МДС 81-30.2002
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Дата введения 2002-08-01
РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (И.И.Дмитренко, А.В.Карпов) и согласованы с Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России.
РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (редакционная комиссия в составе: Е.Е.Ермолаев - руководитель, В.Н.Маклаков, Г.П.Шпунт).
ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.08.2002 г. постановлением Госстроя России от 01.08.02 N 92.
ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для практического применения при определении стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог.
Временные методические указания по определению стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог (далее - Методические указания) подготовлены Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.
Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-методическими документами Минэкономразвития России, Минфина России, Госстроя России, Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.
Методические указания являются отраслевым документом, отражающим специфику дорожного хозяйства. В них изложен порядок определения стоимости работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и сооружений на них (далее - дорожные работы).
Методические указания следует применять в комплексе с другими нормативно-методическими документами Госстроя России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.
В Методических указаниях использованы законодательные акты Российской Федерации и нормативно-методические документы по ценообразованию в строительстве, действовавшие по состоянию на 01.06.2002 г.
Методические указания предназначены для определения стоимости финансируемых за счет (при участии) средств федерального бюджета дорожных работ в текущем и прогнозном уровне цен; для использования при составлении инвесторских смет; для определения стартовых цен при подготовке и проведении подрядных торгов, а также оплате работ, контракты на выполнение которых в соответствии с действующим законодательством заключались без проведения конкурса.
1.1. Цены на дорожные работы являются свободными (договорными). Основным направлением ценовой политики в дорожном хозяйстве является определение объективной стоимости (цены) выполняемых дорожных работ и обеспечение эффективного использования дорожных средств.
1.2. Работы, проводимые на сети автомобильных дорог общего пользования и финансируемые за счет средств федерального бюджета и территориальных дорожных фондов, являются работами, выполняемыми для государственных нужд. Их проведение должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим поставку товаров для государственных нужд.
1.3. Окончательная стоимость работ устанавливается по результатам торгов на их выполнение.
2.1. Нормативно-методическая база для определения стоимости дорожных работ состоит из нормативных и методических документов федеральных органов государственного управления, принятых в пределах их компетенции.
2.2. Порядок формирования системы ценообразования и сметного нормирования приведен в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94) (письмо Минстроя России от 29.12.94 N ВБ-12-276) и в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).
2.3. В связи с особенностями формирования федерального бюджета учет новых методических и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в области сметного ценообразования производится при формировании программы работ на финансовый год, следующий за годом введения документа.
2.4. Определение стоимости дорожных работ следует производить с использованием автоматизированных (компьютерных) систем. К использованию допускаются только программные комплексы, отвечающие соответствующим стандартам и прошедшие сертификацию Госстроя России. Целесообразно использование одинакового программного обеспечения всеми участниками инвестиционного процесса (инвестором, заказчиком, подрядчиком и проектной организацией).
3.1. Стоимость дорожных работ определяется на основании сметных расчетов (смет). Для определения сметной стоимости дорожных работ должна разрабатываться следующая документация: локальные и объектные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты (сметы) на отдельные виды работ или затрат; сводный сметный расчет и, при необходимости, сводка затрат.
3.2. Результаты расчетов по определению стоимости дорожных работ оформляются в соответствии с формами приложения 3 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).
3.3. Стоимость дорожных работ должна определяться в текущем (в ценах, действующих на момент расчета) уровне цен. При формировании программы дорожных работ на очередной финансовый год стоимость работ определяется в прогнозном (с учетом ожидаемого изменения цен на ресурсы) уровне цен. Конкретная дата расчета определяется заказчиком по согласованию с Росавтодором и указывается в задании на проектирование.
При составлении смет в текущем или прогнозном уровнях цен должны применяться ресурсный или ресурсно-индексный методы определения стоимости. Ресурсный метод является приоритетным.
3.4. При определении текущей (прогнозной) стоимости работ и исчислении потребности в ресурсах в натуральных измерителях, как правило, должны применяться утвержденные в установленном порядке Госстроем России Государственные элементные сметные нормы на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (ГЭСН). При отсутствии утвержденных ГЭСН допускается использование иных нормативных документов Госстроя России, утвержденных в установленном порядке.
3.5. Для контроля стоимости выполненных работ, а также для анализа ценовых процессов стоимость дорожных работ может также определяться в базисном (в ценах 1984, 1991 или 2001 г.) уровне цен.
При составлении сметной документации в базисном уровне цен действуют все применяемые в соответствующем периоде (кроме отмененных специальными документами Госстроя России) положения.
4.1. В состав компенсируемых затрат на оплату труда включаются только те ее расходы, которые в соответствии с действующими нормативными документами включаются в себестоимость работ по статье "Расходы на оплату труда рабочих".
4.2. Общая нормативно-расчетная база для определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на выполнение дорожных работ, методы определения размеров средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки приведены в Методических рекомендациях по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99).
4.3. Размер средств на оплату труда рабочих и механизаторов в текущем уровне цен определяется по следующей формуле
, (1)
где - величина средств на оплату труда в текущем уровне цен в составе прямых затрат, руб.;
- нормативный тарифный разряд, необходимый для выполнения работ;
- нормативная трудоемкость работ -го разряда, чел.-ч;
- среднемесячная оплата труда одного рабочего -го разряда на момент расчета, руб.;
t - среднемесячное количество рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе, ч;
- количество нормативных тарифных разрядов.
Расчет размера среднемесячной оплаты труда одного рабочего-строителя и механизатора 1-го разряда производится по формуле
, (2)
где - размер минимальной месячной тарифной ставки в соответствии с действующим "Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству", руб.;
- тарифный коэффициент к минимальной месячной тарифной ставке, установленный действующим "Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству";
- коэффициент дополнительной заработной платы, учитывающий доплаты стимулирующего и компенсационного характера (выплаты за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, совмещение профессий, премии, выплата вознаграждения за выслугу лет, оплата дополнительных отпусков, доплата за работу в тяжелых и вредных условиях, в ночное время, оплата работ в выходные и праздничные дни, сверхурочных работ, времени простоя не по вине работника, дней отдыха (отгула) за фактически проработанные часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени и др.), кроме надбавок, связанных с государственным региональным регулированием заработной платы (северные, высокогорные, безводные и т.п.), надбавок за разъездной (подвижной) характер работ и при выполнении работ вахтовым методом, которые включаются в расчет сметных затрат на оплату труда дополнительно;
- среднемесячный размер надбавок работникам за подвижной и разъездной характер работ, руб. Устанавливается в соответствии с постановлениями Минтруда России от 29.06.94 N 51 и от 15.06.95 N 31;
- среднемесячный размер надбавок работникам, выплачиваемых взамен суточных при выполнении работ вахтовым методом, руб.;
- среднемесячный размер надбавок, руб., связанных с районным регулированием оплаты труда (установленные федеральными органами государственного управления доплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, надбавки к заработной плате, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями).