Статус документа
Статус документа

РД 09-414-01

     

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ     


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ



Дата введения 2001-09-01


ВНЕСЕНО Управлением по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

УТВЕРЖДЕНЫ Госгортехнадзором России приказ от 30.07.2001 N 101

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное приказом Госгортехнадзора России от 21.11.2002 N 191

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту офицальной рассылки

Разделы, пункты, таблицы в которые внесены изменения, отмечены в настоящем документе (К)

     

1. (К) Введение


Настоящие Методические рекомендации по организации надзорной и контрольной деятельности на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (далее по тексту - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Госгортехнадзоре России, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841, и Концепцией совершенствования системы Госгортехнадзора России в условиях реформирования экономики, исходя из положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", одобренной коллегией Госгортехнадзора России 16.12.97, а также с учетом Положения о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России, утвержденного и введенного в действие приказом Госгортехнадзора России от 26.04.2000 N 50.

Методические рекомендации устанавливают порядок организации и проведения надзорной и контрольной деятельности отделов химического надзора территориальных органов на предприятиях химических отраслей промышленности.

Введенные в Методические рекомендации требования согласуются с результатами проводимого рядом территориальных органов эксперимента по организации надзорной деятельности в условиях реформирования промышленности.

В Методических рекомендациях отражены вопросы надзорной деятельности, касающиеся специфики химического надзора.

2. Общие положения


Государственный надзор на предприятиях химических отраслей промышленности является комплексным и осуществляется на всех этапах жизненного цикла, в том числе на стадиях создания, строительства, эксплуатации и ликвидации опасных производственных объектов.

При организации комплексного надзора устанавливается взаимосвязь отделов химического надзора, проектно-конструкторских отделов, отделов по надзору за изготовлением оборудования и Управления по надзору химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Главной задачей химического надзора является предупреждение аварий, травматизма и возможных негативных воздействий взрывопожароопасных и химически опасных производств на население и окружающую среду.

Решение этой задачи должно осуществляться путем активного систематического воздействия химического надзора на совершенствование и повышение эффективности систем управления (производственного контроля) промышленной безопасностью на подконтрольных предприятиях.

Нормативно-правовой основой надзорной и контрольной деятельности территориальных органов Госгортехнадзора России являются законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Госгортехнадзора России, правила, нормы, инструкции, утвержденные Госгортехнадзором России.

Химический надзор распространяется на предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, лесохимической, медицинской, микробиологической, пищевой промышленности, по производству минеральных удобрений, а также на предприятия, эксплуатирующие общехимические производства оборонной промышленности, гидротехнические сооружения, аммиачные холодильные установки, объекты водоподготовки, нефтепродуктообеспечения и другие химически опасные производственные объекты.

Контроль осуществляется на действующих, строящихся и реконструируемых объектах указанных отраслей независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Перечень объектов приведен в приложении 1.

3. (К) Основные направления организации надзорной и контрольной
деятельности на предприятиях химических отраслей промышленности
и других взрывопожароопасных и химически опасных объектах


С учетом потенциальной опасности объектов, а также эффективности действия системы управления промышленной безопасностью, в том числе производственного контроля, все подконтрольные объекты разделяются на три группы:

I группа - объекты, на которых возможны аварии, негативное воздействие которых выходит за пределы территории предприятия и его санитарной зоны, а также групповое травмирование производственного персонала.

К этой группе относятся предприятия основного химического профиля, а также другие опасные производственные объекты, подлежащие обязательному декларированию.

II группа - объекты, не относящиеся к I группе, на которых, однако, при аварии возможно распространение поражающих факторов за границы опасного производственного объекта, а также объекты с низким уровнем эффективности системы управления промышленной безопасностью (производственного контроля).

III группа - опасные производственные объекты, не относящиеся к двум первым группам.

Распределение объектов по группам (перечень объектов по группам) производится начальником отдела химнадзора территориального органа с учетом выводов и предложений, содержащихся в аналитических отчетах инспекторов, и утверждается начальником управления округа или его заместителем.

Такое разделение на группы позволит правильно распределить силы и время, сосредоточить внимание на наиболее важных и опасных объектах.

Указанные перечни ежегодно пересматриваются, и с учетом изменения состояния промышленной безопасности на объектах возможен перевод их из II группы в III и наоборот.

Инспекторами химического надзора при планировании работы учитывается информация, поступившая от инспекторов, осуществляющих контроль за проектированием опасных производственных объектов и применением технических устройств на них.

Обмен информацией между указанными подразделениями необходимо сделать более активным и эффективным. Важность аналитической составляющей надзорной работы очевидна.

(К) Планирование надзорной деятельности


Планирование работы химических отделов, государственных инспекторов осуществляется в соответствии с руководящими документами, устанавливающими требования по планированию и отчетности.

Организация контрольной и надзорной деятельности осуществляется в соответствии с планами, составленными с учетом фактического состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, планов и мероприятий Госгортехнадзора России, Управления по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также управления округа и отдела химического надзора, которые должны предусматривать:

обобщение и анализ причин аварийности и травматизма, нарушений правил безопасности, выявленных при обследованиях опасных производственных объектов, отчетов поднадзорных предприятий по итогам работы за год, представляемых в соответствии с Правилами организации  осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

организационно-методическую работу;

проведение комплексных и целевых обследований конкретных подконтрольных объектов;

осуществление контроля за выполнением выданных предписаний и мероприятий, а также программ по приведению действующих производств и объектов в соответствие с требованиями правил и норм безопасности;

подготовку и рассмотрение на заседаниях Совета управления округа и технических совещаниях отдела наиболее актуальных вопросов обеспечения безопасной эксплуатации объектов с участием руководителей и ведущих специалистов предприятий;

рассмотрение проектно-конструкторскими отделами технологических процессов, проектной документации на строящиеся и реконструируемые объекты;

организацию предварительного надзора в ходе строительства объектов и выполнения строительно-монтажных работ;

проверки деятельности отделов и инспекторов;

работу по подготовке и повышению квалификации инспекторского состава;

участие в проведении активов, совещаний и других мероприятий по вопросам промышленной безопасности на предприятиях.

Планирование и осуществление надзорной деятельности должны проводиться с учетом возможных негативных последствий при авариях, а также характерных факторов опасности на каждом опасном производственном объекте.

Анализ состояния промышленной безопасности на подконтрольных объектах представляется инспекторами в ежегодных аналитических отчетах, составляемых ими в соответствии с Положением об отчетности по надзорной и разрешительной деятельности в системе Госгортехнадзора России.

Действующие в системе химического надзора традиционные формы и методы контроля (комплексные, целевые, оперативные проверки) должны быть сохранены, но могут видоизменяться с учетом опасности объектов и отнесения их к определенной группе опасности.

Виды обследований, их организация и задачи


В практике надзорной деятельности принято три вида обследований: комплексные, целевые и оперативные.

С учетом переноса акцента на функционирование системы управления промышленной безопасностью основной формой является проведение комплексных и целевых обследований, которые позволяют глубоко проанализировать состояние факторов опасности.

Комплексные обследования предприятий предусматривают детальную проверку деятельности организаций и предприятий, связанных с разработкой проектной и конструкторской документации, изготовлением оборудования, а также эксплуатацией производств и объектов, в том числе проверку основных факторов, определяющих состояние технической безопасности и уровень профилактической работы всех звеньев производственного персонала, служб и руководителей предприятий по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.

На крупных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях с большим числом различных производств комплексному обследованию могут подвергаться основные, наиболее опасные производства и объекты (заводы) в объеме, позволяющем установить состояние промышленной безопасности в целом по предприятию.

При проверках дается комплексная оценка эффективности систем управления промышленной безопасности.

Периодичность и сроки проведения комплексных обследований определяются территориальными органами с учетом распределения объектов по группам потенциальной опасности.

Целевые обследования предусматривают глубокие проверки состояния отдельных вопросов, определяющих уровень безопасности производств и объектов, и направлены на своевременное выявление и устранение характерных для предприятия опасностей и отрицательных тенденций, проявление которых может явиться причиной аварий и несчастных случаев, определение роли службы производственного контроля и других технических подразделений предприятия в обеспечении промышленной безопасности в соответствии с разработанными положениями о системе управления промышленной безопасностью и производственном контроле.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».