Статус документа
Статус документа


РД 15-218-98

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ


 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

     

Дата введения 1998-08-01

ВНЕСЕНО Отделом по надзору на железнодорожном транспорте

УТВЕРЖДЕНО приказом Госгортехнадзора России от 6 июля 1998 года N 149

 1. Общие положения


Настоящие Методические указания по организации и осуществлению государственного надзора при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом разработаны в соответствии с "Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 г. N 234, а также с учетом практического опыта организации и осуществления государственного надзора за обеспечением безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

Методические указания устанавливают единые цели и принципы организации и осуществления государственного надзора, а также методы и формы надзора, соответствующие целям и принципам.

Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя к грузополучателю и включает в себя подготовку груза и транспортного средства к перевозке, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, транзитное хранение груза, перегрузку (перевалку) груза в пути следования, сопровождение и охрану груза в пути следования, подачу его грузополучателю и его выгрузку.

Под требованием обеспечения безопасности перевозки опасных грузов понимается весь комплекс требований (правил и норм) по безопасности перевозки опасных грузов, устройству, ремонту, эксплуатации технических систем, устройств, подвижного состава, подъездных путей, а также других требований, установление которых отнесено к компетенции органов Госгортехнадзора России.

Под понятием участников перевозки опасных грузов понимаются предприятия, организации, физические лица, осуществляющие подготовку опасных грузов и транспортных средств к перевозке, обеспечивающие погрузку (выгрузку) опасных грузов, оформление перевозочных документов, сопровождение и охрану опасных грузов в пути следование, а также обеспечивающие безопасное их транспортирование (грузоотправители, грузополучатели, транспортно-экспедиционные, охранные организации, железные дороги, отделения железных дорог и т.п.).

К поднадзорным предприятиям относятся юридические лица, осуществляющие погрузку (выгрузку) опасных грузов, оформление перевозочных документов, владельцы подвижного состава, предназначенного для перевозки опасных грузов, транспортно-экспедиционные фирмы, а также организации, осуществляющие охрану и сопровождение опасных грузов, не входящие в структуру железнодорожного транспорта, железные дороги и отделения железных дорог.

К поднадзорным объектам относятся структурные подразделения железных дорог и отделений железных дорог (станции, осуществляющие операции с опасными грузами, дистанции пути, вагонные депо, дистанции энергоснабжения, сигнализации и связи, промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов и т.п.), на промышленных предприятиях: цеха предприятий (железнодорожные, транспортные цеха, цеха налива, слива, пункты подготовки вагонов, сливоналивные эстакады, места погрузки и выгрузки опасных грузов и т.п.).

Кроме вышеуказанного, под надзором находятся вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов, железнодорожные пути и стрелочные переводы, другие сооружения, устройства железнодорожного транспорта, а также устройства, обеспечивающие безопасность перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом (ПОНАБ, ДИСК, устройства сигнализации и т.п.).

Государственный надзор за перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом в структуре Госгортехнадзора России осуществляет Отдел по надзору на железнодорожном транспорте через созданные территориальные органы Госгортехнадзора России (Управления округов и Управления Госгортехнадзора России - далее Управление округа), в составе которых находятся Отделы по надзору за перевозкой опасных грузов на соответствующей дороге (далее железнодорожный отдел).

Структуру территориальных органов, занимающихся надзором на железнодорожном транспорте, размещение железнодорожных Отделов и их численность определяет Госгортехнадзор России, исходя из объемов перевозки опасных грузов, количества поднадзорных предприятий и объектов, количества станций массовой погрузки особо опасных грузов и других критериев.

Железнодорожный отдел осуществляет свою надзорную деятельность на предприятиях и объектах, обслуживаемых одной из железных дорог России, располагается по месту расположения Управления железной дороги и структурно входит в состав соответствующего Управления округа Госгортехнадзора России (далее базовое Управление округа).

Начальник железнодорожного отдела, как правило, является заместителем начальника базового Управления округа и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с начальниками Управлений округов Госгортехнадзора России, на территории которых железнодорожный отдел осуществляет свою деятельность.

Государственный надзор и контроль, являясь неотъемлемой частью государственного регулирования безопасности перевозки опасных грузов, осуществляется посредством:

надзора за соблюдением требований безопасности при перевозке опасных грузов;

контроля за выполнением мероприятий по результатам расследований обстоятельств и причин инцидентов, аварий и случаев травмирования, а также контроля соблюдения порядка указанных расследований;

контроля за выполнением программ, планов и мероприятий, связанных с обеспечением безопасности перевозок опасных грузов;

контроля за выполнением условий действия лицензий;

контроля за соответствием требованиям правил, норм, стандартов соответствующих изделий, оборудования, подвижного состава и т.п.;

надзора за готовностью восстановительных и пожарных поездов железных дорог, других аварийно-спасательных служб к локализации и ликвидации аварий;

контроля за порядком подготовки и проверки знаний руководящих работников и персонала, непосредственно связанного с перевозкой опасных грузов.

2. Планирование работы железнодорожных отделов Управления округа (Управления) Госгортехнадзора России


Деятельность органов Госгортехнадзора России осуществляется на основе планирования и контроля за выполнением планируемых работ и мероприятий.

Годовые планы железнодорожного отдела составляются на основе годового плана работы Госгортехнадзора России, годового плана работы Управления округа (базового) и с учетом годовых планов работы Управлений округов на территории которых железнодорожный отдел осуществляет свою надзорную деятельность.

Годовой план работы железнодорожного отдела составляется в соответствии с разделами годового плана работы Управления округа, с учетом анализа состояния безопасности, аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах за истекший год, необходимости решения конкретных вопросов, связанных с обеспечением безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, других вопросов, которые необходимо решить в планируемом году.

При составлении годовых планов работы железнодорожных отделов необходимо учитывать, что Управления железных дорог, отделения железных дорог, решающие сортировочные станции на сети железных дорог, а также крупные промышленные предприятия, отгружающие опасные грузы в объеме свыше 1000 вагонов в месяц, вагоноремонтные предприятия, осуществляющие ремонт вагонов-цистерн (в полном объеме) предназначенных для перевозки опасных грузов, должны быть охвачены комплексными обследованиями не реже 1 раза в 2 года.

Периодичность обследования других поднадзорных предприятий и объектов устанавливает начальник железнодорожного отдела исходя из местных условий, штатной численности железнодорожного отдела, состояния безопасности перевозки опасных грузов на предприятии и объекте, анализа состояния аварийности и травматизма.

При этом необходимо учитывать, что каждое поднадзорное предприятие или объект должны обследоваться не реже 1 раза в 5 лет.

Годовой план работы железнодорожного отдела согласовывается с начальниками Управлений округов, на территории которых железнодорожный отдел осуществляет свою поднадзорную деятельность и утверждается начальником базового Управления за месяц до начала планируемого года.

На основе годового плана работы железнодорожного отдела составляется квартальный план работы, с целью уточнений сроков проведения запланированных мероприятий и их конкретизации, а также с учетом анализа текущего состояния безопасности, аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах.

Квартальный план работы утверждается начальником железнодорожного отдела за 15 дней до начала планируемого квартала.

3. Планирование работы государственных инспекторов


Работа государственных инспекторов осуществляется на основе месячных и квартальных планов работы в зависимости от характера работы и специализации инспектора.

Для равномерного охвата действенным государственным надзором всех поднадзорных предприятий и объектов начальник железнодорожного отдела или его заместитель разрабатывают и утверждают, для каждого государственного инспектора, годовой план-график проведения обследований (проверок).

Месячный или квартальный план работы инспектора составляется на основе квартального плана работы железнодорожного отдела, утвержденных графиков обследований предприятий и объектов, а также с учетом текущего состояния безопасности, аварийности и травматизма, и утверждается начальником железнодорожного отдела.

В планах работы государственного инспектора, утверждаемых начальником железнодорожного отдела должны отражаться вопросы контроля за выполнением ранее выданных предписаний, контроля за выполнением мероприятий по улучшению технической безопасности поднадзорных производств и объектов, контроля за выполнением мероприятий, по результатам расследования аварий и случаев травматизма, контроля за выполнением условий действия лицензий.

В планах работы железнодорожного отдела и государственных инспекторов необходимо предусматривать резерв для выполнения внеплановых работ, расследование аварий и случаев травматизма, а также для выполнения анализов, составление справок, обобщения результатов проверок и повышения квалификации.

При составлении планов работы государственных инспекторов, а также годовых планов-графиков проведения обследований (проверок) поднадзорных предприятий и объектов необходимо исходить из того, что государственный инспектор должен проводить на поднадзорных предприятиях и объектах 70% рабочего времени.

Это время складывается из времени следования инспектора на предприятие или объект и времени нахождения на предприятии с момента прибытия до момента выезда.

Также при составлении месячных и квартальных планов работы государственного инспектора необходимо учитывать, что ежегодно должны обследоваться места массовой погрузки (выгрузки) нефтепродуктов и станции их примыкания, места погрузки (выгрузки) опасных грузов I; II; VI классов опасности по ГОСТ 19433-88, пункты подготовки вагонов-цистерн под погрузку, сортировочные и участковые станции с большим объемом переработки вагонов.

 4. Контроль за выполнением планов работы железнодорожных отделов Управлений округов (Управлений) и государственных инспекторов


Контроль за выполнением годовых планов работы железнодорожных отделов осуществляется: начальником Управления округа, утвердившим план работы, начальником железнодорожного отдела.

Контроль за выполнением квартальных планов работы железнодорожного отдела, квартальных и месячных планов работы государственных инспекторов осуществляет начальник Отдела или заместитель начальника Управления округа, курирующий данное направление надзора.

Порядок представления материалов о ходе выполнения годового плана работы железнодорожного отдела и периодичность их представления в Управление округа устанавливает начальник Управления округа.

Рассмотрение хода выполнения планов работы железнодорожного отдела и отчеты государственных инспекторов о ходе выполнения месячных и квартальных планов проводится на ежемесячных совещаниях в железнодорожном отделе.

Порядок отчета инспекторов осуществляющих надзор на значительном отдалении от базового Управления округа (Приамурский округ (Сахалинская железная дорога, БАМ), Читинский округ, Иркутский (Северобайкальское отделение дороги, Братское отделение дороги), Северо-Западный (Калининградская железная дорога, Мурманское отделение) и др.) устанавливает начальник Управления округа по представлению начальника Отдела.

Изменения и дополнения в годовой план работы железнодорожного отдела вносятся по представлению начальника железнодорожного отдела и при необходимости согласовываются с начальниками Управлений округов, на территории которых Отдел осуществляет свою деятельность.

Решения о внесении изменений и дополнений в годовой план работы железнодорожного отдела принимает должностное лицо, утвердившее соответствующий план.

5. Организация и осуществление надзорной деятельности

5.1. Общие положения


Основой организации и осуществления надзорной деятельности являются систематические обследования (проверки) состояния безопасности подконтрольных предприятий, производств, объектов и работ.

Результаты обследований (проверок) должны позволять охарактеризовать состояние безопасности перевозок опасных грузов, технологической дисциплины, уровень профилактической работы на предприятиях и объектах, эффективность работы лиц командного состава, работников ведомственного контроля, уровень подготовленности специалистов и персонала, связанного с перевозкой опасных грузов, других вопросов, связанных с обеспечением безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.

При проведении обследований и проверок должны вскрываться не только нарушения Правил и норм безопасности, но и причины и условия, приводящие к этим нарушениям, а также недостатки работы служб ведомственного контроля на предприятиях.

При обследованиях (проверках) должностные лица органов Госгортехнадзора России должны строго руководствоваться Положением о Госгортехнадзоре России, требованиями соответствующих норм и правил безопасности, а также Перечнем прав должностных лиц системы Госгортехнадзора России, утвержденных Госгортехнадзором России 26.04.93 г.

При работе с документами, сведениями, технологической и другой информацией, содержащей государственную, военную или коммерческую тайну, органы Госгортехнадзора России должны строго руководствоваться действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации по этим вопросам, а также соответствующими руководящими документами Госгортехнадзора России.

5.2. Виды обследований


При проведении контрольно-профилактической и надзорной деятельности применяются следующие виды обследований: комплексное, целевое, оперативное.

5.3. Комплексное обследование


Целью проведения комплексного обследования является детальная проверка выполнения руководителями и персоналом предприятия или организации требований правил и норм безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

При комплексном обследовании проверяют профилактическую работу служб, отделов, их взаимодействие между собой, компетентность специалистов и работников, непосредственно связанных с вопросами обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов, а также организаторскую и координационную работу руководителей по вопросам обеспечения безопасности и работу служб ведомственного контроля.

Комплексное обследование, в зависимости от его сложности, а также от состояния аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах, должно проводиться не реже одного раза в 1-3 года.

Продолжительность такого обследования должна составлять от 7 до 15 дней.

Комплексному обследованию, как правило, подлежат: управления и отделения железных дорог, транспортные компании, крупные предприятия, фирмы и другие организации, занимающиеся или участвующие в процессе перевозки опасных грузов.

Перечень таких предприятий определяется заместителем начальника округа, ведущим вопросы перевозок опасных грузов, или начальником железнодорожного отдела Управления округа. Ими же возглавляются комиссии по проведению комплексного обследования.

При необходимости, для проведения комплексного обследования в состав комиссии, кроме инспекторов по надзору на железнодорожном транспорте, могут быть включены инспектора других видов надзора, а также работники прокуратуры, пожарного надзора, санэпиднадзора, гражданской обороны и другие специалисты.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs