Статус документа
Статус документа

     
РУКОВОДСТВО
ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ ДОРОЖНЫМ МАСТЕРОМ
(при содержании и ремонте автомобильных дорог)



РАЗРАБОТАНО специалистами ГП РОСДОРНИИ: канд. техн. наук В.А.Тихоновым, инженерами О.Б.Вороновой, М.Л.Ермаковым, Ю.Н.Розовым, A.M.Стрижевским, Е.Ю.Сухановой.

УТВЕРЖДЕНО Приказом Российского дорожного агентства от 16.06.2000 г. N 115-р


Настоящее "Руководство по производству работ дорожным мастером" определяет общие технологические принципы, последовательность и периодичность производства работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, выполняемых под руководством дорожного мастера.

1. Общие принципы производства работ

1.1. Проводимые работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог должны проводиться с учетом обеспечения безопасности и непрерывности движения.

1.2. Приоритеты очередности проведения работ выстраиваются следующим образом:

- производство работ по обеспечению безопасности движения и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, угрожающих безопасности движения и жизни людей;

- производство работ по исправлению дефектов, угрожающих сохранности дорог и сооружений на них;

- производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние проезжей части и обочин автомобильных дорог;

- производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние элементов обустройства;

- производство в нормативное состояние элементов водоотвода и земляного полотна;

- производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние искусственных сооружений;

- производство работ по приведению в нормативное состояние полосы отвода.

1.3. Работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог выполняются на основании ВСН 24-88.



2. Работы по обеспечению производства

     

     2.1. Проведение работ по обеспечению мастерского участка материально-техническими ресурсами (техникой, оборудованием, строительными и горюче-смазочными материалами)

2.1.1. Материалы и конструкции для производства работ дорожный мастер получает на основании заявок, подаваемых заблаговременно, до производства работ.

2.1.2. Доставка материалов и инструментов на место производства работ осуществляется автотранспортом, имеющимся в распоряжении мастерского участка, или по заявке дорожного мастера специализированными машинами дорожно-эксплуатационной организации.

2.1.3. На основании объемов, определяемых согласно плану производства работ, дорожный мастер ежемесячно составляет и передает в отдел снабжения заявки на обеспечение мастерского участка строительными и горюче-смазочными материалами, оборудованием и дорожно-строительной техникой.

2.1.4. Дорожный мастер определяет объем поставок и информирует главного инженера дорожно-эксплуатационной организации о выполнении графика поставок и потребности в обеспечении строительными материалами мастерского участка.

2.1.5. Дорожный мастер контролирует наличие сертификатов качества каждой партии используемых в работе строительных материалов и конструкций. Некачественные строительные материалы и материалы без соответствующих сертификатов не допускаются к использованию.

2.1.6. Распределение заготовленных материалов по объектам производится по распоряжению дорожного мастера в соответствии с проектом производства работ.

2.1.7. Площадки и базы для временного хранения строительных материалов очищаются от пыли, грязи, а зимой от снега до начала размещения на них строительных материалов и конструкций. Устройство площадок и баз временного хранения строительных материалов осуществляется под руководством дорожного мастера с соблюдением требований охраны окружающей среды.

2.1.8. Утери, хищения, а также передачу дорожного имущества дорожный мастер оформляет актами и представляет их начальнику дорожно-эксплуатационной организации с очередными сведениями о движении материалов.

2.1.9. Передачу дорожного имущества с участка на участок дорожный мастер производит согласно приказу начальника дорожно-эксплуатационной организации по накладной или акту за подписью сдавшего или принимающего.

     2.2. Технологическая связь при производстве работ

2.2.1. Дорожный мастер в процессе производства работ должен постоянно поддерживать связь по рации, мобильному телефону или технологической связи со старшими групп (звеньев) дорожных машин и бригадирами дорожных рабочих, а также с диспетчером дорожно-эксплуатационной организации.

2.2.2. Периодичность и продолжительность сеансов связи устанавливается дорожным мастером исходя из важности производственных задач.

2.2.3. Во время сеансов связи дорожный мастер уточняет адреса нахождения звеньев дорожных машин и бригад дорожных рабочих, степень выполнения заданий, корректирует задания, выясняет потребности в материалах и оборудовании для завершения работ.

     2.3. Техника безопасности при производстве работ

2.3.1. Перед началом производства работ дорожный мастер обязан убедиться в проведении инструктажа по технике безопасности всех работников, участвующих в данном виде работ, по журналу по технике безопасности. В случае отсутствия инструктажа у одного или нескольких работников дорожный мастер обязан перед началом работ провести инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и занести данные об его проведении в журнал.

2.3.3. Работы по содержанию и ремонту дорог и сооружений на них должны осуществляться только после расстановки знаков и других средств организации движения в местах производства дорожных работ. Расстановка средств организации движения и знаков осуществляется в соответствии с утвержденными и согласованными в органах ГИБДД схемами, которые дорожный мастер запрашивает у главного инженера дорожно-эксплуатационной организации.

2.3.4. При производстве работ дорожные рабочие и специалисты должны быть экипированы в жилеты желтого или оранжевого цвета, снабженные световозвращающими элементами.

3. Производство работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог
(Руководство по производству работ)

     

     3.1. Систематически выполняемые работы


Под руководством и контролем дорожного мастера выполняются следующие систематические работы по содержанию дорог:

  

     3.1.1. Поддержание полосы отвода в чистоте и порядке


- Дорожными рабочими по распоряжению, выдаваемому дорожным мастером на основании результатов ежедневного осмотра дороги, производится уборка мусора и посторонних предметов с придорожной полосы (на расстоянии не менее 30 метров от бровки земляного полотна), посторонние предметы и мусор собираются дорожными рабочими в автомобиль-самосвал и вывозятся в специально отведенные места.

- Предметы, представляющие опасность с точки зрения безопасности движения, должны быть убраны с полосы отвода в течение 3 часов с момента обнаружения, остальные - в течение суток.     

      3.1.2. Исправление и мелкий ремонт защитных и укрепительных устройств     

- Обнаруженные дефекты укрепления откосов земляного полотна, берм, водоотводных дамб и т.п. устраняются по указанию дорожного мастера дорожными рабочими в течение пяти суток с момента обнаружения путем укрепления откосов щебнем или каменными материалами.

- Распределение материала осуществляется вручную, экскаватором или планировщиком откосов.

- Уплотнение производят ручными трамбовками или виброплитами.

- О разрушении укреплений железобетонными плитами, сетками и т.п. дорожный мастер сообщает в письменной форме главному инженеру. Исправление выявленных дефектов укрепления железобетонными плитами, сетками и т.п. осуществляется дорожным мастером в соответствии с проектным решением, утвержденным главным инженером дорожно-эксплуатационной организации.

     3.1.3. Поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода


- На основании данных периодических осмотров (проводимых один раз в  квартал) дорожный мастер назначает работы по очистке от посторонних предметов и грунтовых отложений приемных колодцев дренажей, дренажных труб, водостоков по откосу, быстротоков, перепадов, кюветов и водоотводных канав.

- Посторонние предметы извлекаются и удаляются в установленные места складирования мусора и отходов.

- Грунтовые отложения удаляются гидросмывом или вручную.

3.1.4. Устранение мелких деформаций и повреждений проезжей части (заделка выбоин, просадок, размывов и пр.)

- Устранение отдельных дефектов покрытия (выбоин, проломов и просадок глубиной более 5 см, длиной дефекта более 15 см и шириной более 40 см) необходимо произвести в течение пяти суток с момента обнаружения повреждения при интенсивности движения по дороге более 3000 авт./сут, в течение семи суток - при интенсивности движения 1000-3000 авт./сут и в течение 10 суток - при интенсивности движения до 1000 авт./сут.

- При устранении выбоин и других аналогичных им повреждений на асфальтобетонном покрытии соблюдают общую технологическую последовательность, которая включает подготовку поврежденного места, приготовление, укладку и разравнивание ремонтных материалов (смесей), их уплотнение. В качестве ремонтных материалов используют горячие, теплые и холодные асфальтобетонные смеси, литой асфальтобетон, щебеночные и гравийные материалы, обработанные органическим вяжущим (горячим битумом или эмульсиями), влажные органоминеральные смеси.

- Ремонт асфальтобетонных покрытий с применением горячих асфальтобетонных смесей и щебеночных смесей, обработанных органическим вяжущим, производят при температуре воздуха не ниже +10 °С, литой асфальтобетон - при температуре не ниже -5 °С, влажные органоминеральные смеси при температуре не ниже -10 °С. Ремонтируемое место подготавливают в следующем порядке: границы выбоин оконтуривают отрезками прямых линий, пересекающимися под прямым углом, захватывая на 3-5 см неповрежденную часть покрытия; выбоины, близко отстоящие друг от друга, объединяют в одну общую карту; старый асфальтобетон удаляют по очерченному контуру, выбоину очищают и при необходимости просушивают; ее дно и стенки подгрунтовывают жидким битумом по норме 0,3-0,5 л/м, предварительно разогрев покрытие по периметру участка горелками форсуночного типа до 140-170 °С (рис.1 и 2).

Рис.1. Подготовка участка покрытия с одиночным дефектом к ремонту


Рис.2. Подготовка участка покрытия с несколькими дефектами к ремонту



- При использовании органоминеральных смесей тщательная очистка выбоин и подгрунтовка не требуются.

- После подготовки выбоину заполняют ремонтным материалом с учетом запаса на уплотнение (1,3 - для горячих асфальтобетонных смесей, 1,6 - для холодных асфальтобетонных смесей, 1,8 - для органоминеральных) (рис.3); при использовании литого асфальтобетона запас на уплотнение не предусматривается.


Рис.3. Заполнение выбоины ремонтным материалом с запасом на уплотнение



- При глубине выбоин до 5 см смесь укладывают и уплотняют одним слоем, более 5 см - в два слоя. Смесь в небольших, изолированных одна от другой выбоинах, уплотняют виброплитами, а значительные площади - катками с гладкими вальцами массой 4-10 т. Уплотнение проводят от краев к середине, при этом поверхность отремонтированных мест должна быть на уровне покрытия (рис.4).

Рис.4. Соотношение уровней покрытия после уплотнения



- При заделке выбоин глубиной более 5 см, когда удаляют не только верхний, но и нижний слой асфальтобетона, порядок работы не меняется. В нижний слой укладывают крупнозернистую смесь и уплотняют, затем укладывают и уплотняют мелкозернистую смесь в верхний слой. Температура смеси в момент укладки 140-160 °С. Если глубина выбоин до 8 см, а крупнозернистая смесь отсутствует, укладывают в два слоя мелкозернистую смесь. Песчаную смесь применяют только в верхнем слое.

- Литые асфальтобетонные смеси укладывают в текучем состоянии без дальнейшего уплотнения.

- Раковины, мелкие выбоины, отдельные очаги шелушения цементобетонных покрытий заделывают цементобетонными и полимербетонными смесями, а также смесями на жидком стекле.

- Цементобетонные смеси применяют, если можно закрыть движение на ремонтируемых участках в период набора бетоном необходимой прочности (до 7 суток). В отдельных случаях допускается применять асфальтобетонные смеси.

- Ремонт покрытия с помощью цементобетонных или асфальтобетонных смесей надо выполнять при температуре воздуха не ниже 5 °С. Полимербетонные смеси применяют при температуре воздуха не ниже 15 °С. Смеси укладывают на чистую сухую поверхность бетона (цементобетонные смеси укладывают на увлажненную поверхность). При ремонте цементобетонными и полимербетонными смесями, а также смесями на жидком промышленном стекле дополнительно очищают участки, где имеются битумные, топливные и другие пятна. Их удаляют механическим способом или выжиганием. Затем покрытие тщательно промывают водой и просушивают.

- Чтобы ускорить твердение бетона, при его приготовлении используют высокоактивные дорожные цементы марки не ниже 500, а также в воду затворения добавляют хлористый или азотнокислый кальций (до 2% массы цемента).

- Бетонную смесь укладывают с превышением над поверхностью покрытия на 3-4 см (рис.5). В зависимости от толщины слоя смесь уплотняют поверхностными вибраторами или виброрейками (для уплотнения песчаных цементобетонных смесей применяют поверхностные вибраторы с пригрузом 10-30 кг/см), глубинными вибраторами, а также в сочетании глубинной и поверхностной вибрацией (вначале глубинные, а потом поверхностные вибраторы).

Рис.5. Укладка бетонной смеси с учетом уплотнения



- Уход за свежеуложенным бетоном осуществляют так же, как и при новом строительстве цементобетонных покрытий.

- Разрушения в виде сколов кромок и углов плит, раковин и выбоин глубиной 5-15 см и шириной до 50 см можно ликвидировать с помощью быстротвердеющих мелкозернистых (песчаных) бетонов на жидком стекле. Стенки и дно выбоины за 15-20 мин до укладки бетонной смеси смазывают тонким слоем грунтовочного раствора, приготовленного из жидкого стекла и феррохромового шлака в соотношении 1:2 по объему. Готовую смесь укладывают, равномерно распределяя мастерками и деревянными гладилками на 3-4 см выше поверхности покрытия, затем уплотняют ручными или механическими трамбовками с прямоугольным башмаком (два-три удара по каждому следу) и заканчивают уплотнение виброплитой.

- Выполняя работы, следует учитывать сроки схватывания ремонтных составов. При температуре воздуха 15-20 °С схватывание смеси происходит через 15-20 мин после ее приготовления. Движение открывают через 5-7 ч.

- Ровность покрытия в местах ремонта контролируется трехметровой рейкой, устанавливаемой вдоль оси дороги в месте ремонта. Допустимый максимальный просвет под трехметровой рейкой в местах заделки выбоин и других повреждений не должен превышать 7 мм при допустимом уровне содержания, 5 мм - при среднем и 3 мм - при высоком (рис.6).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs