МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ ИНДЕКСОВ ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ ДЛЯ ПОДРЯДНЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ письмом Минстроя России от 13.11.96 N ВБ-2б/12-367*
_____________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать письмом Минстроя России от 13.11.96 N ВБ-26/12-367. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и предназначены для определения размера текущих (прогнозных) индексов стоимости, цен, затрат по строительно-монтажным работам*.
________________
* В дальнейшем именуются "индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ" или "индексы"
Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве - это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих.
Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой.
Индексы могут использоваться как при определении стоимости строительства на отдельных этапах инвестиционного процесса, так и при расчетах между заказчиками и подрядными организациями за выполненные работы*.
________________
В Методических рекомендациях приведены три основных варианта расчетов индексов:
1. Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по объектам-представителям или по конкретным объектам в целом.
2. Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по видам работ на основе сборника УПБС ВР (укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ).
3. Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по видам работ на основе ресурсно-индексного метода с использованием ресурсно-технологических моделей (РТМ) на укрупненные виды работ.
1.1. Общие положения
Расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по объектам-представителям или по отдельным объектам осуществляется на базе ресурсно-технологических моделей (РТМ).
РТМ представляет собой унифицированный набор ресурсов, характеризующий их расход и размер затрат на производство строительно-монтажных работ по отдельному объекту или объекту-представителю.
Методы определения объемов ресурсов и другие вопросы построения РТМ излагаются в Методических рекомендациях по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) для объектов жилищно-гражданского назначения (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-346) и Методических рекомендациях по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) строительства зданий и сооружений производственного назначения (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-347).
Объемы применяемых материальных, трудовых ресурсов и времени использования строительных машин в РТМ являются фиксированными величинами. Умножая объемы применяемых материалов, изделий и конструкций, время использования строительных машин на зарегистрированные в текущем и базовом периодах цены, а объем трудозатрат - на удельные (на единицу трудозатрат) стоимостные показатели, определяем стоимость каждого ресурса, а по всей совокупности - стоимость строительно-монтажных работ в соответствующих периодах.
На основе приводимой стоимости показателей для анализируемого периода рассчитываются индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ по отношению к базисному уровню (на 01.01.91)*.
________________
* Допускается по согласованию сторон, заключивших договор (контракт) на капитальное строительство, применение сметно-нормативной базы, введенной в действие с 1 января 1984 г. ( в т.ч. ЭСН-84, ЕРЕР-84 и РМО-84).
1.2. Порядок определения затрат по оплате труда
Согласно действующему законодательству, подрядчик и заказчик вправе самостоятельно по согласованным расчетам определять в составе свободных (договорных) цен на строительную продукцию (работы, услуги) размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, с отнесением этих затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 и 01.07.95 N 661 и Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ (утвержденными Минстроем России 04.12.95 N БЕ-11-260/7 по согласованию с Минэкономикой России и Минфином России).
В соответствии с этими нормативными документами в состав затрат, включаемых в себестоимость по статье "Расходы на оплату труда рабочих" отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад), занятых непосредственно на строительных работах, исчисленные по принятым в строительной организации системам и формам оплаты труда.
По данной статье отражаются также расходы по оплате труда рабочих, осуществляющих перемещение строительных материалов и оборудования в пределах рабочей зоны, то есть от приобъектного (участкового) склада до места их укладки в дело.
В составе данной статьи не отражается оплата труда рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации, рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, рабочих, занятых на некапитальных работах (включая работы по возведению временных зданий и сооружений) и других работах, осуществляемых за счет накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объекта стройки к сдаче и другие), а также оплата труда рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе.
Порядок составления расчетов размера средств на оплату труда для учета в сметах и в свободных (договорных) ценах на строительную продукцию (работы, услуги) зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, наличия исходной информации в определенной строительно-монтажной организации, а также статистических данных.
Рекомендации по составлению таких расчетов приведены в прил.5 "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349).
1.3. Порядок определения затрат на эксплуатацию строительных машин
Затраты на эксплуатацию строительных машин определяются, исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых строительных машин (в маш.-ч) и соответствующей цены одного машино-часа их эксплуатации.
Потребность в строительных машинах может определяться:
на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на строительные машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными проекта организации строительства (ПОС), согласованного с подрядчиком;
по данным ПОС, согласованного с подрядчиком.
Порядок выделения и суммирования ресурсных показателей по строительным машинам приведен в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12).
Расчет стоимости затрат на строительные машины осуществляется:
в базисном уровне - по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);
в текущем (прогнозном) уровне - на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.
Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника. Эта информация может представляться по форме N 2-исх, предусмотренной в Методических рекомендациях по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР) и Методических рекомендациях по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР) (письма Госстроя России от 04.06.93 N 12-146 и от 05.11.93 N 12-275).
Текущий уровень сметных цен на соответствующий вид строительных машин может быть определен на основе базисного уровня цен, приведенных в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91), и индексов изменения стоимости эксплуатации строительных машин, рассчитанных исходя из данных о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин. При этом может быть использован как прямой счет (путем калькулирования), так и метод унифицированных ресурсно-технологических моделей (РТМ) по соответствующим группам строительных машин, в которых приводятся данные о потребности в материальных ресурсах (топливо, смазочные материалы, электроэнергия, запчасти, амортизация, затраты труда машинистов, а также о заработной плате рабочих, занятых на обслуживании и перебазировании машин, и другие статьи затрат), и базисная стоимость ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен на эти ресурсы.
Подрядным организациям, имеющим на своем балансе строительные машины, а также получающим их для работы из других организаций, рекомендуется вести на компьютерной основе и постоянно поддерживать в рабочем состоянии ведомости исходных данных о стоимости эксплуатации строительных машин. Эти ведомости могут вестись по форме таблицы СНиП 4.03-91. По каждой машине целесообразно определять стоимость по элементам затрат как в базисном, так и в текущем уровне цен, а также иметь расшифровку текущих индексов по составляющим элементам и с итоговыми данными эксплуатации одного машино-часа.
Аналогичные ведомости рекомендуется вести и в соответствующем регионе силами региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), которые могут передавать необходимую информацию пользователям на договорной основе.
1.4. Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов
Стоимость материальных ресурсов определяется исходя из нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м, м, т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса.
Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или в локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнения работ), с выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта, из приведенных далее.
Порядок выделения и суммирования ресурсных показателей приведен в Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом (письмо Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12). При этом рекомендуется использовать Сборники нормативных показателей расхода материалов и Сборники ресурсных сметных норм, введенные в действие в 1993-1996 гг. Минстроем России.
Расход материальных ресурсов может быть также определен, исходя из приведенного расхода материалов-представителей (ресурсов-представителей), как это предусмотрено при применении метода показателей на отдельные виды работ (ПВР) и укрупненных показателей базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР). Применение этого метода приведено в Методических рекомендациях по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР) и Методических рекомендациях по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР) (письма Госстроя России от 04.06.93 N 12-146 и от 05.11.93 N 12-275).
Итоговая стоимость затрат на материальные ресурсы исчисляется:
в базисном уровне - по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональным сборникам (каталогам) сметных цен, разработанным на местах (в регионах) в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые сметные нормы и цены в строительстве;
в текущем уровне - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций (с учетом транспортных, снабженческо-сбытовых надбавок, заготовительно-складских расходов). Можно использовать статистическую отчетность по форме 9-кс.
Определение текущих цен на материальные ресурсы по определенной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации.
Форма калькуляции стоимости (ведомости) текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции может быть различной. Рекомендуется составлять такую калькуляцию по элементам затрат (отпускная цена; заготовительно-складские расходы; транспортные расходы, снабженческо-сбытовые надбавки и др.).
Текущий уровень сметных цен на материальные ресурсы может быть определен и на основе базисного уровня сметных цен, приведенных в Сборнике сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональных сборниках (каталогах) сметных цен, с применением индексов изменения стоимости материалов, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на материальные ресурсы.
Подрядным строительно-монтажным организациям рекомендуется вести на компьютерной основе формирование и отслеживание текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции с составлением соответствующей ведомости по форме в зависимости от вида франко, а также от вида транспортной схемы: стройплощадка или промежуточное складирование. Во втором случае транспортные расходы могут быть разделены по двум графам: в одной показываются расходы от завода-изготовителя до склада подрядчика, в другой - от склада подрядчика до стройплощадки на каждый километр доставки.
На основе данных подрядных строительно-монтажных организаций и статотчетности по форме 9-кс о ценах на приобретенные строительные материалы, детали и конструкция в каждом регионе (республике в составе Российской Федерации, крае, области) для составления инвесторских смет рекомендуется силами РЦЦС разработать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих цен на материалы, изделия и конструкции по форме, удобной для пользователей.
В аналогичном порядке указанные ведомости могут составляться как для специализированного строительства, так и для отдельных крупных строек, по которым разрабатываются построечные цены.
1.5. Порядок определения накладных расходов
Начисление накладных расходов в текущем уровне цен осуществляется по нормам накладных расходов, применяемым согласно Методическим рекомендациям о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве (письмо Госстроя России от 18.10.93 N 12-248).
Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от фонда оплаты труда рабочих (занятых на основном производстве и эксплуатации строительных машин) в составе прямых затрат.
Нормы накладных расходов подразделяется на следующие виды:
укрупненные нормативы по основным видам строительства;
нормативы по видам строительных и монтажных работ;
индивидуальные нормы накладных расходов для конкретных строительных, монтажных и ремонтно-строительных организаций.
Рекомендуемые укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства.
Вид строительства | Размер в % от фонда оплаты труда рабочих |
Промышленное | 102 |
Жилищно-гражданское (без крупнопанельного и объемно-блочного жилищного строительства) | 106 |
Крупнопанельное и объемно-блочное жилищное строительство | 170 |
Сельскохозяйственное | 105 |
Транспортное | 97 |
Водохозяйственное | 93 |
Энергетическое | 104 |
Прочие отрасли | 100 |