Р 50.1.004-2002
Группа Т50
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ПОДГОТОВКА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
И ПОДГОТОВКА К ПРЕКРАЩЕНИЮ ИХ ДЕЙСТВИЯ
ОКС 01.120
Дата введения 2003-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
2 ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России
3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 2002 г. N 533-ст
4 ВЗАМЕН Р 50.1.004-95
Настоящие рекомендации направлены на обеспечение применения ГОСТ Р 1.8 и распространяются на следующие процедуры, осуществляемые в структурных подразделениях и организациях Госстандарта России:
- подготовку для принятия* проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним (далее - стандарты)**, автором которых является Российская Федерация;
________________
* Порядок принятия стандартов - по ГОСТ 1.2 (подраздел 3.3, пункты 5.2.3 и 5.2.4).
** За исключением случая, когда необходимо специально указывать, что данное положение распространяется только на изменение к межгосударственному стандарту.
- рассмотрение проектов стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности (далее - государства - участники Соглашения)*;
________________
* Данное Соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств в г.Москве 13 марта 1992 г. Изменения и дополнения в это Соглашение были внесены 20 июня 2000 г.
- подготовку к введению в действие в Российской Федерации принятых стандартов;
- подготовку документов об отмене действующих стандартов или прекращении их применения в Российской Федерации в одностороннем порядке.
Настоящие рекомендации не распространяются на указанные процедуры в отношении стандартов на оборонную продукцию. Порядок их проведения регламентирован специальными правилами по стандартизации, принятыми Госстандартом России.
Настоящие рекомендации не распространяются на указанные процедуры в отношении стандартов, разрабатываемых по заказу Госстандарта России в его научно-исследовательских организациях. Подготовку данных стандартов для принятия и введения в действие в Российской Федерации осуществляют в соответствии с Р 50.1.039.
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 13.1.002-80 Репрография. Микрография. Документы для съемки. Общие требования и нормы
ГОСТ 13143-88 Дыроколы конторские. Основные параметры и размеры
ОСТ 1789 Отверстия для скрепления документов
ГОСТ Р 1.8-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации
РМГ 24-97 Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами по стандартизации
Инструкция по делопроизводству в центральном аппарате Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (утверждена приказом Госстандарта России от 7 августа 2001 г. N 240)*
_________________
* Ссылки на данную инструкцию приведены в 3.3, 6.1.6 и Г.9 (приложение Г).
3.1 Подготовка проектов стандартов к принятию является составной частью разработки стандартов, осуществляемой по ГОСТ 1.2 и ГОСТ Р 1.8 для достижения целей межгосударственной стандартизации с соблюдением ее основных принципов (согласно ГОСТ 1.0, разделы 4 и 5) в соответствии с основными направлениями работ по межгосударственной стандартизации, которые осуществляются в отношении объектов межгосударственной стандартизации (см. ГОСТ 1.0, разделы 6 и 7).
3.2 Если разработка стандарта направлена на обеспечение его гармонизации на международном или региональном уровне, то учитывают Р 50.1.035.
3.3 Процедуры, указанные в разделе 1, осуществляют с соблюдением действующей инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Госстандарта России и использованием Межведомственной корпоративной информационной сети МАКРОНЕТ.
3.4 Пересылку любых документов в процессе проведения процедур, указанных в разделе 1, осуществляют по электронной почте. При этом соблюдают принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный совет или МГС) порядок обмена электронными версиями документов в части использования редактируемых и нередактируемых форматов.
4.1 Подготовка проекта стандарта для рассылки в другие государства
4.1.1 После представления в Госстандарт России окончательной редакции проекта стандарта межгосударственным техническим комитетом по стандартизации (далее - МТК), российским техническим комитетом по стандартизации (далее - российский ТК), предприятием или иным разработчиком в соответствии с ГОСТ Р 1.8 (пункт 4.3.8) управление Госстандарта России, курирующее разработку данного стандарта в соответствии с закрепленной тематикой (далее - курирующее управление), в срок не более трех рабочих дней проверяет комплектность документов, поступивших с проектом стандарта, на соответствие ГОСТ Р 1.8 (подпункт 4.3.8.2) и направляет их в научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (далее - НИИ) в соответствии с Планом государственной стандартизации или закрепленной за этой организацией тематикой (если проект стандарта представлен вне Плана).
В случае поступления в Госстандарт России неполного комплекта документов курирующее управление запрашивает недостающие документы у представившего проект стандарта секретариата МТК (секретариата российского ТК, предприятия или иного разработчика данного стандарта).
4.1.2 Исполнитель НИИ в срок не более двадцати календарных дней после получения проекта стандарта осуществляет:
- рассмотрение проекта стандарта и проверку его соответствия федеральному законодательству и требованиям ГОСТ 1.5, а также простановку индекса Универсальной десятичной классификации (УДК) и иных недостающих библиографических данных;
- направление проекта стандарта на издательское редактирование в соответствии с 4.1.5;
- рассмотрение пояснительной записки к проекту стандарта в отношении полноты и обоснованности приведенных в ней сведений;
- рассмотрение сводок отзывов на первую редакцию проекта стандарта, полученных из других стран и Российской Федерации;
- определяет полноту учета замечаний и предложений, высказанных в отзывах на первую редакцию, и обоснованность заключений, приведенных в сводках отзывов;
- проверку соблюдения правил разработки проектов стандартов, установленных ГОСТ Р 1.8, включая рассмотрение протокола заседания МТК (российского ТК) и/или иных документов, подтверждающих согласие членов МТК (ТК), а также рассмотрение документов о согласовании в Российской Федерации окончательной редакции проекта стандарта;
- подготовку проекта докладной записки руководству Госстандарта России на проект стандарта с учетом типовой формы, приведенной в приложении А;
- оценку полноты учета замечаний и предложений по проекту стандарта, высказанных в экспертном заключении (в случае проведения метрологической, терминологической или иной* экспертизы, если данная экспертиза была осуществлена в соответствии с ГОСТ Р 1.11, ГОСТ Р 1.8 или по инициативе разработчика стандарта);
__________________
* Разработчик стандарта может обратиться в компетентную организацию для проведения научно-технической или юридической (правовой) экспертизы или экспертизы его патентной чистоты.
- подготовку проекта сопроводительного письма Госстандарта России для рассылки проекта стандарта в другие государства-участники Соглашения и Бюро по стандартам [если проект стандарта в другие страны рассылает Госстандарт России, то в этом письме используют одну из типовых формулировок, приведенных в Б.1 и Б.2 (приложение Б)] или для направления его в секретариат (председателю) МТК [если проект стандарта в другие страны рассылает секретариат/председатель МТК, то в этом письме используют типовую формулировку, приведенную в Б.3 (приложение Б)].
4.1.2.1 Если представленный проект стандарта оформлен на основе применения международного или регионального стандарта, то исполнитель НИИ сравнивает их содержание и оценивает достоверность указанной в проекте (в предисловии) межгосударственного стандарта степени его соответствия примененному международному (региональному) стандарту.
Примечание - Запрос перевода на русский язык (русской версии) применяемого международного (регионального) стандарта осуществляют заблаговременно (см. ГОСТ Р 1.8, пункт 4.1.4). Если данный перевод (русская версия) отсутствует, то ВНИИКИ представляет НИИ соответствующую справку.
4.1.2.2 Допускается не проводить сравнение неэквивалентных стандартов (если в проекте межгосударственного стандарта не указано, что данный стандарт является идентичным международному/региональному стандарту или модифицирован по отношению к нему).
4.1.3 Если вместе с проектом стандарта представлено экспертное заключение по результатам метрологической, терминологической* или иной экспертизы, но в проекте стандарта не полностью учтены замечания и предложения, высказанные в экспертном заключении, то НИИ отражает это в докладной записке и направляет ее в курирующее управление вместе с проектом стандарта и другими поступившими документами.
___________________
* Метрологическую экспертизу может проводить ВНИИМС или иной специализированный в этой области институт Госстандарта России, терминологическую экспертизу проводит ВНИИКИ Госстандарта России.
4.1.3.1 Если экспертиза проекта стандарта была ранее проведена данным НИИ*, а высказанные по ее результатам замечания и/или предложения не были в полной мере учтены при подготовке представленной на принятие окончательной редакции проекта стандарта, то НИИ по согласованию с секретариатом МТК (секретариатом российского ТК, предприятием или иным разработчиком) может внести исправления в проект стандарта для учета этих замечаний (предложений).
____________________
* Метрологическую экспертизу может проводить ВНИИМС или иной специализированный в этой области институт Госстандарта России, терминологическую экспертизу проводит ВНИИКИ Госстандарта России.
4.1.3.2 Если НИИ ранее готовил отзыв на первую редакцию проекта стандарта, то также может быть проведена указанная в 4.1.3 или 4.1.3.1 процедура.
4.1.3.3 Курирующее управление определяет обоснованность выводов НИИ в отношении недостаточного учета результатов экспертизы или замечаний и предложений, высказанных в отзыве НИИ на первую редакцию проекта стандарта, и при согласии с этими выводами возвращает проект стандарта (с документами, поступившими с ним) организации (предприятию), представившей данный проект.
4.1.3.4 Если не учтены (полностью или частично) результаты метрологической экспертизы, то курирующее управление передает проект стандарта (с документами, поступившими с ним) и докладную записку НИИ в Управление метрологии Госстандарта России.
4.1.4 В обоснованных случаях* проект стандарта выносят на рассмотрение научно-технической комиссии Госстандарта России (далее - НТК). Соответствующее предложение готовит НИИ и/или курирующее управление, а решение о рассмотрении проекта стандарта на НТК принимает заместитель Председателя Госстандарта России.
____________________
* Например при наличии существенных разногласий, возникших при рассмотрении и/или согласовании проекта стандарта в Российской Федерации.
Подготовку материалов, необходимых для рассмотрения на заседании НТК, осуществляют исполнители НИИ и курирующего управления, а также секретарь НТК. Решение НТК (в виде выписки из протокола ее заседания с подписью секретаря НТК) курирующее управление передает в НИИ для включения в дело стандарта.
4.1.5 Если по мнению НИИ или по решению НТК проект стандарта может быть представлен на принятие, то НИИ направляет в ИПК Издательство стандартов на издательское редактирование копию экземпляра проекта стандарта или его электронную версию в редактируемом формате. В последнем случае исполнитель НИИ приводит свои данные (фамилию, инициалы, должность, краткое наименование НИИ) на каждой странице проекта стандарта.
4.1.5.1 Копия первого экземпляра проекта стандарта должна быть выполнена на белой бумаге с использованием любого способа копирования (кроме диазокопирования). Текст, а также табличный и графический материал на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст - равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для съемки.
4.1.5.2 ИПК Издательство стандартов осуществляет издательское редактирование проекта стандарта в срок не более пяти рабочих дней.
В обоснованных случаях (при значительном объеме проекта стандарта или большом количестве проектов документов, одновременно поступивших на редактирование) указанный срок может быть увеличен по согласованию с НИИ.
4.1.5.3 При наличии редакционных замечаний НИИ по согласованию с предприятием-разработчиком вносит необходимые исправления в проект стандарта и направляет его вместе с черновиком, содержащим издательские правки, в ИПК Издательство стандартов.
4.1.5.4 После проведения издательского редактирования ИПК Издательство стандартов проставляет соответствующий штамп на каждой странице первого экземпляра проекта стандарта или приводит соответствующую информацию в его электронной версии в нередактируемом формате.