической поверок.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.453-82 Весы для статического взвешивания. Методы и средства поверки
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
ГОСТ 30414-96 Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вагон контрольный: Вагон известной массы, однотипный с вагонами, для взвешивания которых предназначены весы, используемый при поверке весов в движении.
Примечание - Масса контрольных вагонов не должна изменяться при движении от контрольных весов к месту расположения поверяемых весов (из-за атмосферных осадков, выдувания сыпучих грузов и т.д.) и в течение всего времени поверки.
3.2 весы контрольные: Весы для измерения действительной массы контрольных вагонов.
3.3 состав испытательный: Состав, состоящий из обычных и контрольных вагонов, распределенных равномерно по составу, или только из контрольных вагонов.
3.4 взвешивание:
3.4.1 взвешивание движущегося вагона в целом: Взвешивание вагона, который всеми осями (тележками) одновременно находится на грузоприемном устройстве (устройствах).
3.4.2 взвешивание по частям:
3.4.2.1 взвешивание поосное: Взвешивание вагона, в том числе с жидкими грузами кинематической вязкости не менее 59 мм/с, в движении на весах, грузоприемное устройство которых поочередно воспринимает нагрузку от каждой оси с дальнейшим суммированием результатов взвешивания и регистрацией результата измерения на измерительном устройстве или на печатающем устройстве для вагона в целом.
3.4.2.2 взвешивание потележечное: Взвешивание вагона, в том числе с жидкими грузами кинематической вязкости не менее 59 мм/с, в движении на весах, грузоприемное устройство которых поочередно воспринимает нагрузку от каждой тележки вагона с дальнейшим суммированием результатов взвешивания и регистрацией результата измерения на измерительном устройстве или на печатающем устройстве для вагона в целом.
3.4.3 взвешивание вагонов в движении:
3.4.3.1 взвешивание вагонов с расцепкой: Взвешивание в движении расцепленных вагонов, независимо друг от друга проходящих через грузоприемное устройство весов (обычно это достигается за счет наклона подъездного пути, прилегающего к грузоприемному устройству).
3.4.3.2 взвешивание сцепленного вагона: Взвешивание в движении состава сцепленных вагонов для получения показания или распечатки массы каждого из вагонов состава.
3.4.3.3 взвешивание состава: Взвешивание в движении сцепленных вагонов для получения суммарной массы состава.
3.4.4 взвешивание в статике: Взвешивание вагона в статике для измерения значения его действительной массы.
3.5 действительное значение массы контрольного вагона: Значение массы вагона, измеренное на контрольных весах.
При проведении первичной и периодической поверок выполняют операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции | Номер пункта настоящего стандарта |
Внешний осмотр | 8.1 |
Опробование | 8.2 |
Определение метрологических характеристик | 8.3 |
Определение погрешности весов при статическом взвешивании | 8.3.1 |
Определение действительных значений массы контрольных вагонов | 8.3.2 |
Определение погрешности весов при взвешивании в движении расцепленных вагонов, вагонов без расцепки и состава в целом: | 8.3.3* |
1) определение погрешности весов при взвешивании в движении расцепленного вагона | 8.3.3.1 |
2) определение погрешности весов при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки | 8.3.3.2 |
3) определение погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов в целом | 8.3.3.2 |
* При проведении операций по 8.3.3 определяют только те погрешности весов, которые нормированы в эксплуатационной документации на весы конкретного типа. | |
Примечание - Допускается проведение первичной поверки на месте эксплуатации. |
При проведении поверки применяют следующие средства поверки:
5.1 Контрольные вагоны.
5.2 Контрольные весы:
5.2.1 Вагонные весы для статического взвешивания по ГОСТ 29329.
Погрешность контрольных весов не должна быть более значения пределов допускаемых погрешностей поверяемых весов.
5.2.2 Вагонные весы для взвешивания вагонов в движении.
При проверке весов классов 1 и 2 для определения действительных значений массы контрольных вагонов в движении могут применяться железнодорожные весы по ГОСТ 30414 классов 0,2 и 0,5 соответственно.
5.2.3 Поверяемые весы:
5.2.3.1 Поверяемые весы могут быть использованы в качестве контрольных весов, если отвечают следующим требованиям:
- если они соответствуют требованиям 5.2.1;
- если они имеют соответствующую дискретность и порог чувствительности для статической нагрузки, нормируемые в эксплуатационной документации.
5.2.3.2 Поверяемые весы для поосного взвешивания, предназначенные для взвешивания двухосных вагонов, и весы потележечного взвешивания, предназначенные для взвешивания четырех- и шестиосных вагонов, оси которых сгруппированы в две тележки, каждая из которых полностью размещается на грузоприемном устройстве весов, могут быть использованы при выполнении требований приложения А.
5.3 Испытательный состав:
Состав, состоящий из порожних, полностью и частично груженных контрольных вагонов и простых вагонов общим числом, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Общее число вагонов | Минимальное число |
5 | |
10 | |
15 |
5.4 Весоповерочный вагон с гирями класса точности М по ГОСТ 7328.
5.5 Гири класса точности М по ГОСТ 7328.
При проведении поверки соблюдают требования безопасности по ГОСТ 12.2.003, а также требования безопасности, указанные в эксплуатационной документации на весы конкретного типа, на средства поверки, и требования безопасности, действующие на месте эксплуатации поверяемых весов.
7.1 Условия поверки должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 30414 и эксплуатационной документацией на весы конкретного типа. Поверку проводят при любом сочетании значений влияющих факторов.
7.2 Применяемые при поверке средства измерений должны иметь действующие свидетельства о поверке.
8.1 Внешний осмотр
При внешнем осмотре проверяют:
- комплектность поверяемых весов;
- отсутствие видимых повреждений сборочных единиц весов и электропроводки;
- целостность соединительных кабелей;