ГОСТ 29205-91
Группа Д51
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Совместимость технических средств электромагнитная
РАДИОПОМЕХИ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОТ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Нормы и методы испытаний
Electromagnetic compatibility of technical means.
Man-made noise from electrical transport.
Limits and test methods
ОКСТУ 3102
Дата введения 1993-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации в области электромагнитной совместимости технических средств (ТК 30 ЭМС)
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 25.12.91 N 2114
Настоящий стандарт разработан методом прямого применения Общесоюзных норм 2-88
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
Вводная часть | |
2.3.6 | |
2.2 | |
2.1.1, 2.1.2, 2.1.5, 2.4 |
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ, ноябрь 2004 г.
Настоящий стандарт распространяется на электроподвижной состав (ЭПС) наземного городского и железнодорожного транспорта, тяговые подстанции, устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), контактные сети и линии продольного электроснабжения нетяговых потребителей.
Стандарт устанавливает нормы и методы испытаний индустриальных радиопомех (радиопомех) в полосе частот 0,15-300 МГц.
Стандарт не распространяется на высоковольтные линии электроснабжения тяговых подстанций.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения приведены в ГОСТ 14777.
Требования стандарта являются обязательными в области сертификации технических средств по параметрам ЭМС.
1.1. Квазипиковые значения напряженности поля радиопомех в децибелах относительно 1 мкВ/м, создаваемые источниками радиопомех, приведенными в таблице, не должны превышать значений, приведенных на чертеже. В полосе частот 0,15-30 МГц допустимые значения напряженности поля радиопомех () вычисляют по формулам:
- для кривой 1;
- для кривой 2;
- для кривой 3;
- для кривой 4,
где - частота измерений, МГц.
Источник радиопомех | Режимы работы | Полоса частот, | Номер кривой |
Электровоз | Установившиеся | 0,15-300 | 1 |
Пригородный электропоезд | Установившиеся | 0,15-300 | 2 |
Переходные | 0,15-30 | 4 | |
30-300 | 2 | ||
Электроподвижный состав городского электротранспорта | Установившиеся | 0,15-300 | 3 |
Переходные | 0,15-30 | 2 | |
30-300 | 3 | ||
Тяговая подстанция железнодорожного электротранспорта | - | 0,15-30 | 2 |
Тяговая подстанция городского электротранспорта | 3 | ||
Устройство СЦБ железнодорожного электротранспорта | - | 0,15-30 | 4 |
30-300 | 2 | ||
Устройство СЦБ городского электротранспорта | 0,15-30 | 2 | |
30-300 | 3 | ||
Контактная сеть и линия продольного электроснабжения нетяговых потребителей | 0,15-300 | 3 |
_______________
Допускается превышение значений, указанных на чертеже, в полосе частот 0,15-0,5 МГц не более чем на 10 дБ при проезде подвижным составом точек жесткого крепления контактного провода.
Допускается превышение значений, указанных на чертеже, не более чем на 10 дБ для электровозов мощностью 10000 кВт и более на отдельных частотах, указанных в технической документации на электровоз конкретного типа.
Допускается превышение значений, указанных на чертеже, не более чем на 10 дБ для контактных сетей, эксплуатируемых свыше одного года, на участках железных дорог вне населенных пунктов.
К электроподвижному составу отнесен подвижной состав, питающийся от контактной сети.
К линиям продольного электроснабжения нетяговых потребителей отнесены линии электроснабжения, подвешенные на опорах контактной сети.
1.2. В полосах частот, выделенных для служебной радиосвязи на железнодорожном транспорте, к ЭПС в технической документации устанавливают дополнительные требования по снижению уровней создаваемых ими радиопомех.
2.1. Общие положения
2.1.1. Испытания проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51320 и настоящего стандарта.
2.1.2. Порядок отбора образцов при приемочных, периодических и типовых испытаниях - по ГОСТ Р 51320.
2.1.3. Число серийно выпускаемых (импортируемых) устройств, представляемых на сертификационные испытания, должно составлять не менее:
2% образцов, но не менее трех образцов - при годовом выпуске (импорте), не превышающем 300 шт.;
пять образцов - при годовом выпуске (импорте), превышающем 300 шт.
2.1.4. Площадка для измерений радиопомех, создаваемых ЭПС, должна быть ровной, свободной от строений, деревьев, кустов, посторонних воздушных сетей и других предметов в радиусе не менее 25 м.
Техническое состояние рельсового пути и контактной сети должно соответствовать требованиям технической документации.
2.1.5. Испытательные участки, отвечающие требованиям ГОСТ Р 51320 и п.2.1.4 настоящего стандарта, не проверяют на отсутствие отражений.
2.1.6. При измерении радиопомех, создаваемых железнодорожными тяговыми подстанциями, контактной сетью или линиями продольного электроснабжения нетяговых потребителей, ЭПС должен находиться на расстоянии не менее 1,5 км от места измерений.
2.1.7. Во время дождя, снегопада, при наличии гололеда или изморози на проводах контактной сети и высоковольтных линиях измерения не проводят.
2.1.8. Скорость движения ЭПС при измерениях должна быть, км/ч:
городского электротранспорта от 30 до 40;
железнодорожного электротранспорта;
магистральных электровозов и пригородных электропоездов от 50 до 100;
промышленных электровозов по технической документации.
2.1.9. ЭПС испытывают в установившихся и переходных режимах работы и на стоянке при работе статических преобразователей и систем импульсного регулирования (при их наличии). Электровозы в режиме тяги испытывают при токах нагрузки тяговых двигателей не менее 300 А.
Примечания:
1. Под установившимися понимают режимы работы, при которых напряжение на тяговых двигателях ЭПС не регулируется: режим тяги (напряжение на двигатели подано), режим выбега (напряжение с двигателей снято).
2. Под переходными понимают режимы работы, при которых производят коммутации напряжения на тяговых двигателях ЭПС: пуск, электрическое торможение, сброс нагрузки.
2.1.10. Радиопомехи, создаваемые контактной сетью постоянного тока, измеряют по требованию Государственной инспекции электросвязи.
2.1.11. При приемочных, типовых и сертификационных испытаниях радиопомехи измеряют на частотах:
0,24; 1,0; 3,5; 10 МГц с отклонением ±10%;
30; 45; 90; 180 МГц с отклонением ±5 МГц (кроме тяговых подстанций);
300 МГц с отклонением ±20 МГц (кроме тяговых подстанций);
при периодических испытаниях и испытаниях в условиях эксплуатации - на частотах (0,24±0,02) МГц и (45±5) МГц, кроме тяговых подстанций.
При испытаниях тяговых подстанций в условиях эксплуатации радиопомехи измеряют на частоте (0,24±0,02) МГц.
Примечание. Испытания в условиях эксплуатации проводят при необходимости (например, при наличии жалоб).
2.2. Аппаратура
Измеритель радиопомех и антенны - по ГОСТ Р 51319.
2.3. Проведение измерений
2.3.1. В полосе частот 0,15-30 МГц измеряют магнитную составляющую напряженности поля радиопомех с помощью вертикально расположенной рамочной антенны, при этом нижнюю точку рамки располагают на высоте 1 м над землей.
2.3.2. В полосе частот 30-300 МГц измеряют горизонтальную электрическую составляющую напряженности поля радиопомех с помощью симметричного вибратора, центр симметрии которого располагают на высоте 3 м над землей. При испытаниях в условиях эксплуатации на железных дорогах измеряют также и вертикальную составляющую напряженности электрического поля.