ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
РЕМОНТА КАМЕННЫХ, БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ
РАЗРАБОТАНЫ НИИ мостов ПГУПСа (В.В.Кондратовым, В.П.Кузьминым, Г.С.Карапетовой) и Нормативно-технологической станцией по инженерным сооружениям и пути МПС (В.Э.Цомировым, Л.И.Чистовой) и выполнены с учетом последних работ НИИ мостов ПГУПСа, МИИТа, технических решений по ремонту опор институтов Гипротранспуть, Желдорпроект, других проектных организаций и производственного опыта по ремонту искусственных сооружений специализированных мостовых подразделений МПС и Корпорации "Трансстрой".
УТВЕРЖДЕНЫ заместителем начальника Департамента пути и сооружений А.В.Бушиным 02.12.1996 г.
Технологические правила содержат общие требования к организации и производству ремонтных работ, к качеству и свойствам применяемых строительных материалов, указания по технологии ремонта массивных опор, защитных слоев, конструкций с трещинами и повреждениями, снижающими их несущую способность, указания по ремонту лотков водопропускных труб, перечень и характеристики машин и механизмов, используемых при ремонтных работах, а также основные положения техники безопасности при производстве работ.
Технологические правила предназначены в качестве руководства при проектировании и выполнении работ по ремонту и текущему содержанию массивных и железобетонных конструкций искусственных сооружений.
1.1. Настоящие Технологические правила ремонта (далее везде - Правила) содержат указания по ремонту и усилению массивных опор. Рекомендации разработаны в соответствии с действующими указаниями и инструкциями Департамента пути и сооружений МПС России и охватывают наиболее распространенные ремонтные процессы: устройство железобетонных поясов, сплошных рубашек и каркасов устоев. Для каждого процесса приведены общие требования к исполнению, основные материалы и оборудование, перечислены технологические операции, даны указания по организации процесса в целом. Кроме того, приведены указания по ремонту труб с устройством железобетонных рубашек и лотков металлических гофрированных труб. В Правилах указаны меры, необходимые для обеспечения безопасности движения поездов и охраны труда при выполнении ремонтных работ. Правила предназначены для выполнения работ по текущему содержанию, а также по капитальному ремонту опор мостов.
Необходимость ремонта опор мостов и водопропускных труб, сроки и объемы работ в каждом отдельном случае должны определяться по результатам текущих и периодических осмотров и в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений железных дорог. Работы следует выполнять согласно проектам, составленным и утвержденным в установленном порядке. Разработку проектов необходимо вести с учетом настоящих Правил, предусматривая использование наиболее совершенных технических средств и способов ремонта, обеспечивающих повышение производительности труда и надлежащее качество работ. При этом в состав проекта помимо основных конструктивных и технологических решений следует выключать требования к устройству вспомогательных конструкций, подмостей, а также других временных сооружений, связанных с выполнением требований безопасности и охраны труда.
Все дефекты, обнаруженные в процессе производства работ и не учтенные проектом, должны быть отмечены, и о них должна быть поставлена в известность проектная организация, обязанная внести необходимые исправления и изменения в проект, согласовать эти изменения с заказчиком и сообщить строительной организации способы исправления обнаруженных дефектов. При организации ремонтных работ наряду с указаниями настоящих Правил в первую очередь необходимо руководствоваться:
Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;
Инструкцией по содержанию искусственных сооружений.
Кроме того, при выполнении отдельных видов ремонта надлежит соблюдать требования ряда других руководящих документов, на которые даны ссылки в соответствующих пунктах настоящих Правил.
1.2. Ремонт опор мостов и водопропускных труб должен производиться при обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения графика движения поездов. В тех случаях, когда для выполнения тех или иных работ требуется закрытие движения, продолжительность перерыва следует определять на основе детально разработанного графика. Длительность отдельных операций при этом должна быть установлена по Типовым технически обоснованным нормам времени на работы по текущему содержанию и ремонту земляного полотна и искусственных сооружений, а при отсутствии нормативов - по опытным данным или Сметным нормам и единичным расценкам на капитальный ремонт объектов железнодорожного транспорта (ЕРКР и т.д.). Продолжительность перерывов должна быть минимальной. По возможности следует использовать "окна", предусмотренные в графике движения для путевых ремонтных работ.
При необходимости ремонта нескольких мостов, расположенных на одном перегоне или участке, ремонтные работы следует спланировать так, чтобы на разных объектах их можно было осуществить в одно и то же "окно". На каждом объекте ремонт должен производиться в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительные работы необходимо выполнять в возможно большем объеме с тем, чтобы предельно уменьшить длительность основных работ, проводимых в "окно".
На время выполнения подготовительных, основных и заключительных работ по ремонту место работ должно быть ограждено соответствующими сигнальными знаками. При этом ограждение должно отвечать требованиям Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, а также Инструкции по сигнализации на железных дорогах.
1.3. В ходе выполнения ремонтных работ следует контролировать соблюдение требований проекта и оформление исполнительской документации (акты, журналы работ). Необходимо также проверять соответствие примененных материалов техническим условиям и стандартам, качество изготовления дополнительных деталей, элементов и осуществлять пооперационный контроль на всех этапах и стадиях технологического процесса.
Работами должен руководить мостовой мастер, а в сложных или особо ответственных случаях - начальник дистанции пути или его заместитель. При производстве работ специализированными организациями непосредственное руководство должен осуществлять ответственный работник данной организации, имеющий на это право по занимаемой должности и прошедший проверку на знание инструкций и правил, связанных с производством работ на действующих железнодорожных путях, а представитель дороги должен вести технический надзор за выполнением работ.
Работник, ведущий надзор (специально назначенный начальником дистанции пути или службы пути), обязан следить за качеством ремонта, соблюдением технологии производства работ, контролировать соблюдение всех правил и требований по обеспечению безопасности движения поездов и намеченного проектом режима эксплуатации моста в период работ. По окончании ремонта должна производиться приемка работ. Порядок приемки установлен Инструкцией по содержанию искусственных сооружений.
1.4. Ремонт опор и пролетных строений в зависимости от объема и сложности может производиться с привлечением специализированных ремонтно-строительных организаций. Надзор, в том числе контроль на всех основных этапах работ, и приемку работ должен производить Заказчик и дистанция пути (работники, специально назначенные начальником дистанции или службы пути).
Приемка законченных работ, выполнявшихся по проектам, должна производиться комиссиями, назначенными инстанциями, утвердившими проекты, и оформляться актами, утверждаемыми указанными инстанциями. Приемка работ производится на основании исполнительной документации, представляемой исполнителем работ.
1.5. При организации и проведении ремонта опор и водопропускных труб надлежит обеспечивать безопасные условия производства работ, исходя из общих положений, изложенных в главе 7 настоящих Правил, и руководствуясь требованиями действующих нормативных документов по охране труда.
1.6. В настоящих Правилах даны ссылки на руководящие документы и государственные стандарты, действующие на 1 января 1997 г. Все последующие изменения этих документов и стандартов при пользовании Правилами должны быть соответственно учтены.
2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕМОНТА ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
2.1.1. Для ремонта опор и труб следует применять конструкционные тяжелые бетоны со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м и классом прочности на сжатие, соответствующим ГОСТ 25192-82 и СНиП 2.05.03-84 (табл.21). Марки бетона по морозостойкости в зависимости от климатических условий зоны, где производится ремонт, расположения и вида конструкции следует принимать в соответствии с табл.22 и п.3.21, а марки бетона по водонепроницаемости элементов опор - п.3.22 СНиП 2.05.03-84.
2.1.2. Марки стали для арматуры железобетонных опор, устанавливаемой по расчету, в зависимости от условий ее работы и средней температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства следует принимать в соответствии с табл.29 п.3.33 СНиП 2.05.03-84. Арматурная сталь класса A-II марки В Ст5 пс2 допускается к применению в опорах мостов, если диаметр ее стержней, мм, не более:
20 - для элементов с арматурой, не рассчитываемой на выносливость;
16 - то же, рассчитываемой на выносливость.
В качестве конструктивной арматуры при всех условиях допускается применение арматурной стали классов A-I и A-II марок, указанных в табл.29 п.3.33 СНиП 2.05.03-84, а также арматурной проволоки по ГОСТ 6727-80 гладкой класса B-I и периодического профиля Вр-I.
2.1.3. Материалы для бетонов и приготовления бетонных смесей должны отвечать требованиям СНиП 3.06.04-91. При подборе составов бетона и выборе материалов можно использовать рекомендации Руководства по подбору составов тяжелого бетона.
2.2.1. Для ремонта защитного слоя железобетонных элементов мостов и труб применяются:
цементные бетоны и растворы обычные или с пластифицирующими и воздухововлекающими добавками;
полимерцементные бетоны и растворы на основе комбинированных или синтетических вяжущих - цемента и поливинилацетатной эмульсии, цемента и латекса СКС-65 и др.;
полимерные бетоны на основе эпоксидных смол ЭД-20 и ЭД-22.
2.2.2. Материалами для приготовления цементного раствора и бетона служат: портландцемент, пластифицированный портландцемент, гидрофобный портландцемент, сульфатостойкий портландцемент, портландцемент с умеренной экзотермией и портландцемент для производства асбестоцементных изделий марок 400 и 500.
Песок и щебень должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 8736-85. Наибольшая крупность щебня должна быть не больше одной трети толщины защитного слоя. Песок должен иметь модуль крупности 2,5. В бетон рекомендуется вводить порообразующие (газообразующие, воздухововлекающие) и пластифицирующие добавки. В качестве газообразующей добавки вводится, например, гидрофобизирующая жидкость ГКЖ-94 (в виде 50%-ной эмульсии). В качестве воздухововлекающей добавки рекомендуется использовать смолу нейтрализованную воздухововлекающую (СНВ). В северных условиях для климатических районов с температурой наиболее холодной пятидневки -40 °С и ниже введение добавок обязательно.
Для пластификации растворов и бетонов рекомендуется применять пластифицированный цемент или вводить в бетонную смесь сульфитно-спиртовую барду (ССБ).
Бетон, применяемый для восстановления защитного слоя и ремонта дефектных мест, должен изготовляться из бетонной смеси, обладающей достаточной пластичностью - осадкой конуса примерно 8-10 см. Бетонная смесь должна содержать несколько повышенное количество песка для облегчения бетонирования. Вместе с этим количество цемента должно быть минимальным для уменьшения усадки и не превышать 450 кг на 1 м бетона; желательно введение пластифицирующей добавки ССБ.
2.2.3. Материалами для полимерцементного и полимерного бетонов служат комбинированные связующие на основе: цемента и поливинилацетатной эмульсии ПВАЭ; цемента и латекса СКС-65ГП со стабилизатором ОП-7 или ОП-10; эпоксидной смолы с отвердителем и пластификатором; эпоксидно-тиоколового связующего с модификатором в виде сланцевого битума СБ.
Допускается применять также латексы типа СКС-30, СКС-50. В состав полимерного бетона на основе эпоксидной смолы вводится, кроме того, тонкомолотый наполнитель (до 20% по массе). Рекомендуемые составы растворов и бетонов приведены в табл.2.1-2.5.
Таблица 2.1. Состав полимерцементного раствора и бетона на основе поливинилацетатной эмульсии
Количество в частях | ||||
Компонент | по массе | по объему | ||
Раствор | Бетон | Раствор | Бетон | |
Цемент | 1 | 1 | 1 | 1 |
Песок | 0,35-1,25 | 1,0-1,5 | 0,4-1,4 | 1,25-1,7 |
Щебень | - | 2,5-2,0 | - | 2,1-1,8 |
Вода | 0,30-0,35 | 0,35-0,40 | 0,50-0,55 | 0,6-0,7 |
Поливинилацетатная эмульсия (с 50%-ным содержанием воды) | 0,25-0,30 | 0,25-0,30 | 0,45-0,50 | 0,45-0,50 |
Таблица 2.2. Состав полимерцементного раствора и бетона на основе латекса
СКС-65ГП
Количество в частях | ||||
Компонент | по массе | по объему | ||
Раствор | Бетон | Раствор | Бетон | |
Цемент | 1 | 1 | 1 | 1 |
Песок | 0,2-1,35 | 1,0-1,5 | 0,22-1,5 | 1,25-1,7 |
Щебень | - | 2,5-2,0 | - | 2,1-1,8 |
Вода | 0,20-0,25 | 0,20-0,25 | 0,35-0,45 | 0,35-0,45 |
Латекс СКС-65ГП (с 50%-ным содержанием воды) | 0,20-0,40 | 0,25-0,30 | 0,35-0,60 | 0,45-0,50 |
Таблица 2.3. Состав полимерного бетона без крупного заполнителя
| Количество по массе, %, в бетоне на основе смолы | |
ЭД-20 | ЭД-22 | |
Эпоксидные смолы | 9-11 | 8-10 |
Отвердитель (полиэтиленполиамин) | 1,1-1,3 | 0,9-1,2 |
Пластификатор (дибутилфталат) | - | 2,0-2,5 |
Растворитель (толуол) | 2,0-2,25 | 2,0-2,5 |
Мелкий песок (заполнитель) | 58-65 | 55-65 |
Тонкомолотый наполнитель (андезит, кварцевый песок, цемент) | 25-30 | 25-30 |
Таблица 2.4. Состав полимерного бетона с крупным заполнителем