P 50.1.039-2002
Группа Т50
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
РАЗРАБОТКА, ОБНОВЛЕНИЕ И ОТМЕНА ПРАВИЛ И РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ, СЕРТИФИКАЦИИ, АККРЕДИТАЦИИ
И КАТАЛОГИЗАЦИИ
ОКС 01.120
03.120.20
17.020
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 4 июля 2002 г. N 268-ст
3 ВЗАМЕН ГОСТ P 1.10-95
Настоящие рекомендации распространяются на процессы разработки, обновления (внесение изменений, пересмотр) и отмены следующих правил и рекомендаций, принимаемых Госстандартом России:
- правил по стандартизации;
- правил по метрологии;
- правил по сертификации;
- правил по аккредитации;
- правил по каталогизации;
- рекомендаций по стандартизации;
- рекомендаций по метрологии;
- рекомендаций по сертификации;
- рекомендаций по аккредитации;
- рекомендаций по каталогизации.
Настоящие рекомендации также конкретизируют ГОСТ 1.2 (раздел 7) применительно к той части работ, которая проводится в Российской Федерации в процессе разработки правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним, а также в процессе подготовки к отмене правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации.
Настоящие рекомендации предназначены для применения научно-исследовательскими и иными организациями Госстандарта России, а также его структурными подразделениями.
Настоящие рекомендации могут быть использованы при разработке указанных правил и рекомендаций организациями, не подведомственными Госстандарту России, с учетом положения, установленного в 3.8.
Настоящие рекомендации могут быть также применены при разработке государственных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов, если она осуществляется по заказу Госстандарта России его научно-исследовательскими организациями.
Примечание - В настоящих рекомендациях применимы термины по ГОСТ P 1.12.
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты и другие документы:
ГОСТ 13.1.002-80 Репрография. Микрография. Документы для съемки. Общие требования и нормы
ГОСТ 13143-88 Дыроколы конторские. Основные параметры и размеры
ОСТ 1789 Отверстия для скрепления документов
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г. и опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст.3895; 1997, N 50, ст.5689; 1998, N 47, ст.5771; 1999, N 8 ст.1026).
Разъяснения о применении "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (утверждены приказом Минюста России от 14 июля 1999 N 217 и опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 31)
ПМГ 03-99 Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации*
_________________
* Не введены в действие для непосредственного применения в Российской Федерации, поскольку устанавливают соответствующие процедуры только для Бюро по стандартам. В части порядка представления документов на регистрацию в Бюро по стандартам и издания в Российской Федерации действуют:
- настоящие рекомендации - в отношении правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации (см. 7.10.1 и приложение Р);
- ГОСТ Р 1.8 - в отношении межгосударственных стандартов.
ПР 50.1.010-97 Планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых научно-исследовательскими организациями Госстандарта России за счет средств федерального бюджета, и отчетность об их выполнении
P 50.1.004-95 Порядок подготовки в Госстандарте России межгосударственных стандартов для применения в Российской Федерации
P 50.1.034-2001 Коды, используемые в обозначении стандартов отраслей федеральными органами исполнительной власти
Инструкция по делопроизводству в центральном аппарате Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 7 августа 2001 г. N 240)
3.1 Правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического государственного стандарта Российской Федерации или межгосударственного стандарта, а также в случае нецелесообразности разработки организационно-методического государственного стандарта Российской Федерации, когда область применения подобного документа ограничена только организациями и структурными подразделениями Госстандарта России.
Примечание - Если правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) имеют межведомственный характер, то они относятся к нормативным правовым актам*, подготовка и государственная регистрация которых осуществляются по соответствующим Правилам с учетом Разъяснений о применении этих Правил.
_________________
* Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации").
3.2 Рекомендации по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще на ставших типовыми, организационно-методических положений в соответствующей области, т.е. до принятия государственного стандарта Российской Федерации (или правил), в котором могут быть установлены эти положения.
3.3 Назначение правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации установлено ГОСТ 1.2 (пункты 7.1 и 7.2).
3.4 Правила (рекомендации) не должны дублировать положения государственных стандартов Российской Федерации и действующих на ее территории межгосударственных стандартов или противоречить им.
3.5 Разработку правил и рекомендаций, указанных в 3.1-3.3, и изменений к ним (далее - правила и/или рекомендации*) осуществляют в следующей последовательности:
- первая стадия - организация разработки документа;
- вторая стадия - разработка первой редакции проекта документа и ее рассмотрение;
- третья стадия - разработка окончательной редакции проекта документа и ее согласование в Российской Федерации;
- четвертая стадия - подготовка проекта документа к принятию и принятие документа;
- пятая стадия - регистрация документа, его издание и введение в действие.
____________________
* В случае необходимости в тексте статус документа может быть указан полностью, например правила по межгосударственной стандартизации, или сокращенно, например изменение к правилам.
3.6 Пересмотр правил (рекомендаций) осуществляют путем разработки взамен них документа того же статуса и назначения, что и действующий. При этом соблюдают тот же порядок, что и при разработке нового документа.
При необходимости статус правил (рекомендаций) может быть изменен. Взамен правил могут быть разработаны рекомендации и наоборот, а взамен рекомендаций может быть разработан стандарт, действующий на том же уровне стандартизации (федеральном или межгосударственном).
3.7 Если организации, осуществляющей разработку документа (далее - организация-разработчик), поручено ведение секретариата технического комитета по стандартизации (ТК) и/или секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), то при разработке документа учитывают особенности проведения работ, связанные с деятельностью ТК и указанные в 5.3.1, 6.2, 6.4, 6.5, 9.2, 9.3, 9.5, приложениях Б (пункты Б.1 и Б.5) и Ж, и/или особенности проведения работ, связанные с деятельностью МТК и указанные в 4.3.5, 5.3.1 и приложении Б (пункты Б.З, Б.4, Б.6).
Примечание - Если в ТК или МТК созданы подкомитеты, то работы по разработке документов могут быть выполнены на уровне соответствующих подкомитетов (ПК или МПК), если это не противоречит положению о данном ТК или МТК, или если эти работы прямо предусмотрены в нем.
3.8 Если организация-разработчик неподведомственна Госстандарту России, то проведение работ по рассмотрению проекта правил (рекомендаций) в Госстандарте России, а также по подготовке проекта к принятию, по формированию и оформлению дела документа может быть поручено (путем заключения договора) научно-исследовательской организации Госстандарта России, имеющей опыт работ в данной области (стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации).
3.9 При разработке правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации учитывают особенности проведения работ на межгосударственном уровне, которые далее выделены в тексте настоящих правил курсивом, а также общий порядок их разработки, установленный ГОСТ 1.2 (раздел 7).
3.10 Разработку документов осуществляют с использованием Системы обеспечения автоматизации процесса стандартизации, размещенной в Межведомственной корпоративной информационной сети МАКРОНЕТ.
4.1 Организация разработки правил (рекомендаций) включает планирование соответствующей работы, заключение договора на разработку и уведомление о начале разработки.
4.2 Планирование работы по разработке правил (рекомендаций) и заключение соответствующего договора [в том числе составление и утверждение технического задания (ТЗ) на разработку] осуществляют в соответствии с ПР 50.1.010.
4.3 После заключения договора на разработку правил (рекомендаций) организация-разработчик готовит уведомление о проекте правил (рекомендаций) по ГОСТ P 1.13.
В случае разработки правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации организация-разработчик в дополнение к указанному в ГОСТ P 1.13 направляет уведомление о начале разработки документа во все национальные органы по стандартизации, входящие в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), а также в Бюро по стандартам.
Если при этом организация-разработчик ведет секретариат МТК (МПК), то уведомление о начале разработки правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации рассылают непосредственно полномочным представителям других государств в МТК (МПК), а если они не назначены, то соответствующим национальным органам по стандартизации.
4.4 Федеральные и иные органы исполнительной власти, предприятия и организации, заинтересованные в рассмотрении проекта правил (рекомендаций), направляют организации-разработчику заявки о его представлении.
5.1 Организация-разработчик в соответствии с ТЗ на разработку готовит первую редакцию проекта правил (рекомендаций), пояснительную записку к нему (см. приложение А) и проект перечня рассылки на отзыв (см. приложение Б), а также проект сопроводительного письма Госстандарта России для рассылки первой редакции проекта документа. При этом проект письма о рассылке проекта правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации в другие государства рекомендуется излагать, используя типовую формулировку, приведенную в B.1 (приложение В).