РД-05-188-98
УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СОСТОЯНИЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Дата введения 1998-03-01
РАЗРАБОТАНЫ и внесены Управлением по надзору в угольной промышленности
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госгортехнадзора России N 54 от 17.03.98
1.1. Настоящие указания разработаны в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 234 от 18.02.93.
Указания устанавливают требования к организации и порядку осуществления надзорной деятельности органами Госгортехнадзора России на подконтрольных предприятиях (объектах) угольной промышленности*.
________________
* См. приложение, далее - предприятия.
1.2. Надзорная деятельность работников органов Госгортехнадзора России осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами Российской Федерации и Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России. Главными направлениями деятельности работника органов Госгортехнадзора России являются предупреждение аварий и производственного травматизма, контроль за обеспечением безопасных условий труда и промышленной безопасности на предприятиях.
Работник органов Госгортехнадзора России несет ответственность за своевременное и правильное осуществление возложенных на него должностных обязанностей по осуществлению государственного надзора.
В процессе обследования предприятий (объектов), проверки технической документации, анализа травматизма, аварийности и нарушений правил безопасности работники органов Госгортехнадзора России должны выявлять причины необеспечения безопасных условий труда и промышленной безопасности, принимать меры по устранению этих причин в пределах предоставленных прав.
Работник органов Госгортехнадзора России обязан:
- осуществлять своевременный и тщательный надзор за выполнением действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам безопасности работ, постановлений Госгортехнадзора России, правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на поднадзорных предприятиях, производствах, объектах и в организациях, не допускать нарушений требований этих документов;
- контролировать выполнение на предприятиях мероприятий по обеспечению и улучшению безопасности работ;
- участвовать в проведении на предприятиях учебной, информационной и пропагандистской работы в области техники безопасности;
- принимать все зависящие от него меры по обеспечению выполнения нормативно - правовых актов Российской Федерации по вопросам безопасности работ, постановлений Госгортехнадзора России, указаний и приказов управления округа и районного горнотехнического отдела*, требований правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на предприятиях;
________________
* Далее - РГТО.
- предъявлять к руководителям и инженерно-техническим работникам предприятий необходимые требования, направленные на активизацию их работы по созданию безопасных условий труда и повышение персональной ответственности исполнителей за соблюдение требований правил безопасности, а также на выполнение профилактических работ по предупреждению аварий и несчастных случаев на угольных предприятиях России.
1.3. Работники территориальных органов Госгортехнадзора России должны постоянно поддерживать связь с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, информировать их о состоянии техники безопасности и вносить предложения по вопросам, относящимся к их компетенции.
1.4. Надзорная работа должна проводиться во взаимодействии с другими надзорными органами (Рострудинспекция, Пожарный надзор, Энергонадзор, прокуратура, налоговая инспекция и др.) и профсоюзными организациями.
Основными формами совместной работы с указанными организациями является обмен информацией, проведение: обследований предприятий; других мероприятий, в том числе совещаний специалистов (ИТР) и собраний трудящихся с рассмотрением вопросов состояния техники безопасности на предприятии; дней безопасности и смотров-конкурсов по технике безопасности. Эти формы работы должны максимально использоваться для пропагандистской и разъяснительной работы среди трудящихся по вопросам техники безопасности.
В необходимых случаях к решению отдельных вопросов надзорной деятельности могут привлекаться работники научно-исследовательских и проектных организаций, подразделений ВГСЧ. Рекомендуется практиковать совместные обследования предприятий с работниками службы профилактики ВГСЧ.
2.1. По решению территориального органа Госгортехнадзора России (территориального управления округа, управления, инспекции)*, в зависимости от сложности поднадзорных предприятий, расположения контролируемых объектов и особенностей осуществления контрольной деятельности, могут применяться следующие формы организации государственного надзора:
________________
* Далее - управление округа.
- индивидуальная - индивидуальное закрепление государственного инспектора (главного государственного инспектора)* за поднадзорным предприятием или группой предприятий (объектов);
________________
* Далее - инспектор.
- групповая - осуществление надзорной деятельности инспекторами в составе группы, без индивидуального закрепления за предприятиями (п.3.2);
- комбинированная - индивидуальное закрепление инспекторов за наиболее сложными или отдаленными предприятиями (объектами) с осуществлением надзора на других предприятиях (объектах) в составе группы.
2.2. На действующих, строящихся, реконструируемых и закрываемых предприятиях угольной промышленности основной формой работы инспекторов является надзор за соответствием ведения горных и других работ проектной и технологической документации планам развития горных работ, требованиям правил и норм по технике безопасности.
Обследования должны проводиться в различные рабочие смены, в том числе в вечернее и ночное время, в выходные дни, когда организуется работа предприятий по добыче угля, а также в дни и смены, когда осуществляются ремонтные работы.
Целесообразно проводить обследование в присутствии первого руководителя предприятия или лица, его замещающего.
2.3. Работники Управления по надзору в угольной промышленности Госгортехнадзора России осуществляют обследования состояния техники безопасности на предприятиях по поручению руководства Госгортехнадзора России или управления. С целью оценки качества и эффективности надзорной деятельности, осуществляемой в управлении округа или РГТО, такие обследования должны проводиться с участием инспектора, закрепленного за данным предприятием, начальника районного горнотехнического отдела или работников управления округа.
3.1. При индивидуальной форме организации оперативного надзора инспектор, закрепленный за предприятием, должен планировать и организовывать свою работу исходя из конкретного состояния техники безопасности, травматизма и аварийности на предприятии. Руководители управления округа и РГТО должны предоставлять инспекторам больше самостоятельности, не перегружать их работой, нехарактерной для закрепленного предприятия или специализации.
Рекомендуется периодически (раз в пять лет) перезакреплять инспекторов за предприятиями (объектами).
Наиболее квалифицированных и опытных специалистов следует закреплять за сложными предприятиями (объектами). Специалисты, вновь поступившие на должность инспектора, могут закрепляться за предприятиями после проведения совместной двухмесячной стажировки под руководством опытного инспектора.
При поступлении специалиста на работу инспектором не следует в течение пяти лет закреплять его за тем предприятием, на котором он работал до перехода в органы Госгортехнадзора России.
3.2. При групповой (комбинированной) форме организации оперативного надзора работа группы организуется по плану, утверждаемому начальником РГТО.
По распоряжению (приказу) начальника РГТО руководителем группы назначается наиболее квалифицированный, авторитетный специалист из числа инспекторов.
Руководитель группы обязан:
- распределять обязанности между членами группы, организовывать и проводить обследования на предприятиях;
- составлять план проверки предприятия, знакомить с ним инспекторов группы и руководителя предприятия;
- контролировать выполнение обследований установленных маршрутов и вести учет работы инспекторов;
- участвовать в обследовании предприятия и обобщать результаты проверки.
Обязанности руководителя группы должны быть отражены в его должностной инструкции.
Рекомендуется определить специализацию среди инспекторов, входящих в состав группы, по основным вопросам техники безопасности: очистные работы, подземный транспорт, противоаварийная готовность предприятия, проветривание и пылегазовый режим и т.д. Специализация инспекторов, входящих в состав группы, определяется начальником РГТО. Обязанности инспекторов по их специализации приведены в п.3.3.
По решению руководства управления округа может быть введено кураторство инспекторов группы за предприятиями.
3.3. Решением начальника управления округа, исходя из особенностей поднадзорных предприятий, в РГТО создается группа инспекторов - специалистов (электромеханик, маркшейдер, специалист по пылегазовому режиму и проветриванию, по взрывным работам, по противопожарной защите и др.). К работе такой группы могут привлекаться соответствующие специалисты управления округа.
По своей специализации инспектор обязан:
- изучать специальную техническую литературу, информацию о результатах прогрессивных научно-исследовательских работ и нормативные документы;
- обобщать состояние дел по специализации на предприятиях, поднадзорных РГТО;
- анализировать причины аварий, несчастных случаев, выявленных нарушений правил безопасности по вопросам специализации;
- контролировать выполнение предписаний районного горнотехнического отдела и управления округа;
- оценивать деятельность руководителей и специалистов предприятий по вопросам техники безопасности;
- готовить предложения, справки, письма и отчеты;
- взаимодействовать со средствами массовой информации, выступать с лекциями и беседами по вопросам состояния техники безопасности на предприятиях.
Инспектор-специалист должен оказывать методическую помощь инспекторам РГТО в пределах своей специализации. Обязанности инспектора по вопросам специализации вносятся в его должностную инструкцию.
При назначении на должности инспекторов-специалистов следует учитывать их специальность, квалификацию и опыт работы.
Инспектора-специалисты принимают участие в проведении комплексных и целевых обследований предприятий, а также возглавляют целевые проверки, проводимые по вопросам их специализации. На проведение комплексных и целевых обследований инспектора-специалисты должны затрачивать не менее половины своего рабочего времени.
3.4. При наличии в РГТО двух и более инспекторов-электромехаников один из них распоряжением начальника РГТО назначается старшим. Между ними должно быть произведено распределение обязанностей по вопросам специализации в электромеханическом хозяйстве предприятий.
3.5. Инспектор-маркшейдер участвует в комплексных и целевых обследованиях, осуществляя надзор за состоянием на предприятиях всех видов маркшейдерских работ, связанных с безопасной и рациональной разработкой месторождений и охраной недр, а также осуществляет методическое руководство работой прикрепленных к предприятиям инспекторов в вопросах, касающихся его компетенции.
3.6. Инспектор, на которого в РГТО возложен надзор по вопросам хранения, использования и учета взрывчатых материалов, производит контроль за выполнением требований по безопасному ведению взрывных работ, сохранности ВМ и осуществлением мер по предупреждению аварий, производственных травм при взрывных работах и обращении со взрывчатыми веществами и средствами взрывания. Он по своей специализации осуществляет методическое руководство работой прикрепленных к предприятиям инспекторов РГТО.
3.7. В РГТО на время проведения комплексных и целевых проверок создаются группы инспекторов. Группа должна состоять из начальника РГТО или его заместителя, 3 - 4 инспекторов по специализации (электромеханик, маркшейдер, очистные работы, проветривание и пылегазовый режим, взрывные работы и пр.).
3.8. При РГТО и управлении округа могут создаваться группы внештатных инспекторов из числа наиболее опытных и авторитетных рабочих и специалистов предприятий.
3.9. Работники управления округа и РГТО должны оказывать конкретную практическую и методическую помощь инспекторам, посещать с ними места ведения горных работ и проверять техническую документацию, помогать им в устранении недостатков в надзорной работе и в более полном выявлении нарушений техники безопасности на предприятии.
3.10. Управление округа и РГТО должны осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации (печать, радио, телевидение) с целью информирования населения о состоянии промышленной безопасности на предприятиях, формирования общественной нетерпимости к фактам необеспечения безопасных условий труда, освещения своей надзорной деятельности. Координация мероприятий по взаимодействию со средствами массовой информации возлагается на руководство управления округа.
4.1. Очередной годовой план работы управления округа составляется с указанием исполнителей и сроков выполнения работ по кварталам. В необходимых случаях, исходя из сложившегося положения с состоянием техники безопасности на предприятиях, указаний Госгортехнадзора России, в план работы вносятся изменения и дополнения.
В годовые планы в обязательном порядке должны включаться:
- мероприятия, предусмотренные планом работы Госгортехнадзора России;
- проверки выполнения приказов и постановлений Госгортехнадзора России;
- анализ состояния работы по подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, формированию резерва;
- комплексные и целевые обследования состояния техники безопасности на предприятиях, которые будут возглавляться руководящими работниками управления округа;
- анализ состояния техники безопасности, производственного травматизма, аварийности, надзорной работы и разработка мер по устранению имеющихся недостатков;
- отчеты руководителей предприятий (организаций);
- участие в мероприятиях, проводимых совместно с другими организациями по вопросам обеспечения и улучшения безопасности работ;