Настоящие Методические указания по организации и осуществлению государственного надзора при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом разработаны в соответствии с "Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 г. N 234, а также с учетом практического опыта организации и осуществления государственного надзора за обеспечением безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Методические указания устанавливают единые цели и принципы организации и осуществления государственного надзора, а также методы и формы надзора, соответствующие целям и принципам.
Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя к грузополучателю и включает в себя подготовку груза и транспортного средства к перевозке, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, транзитное хранение груза, перегрузку (перевалку) груза в пути следования, сопровождение и охрану груза в пути следования, подачу его грузополучателю и его выгрузку.
Под требованием обеспечения безопасности перевозки опасных грузов понимается весь комплекс требований (правил и норм) по безопасности перевозки опасных грузов, устройству, ремонту, эксплуатации технических систем, устройств, подвижного состава, подъездных путей, а также других требований, установление которых отнесено к компетенции органов Госгортехнадзора России.
Под понятием участников перевозки опасных грузов понимаются предприятия, организации, физические лица, осуществляющие подготовку опасных грузов и транспортных средств к перевозке, обеспечивающие погрузку (выгрузку) опасных грузов, оформление перевозочных документов, сопровождение и охрану опасных грузов в пути следование, а также обеспечивающие безопасное их транспортирование (грузоотправители, грузополучатели, транспортно-экспедиционные, охранные организации, железные дороги, отделения железных дорог и т.п.).
К поднадзорным предприятиям относятся юридические лица, осуществляющие погрузку (выгрузку) опасных грузов, оформление перевозочных документов, владельцы подвижного состава, предназначенного для перевозки опасных грузов, транспортно-экспедиционные фирмы, а также организации, осуществляющие охрану и сопровождение опасных грузов, не входящие в структуру железнодорожного транспорта, железные дороги и отделения железных дорог.
К поднадзорным объектам относятся структурные подразделения железных дорог и отделений железных дорог (станции, осуществляющие операции с опасными грузами, дистанции пути, вагонные депо, дистанции энергоснабжения, сигнализации и связи, промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов и т.п.), на промышленных предприятиях: цеха предприятий (железнодорожные, транспортные цеха, цеха налива, слива, пункты подготовки вагонов, сливоналивные эстакады, места погрузки и выгрузки опасных грузов и т.п.).
Кроме вышеуказанного, под надзором находятся вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов, железнодорожные пути и стрелочные переводы, другие сооружения, устройства железнодорожного транспорта, а также устройства, обеспечивающие безопасность перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом (ПОНАБ, ДИСК, устройства сигнализации и т.п.).
Государственный надзор за перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом в структуре Госгортехнадзора России осуществляет Отдел по надзору на железнодорожном транспорте через созданные территориальные органы Госгортехнадзора России (Управления округов и Управления Госгортехнадзора России - далее Управление округа), в составе которых находятся Отделы по надзору за перевозкой опасных грузов на соответствующей дороге (далее железнодорожный отдел).
Структуру территориальных органов, занимающихся надзором на железнодорожном транспорте, размещение железнодорожных Отделов и их численность определяет Госгортехнадзор России, исходя из объемов перевозки опасных грузов, количества поднадзорных предприятий и объектов, количества станций массовой погрузки особо опасных грузов и других критериев.
Железнодорожный отдел осуществляет свою надзорную деятельность на предприятиях и объектах, обслуживаемых одной из железных дорог России, располагается по месту расположения Управления железной дороги и структурно входит в состав соответствующего Управления округа Госгортехнадзора России (далее базовое Управление округа).
Начальник железнодорожного отдела, как правило, является заместителем начальника базового Управления округа и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с начальниками Управлений округов Госгортехнадзора России, на территории которых железнодорожный отдел осуществляет свою деятельность.
Государственный надзор и контроль, являясь неотъемлемой частью государственного регулирования безопасности перевозки опасных грузов, осуществляется посредством:
надзора за соблюдением требований безопасности при перевозке опасных грузов;
контроля за выполнением мероприятий по результатам расследований обстоятельств и причин инцидентов, аварий и случаев травмирования, а также контроля соблюдения порядка указанных расследований;
контроля за выполнением программ, планов и мероприятий, связанных с обеспечением безопасности перевозок опасных грузов;
контроля за выполнением условий действия лицензий;
контроля за соответствием требованиям правил, норм, стандартов соответствующих изделий, оборудования, подвижного состава и т.п.;
надзора за готовностью восстановительных и пожарных поездов железных дорог, других аварийно-спасательных служб к локализации и ликвидации аварий;
контроля за порядком подготовки и проверки знаний руководящих работников и персонала, непосредственно связанного с перевозкой опасных грузов.