РД 09-414-01
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Дата введения 2001-09-01
ВНЕСЕНО Управлением по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
УТВЕРЖДЕНЫ Госгортехнадзором России приказ от 30.07.2001 N 101
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное приказом Госгортехнадзора России от 21.11.2002 N 191
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту офицальной рассылки
Разделы, пункты, таблицы в которые внесены изменения, отмечены в настоящем документе (К)
Настоящие Методические рекомендации по организации надзорной и контрольной деятельности на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (далее по тексту - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Госгортехнадзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841, и Концепцией совершенствования системы Госгортехнадзора России в условиях реформирования экономики, исходя из положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", одобренной коллегией Госгортехнадзора России 16.12.97, а также с учетом Положения о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России, утвержденного и введенного в действие приказом Госгортехнадзора России от 26.04.2000 N 50.
Методические рекомендации устанавливают порядок организации и проведения надзорной и контрольной деятельности отделов химического надзора территориальных органов на предприятиях химических отраслей промышленности.
Введенные в Методические рекомендации требования согласуются с результатами проводимого рядом территориальных органов эксперимента по организации надзорной деятельности в условиях реформирования промышленности.
В Методических рекомендациях отражены вопросы надзорной деятельности, касающиеся специфики химического надзора.
Государственный надзор на предприятиях химических отраслей промышленности является комплексным и осуществляется на всех этапах жизненного цикла, в том числе на стадиях создания, строительства, эксплуатации и ликвидации опасных производственных объектов.
При организации комплексного надзора устанавливается взаимосвязь отделов химического надзора, проектно-конструкторских отделов, отделов по надзору за изготовлением оборудования и Управления по надзору химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Главной задачей химического надзора является предупреждение аварий, травматизма и возможных негативных воздействий взрывопожароопасных и химически опасных производств на население и окружающую среду.
Решение этой задачи должно осуществляться путем активного систематического воздействия химического надзора на совершенствование и повышение эффективности систем управления (производственного контроля) промышленной безопасностью на подконтрольных предприятиях.
Нормативно-правовой основой надзорной и контрольной деятельности территориальных органов Госгортехнадзора России являются законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Госгортехнадзора России, правила, нормы, инструкции, утвержденные Госгортехнадзором России.
Химический надзор распространяется на предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, лесохимической, медицинской, микробиологической, пищевой промышленности, по производству минеральных удобрений, а также на предприятия, эксплуатирующие общехимические производства оборонной промышленности, гидротехнические сооружения, аммиачные холодильные установки, объекты водоподготовки, нефтепродуктообеспечения и другие химически опасные производственные объекты.
Контроль осуществляется на действующих, строящихся и реконструируемых объектах указанных отраслей независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Перечень объектов приведен в приложении 1.
С учетом потенциальной опасности объектов, а также эффективности действия системы управления промышленной безопасностью, в том числе производственного контроля, все подконтрольные объекты разделяются на три группы:
I группа - объекты, на которых возможны аварии, негативное воздействие которых выходит за пределы территории предприятия и его санитарной зоны, а также групповое травмирование производственного персонала.
К этой группе относятся предприятия основного химического профиля, а также другие опасные производственные объекты, подлежащие обязательному декларированию.
II группа - объекты, не относящиеся к I группе, на которых, однако, при аварии возможно распространение поражающих факторов за границы опасного производственного объекта, а также объекты с низким уровнем эффективности системы управления промышленной безопасностью (производственного контроля).
III группа - опасные производственные объекты, не относящиеся к двум первым группам.
Распределение объектов по группам (перечень объектов по группам) производится начальником отдела химнадзора территориального органа с учетом выводов и предложений, содержащихся в аналитических отчетах инспекторов, и утверждается начальником управления округа или его заместителем.
Такое разделение на группы позволит правильно распределить силы и время, сосредоточить внимание на наиболее важных и опасных объектах.
Указанные перечни ежегодно пересматриваются, и с учетом изменения состояния промышленной безопасности на объектах возможен перевод их из II группы в III и наоборот.
Инспекторами химического надзора при планировании работы учитывается информация, поступившая от инспекторов, осуществляющих контроль за проектированием опасных производственных объектов и применением технических устройств на них.
Обмен информацией между указанными подразделениями необходимо сделать более активным и эффективным. Важность аналитической составляющей надзорной работы очевидна.
Планирование работы химических отделов, государственных инспекторов осуществляется в соответствии с руководящими документами, устанавливающими требования по планированию и отчетности.
Организация контрольной и надзорной деятельности осуществляется в соответствии с планами, составленными с учетом фактического состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, планов и мероприятий Госгортехнадзора России, Управления по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также управления округа и отдела химического надзора, которые должны предусматривать:
обобщение и анализ причин аварийности и травматизма, нарушений правил безопасности, выявленных при обследованиях опасных производственных объектов, отчетов поднадзорных предприятий по итогам работы за год, представляемых в соответствии с Правилами организации осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
организационно-методическую работу;
проведение комплексных и целевых обследований конкретных подконтрольных объектов;
осуществление контроля за выполнением выданных предписаний и мероприятий, а также программ по приведению действующих производств и объектов в соответствие с требованиями правил и норм безопасности;
подготовку и рассмотрение на заседаниях Совета управления округа и технических совещаниях отдела наиболее актуальных вопросов обеспечения безопасной эксплуатации объектов с участием руководителей и ведущих специалистов предприятий;
рассмотрение проектно-конструкторскими отделами технологических процессов, проектной документации на строящиеся и реконструируемые объекты;
организацию предварительного надзора в ходе строительства объектов и выполнения строительно-монтажных работ;
проверки деятельности отделов и инспекторов;
работу по подготовке и повышению квалификации инспекторского состава;
участие в проведении активов, совещаний и других мероприятий по вопросам промышленной безопасности на предприятиях.
Планирование и осуществление надзорной деятельности должны проводиться с учетом возможных негативных последствий при авариях, а также характерных факторов опасности на каждом опасном производственном объекте.
Анализ состояния промышленной безопасности на подконтрольных объектах представляется инспекторами в ежегодных аналитических отчетах, составляемых ими в соответствии с Положением об отчетности по надзорной и разрешительной деятельности в системе Госгортехнадзора России.
Действующие в системе химического надзора традиционные формы и методы контроля (комплексные, целевые, оперативные проверки) должны быть сохранены, но могут видоизменяться с учетом опасности объектов и отнесения их к определенной группе опасности.
В практике надзорной деятельности принято три вида обследований: комплексные, целевые и оперативные.
С учетом переноса акцента на функционирование системы управления промышленной безопасностью основной формой является проведение комплексных и целевых обследований, которые позволяют глубоко проанализировать состояние факторов опасности.
Комплексные обследования предприятий предусматривают детальную проверку деятельности организаций и предприятий, связанных с разработкой проектной и конструкторской документации, изготовлением оборудования, а также эксплуатацией производств и объектов, в том числе проверку основных факторов, определяющих состояние технической безопасности и уровень профилактической работы всех звеньев производственного персонала, служб и руководителей предприятий по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.
На крупных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях с большим числом различных производств комплексному обследованию могут подвергаться основные, наиболее опасные производства и объекты (заводы) в объеме, позволяющем установить состояние промышленной безопасности в целом по предприятию.
При проверках дается комплексная оценка эффективности систем управления промышленной безопасности.
Периодичность и сроки проведения комплексных обследований определяются территориальными органами с учетом распределения объектов по группам потенциальной опасности.
Целевые обследования предусматривают глубокие проверки состояния отдельных вопросов, определяющих уровень безопасности производств и объектов, и направлены на своевременное выявление и устранение характерных для предприятия опасностей и отрицательных тенденций, проявление которых может явиться причиной аварий и несчастных случаев, определение роли службы производственного контроля и других технических подразделений предприятия в обеспечении промышленной безопасности в соответствии с разработанными положениями о системе управления промышленной безопасностью и производственном контроле.