Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий (далее - Методические рекомендации) предназначены для использования в деятельности дорожных организаций при решении задач выявления участков дорог общего пользования, характеризующихся повышенной вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), оценки степени опасности таких участков, диагностики дорожных условий, способствующих их возникновению, а также выбора и организации планирования эффективных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения при реализации программ дорожных работ.

1.2. Методические рекомендации направлены на реализацию основных положений Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в России", развивают и дополняют основные положения ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям безопасности движения", "Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", а также "Указаний по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" (ВСН 25-86) в части, касающейся выявления, ликвидации и предупреждения возникновения участков концентрации ДТП.

1.3. К участкам концентрации ДТП в настоящих Методических рекомендациях отнесены участки дорог с уровнем фактической аварийности, превышающим установленные критические значения, возникновению которых могли способствовать неблагоприятные дорожные условия.

1.4. К числу основных групп дорожных факторов, способствующих возникновению участков концентрации ДТП, относят следующие:

- наличие дефектов эксплуатационного состояния покрытия проезжей части и обочин, технических средств организации дорожного движения и инженерного оборудования дорог, снижающих безопасность дорожного движения;

- сложные сочетания геометрических элементов трассы, не обеспечивающие равномерный режим движения транспортных средств;

- недостаточное по сравнению с нормами расстояние видимости проезжей части и встречных автомобилей на кривых в плане и в продольном профиле;

- нарушение зрительной плавности трассы и ясности дальнейшего направления дороги;

- неудовлетворительный уровень содержания дорог;

- разделение, слияние и пересечение транспортных потоков на пересечениях и примыканиях дорог, на которых планировка и схемы организации движения не отвечают установленным требованиям;

- несоответствие параметров геометрических элементов трассы дороги состоянию покрытия и придорожной обстановке, способствующее значительному превышению безопасной скорости движения;

- отсутствие оборудованных пешеходных переходов в необходимых местах, способствующее неожиданному появлению пешеходов на проезжей части;

- отсутствие или дефекты инженерного оборудования на эксплуатируемых железнодорожных переездах, а также несоблюдение нормативных требований к расстоянию видимости приближающихся поездов;

- иные неблагоприятные факторы дорожных условий, способствующие возникновению ДТП, перечень которых представлен в "Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации".

Указанные факторы могут приводить к возникновению участков концентрации ДТП вследствие отклонения показателей технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог и дорожных сооружений от нормативных значений, допускаемых по условиям безопасности движения, особенно если воздействие этих факторов имеет длительный характер.

1.5. Для выявления участков концентрации ДТП на дорогах общего пользования применяются статистические методы, основанные на анализе распределения фактических данных о ДТП на рассматриваемой дорожной сети. Участки дорог, на которых относительные показатели аварийности за определенный период времени превышают установленный критический уровень, классифицируются как участки концентрации ДТП. Областью применения указанных методов являются дороги общего пользования, находящиеся в эксплуатации, на которых, в соответствии с действующими нормами, выполняется учет ДТП. Данные методы эффективны при наличии достоверной информации о ДТП за период не менее 3-х лет, а также налаженной системы учета интенсивности дорожного движения.

1.6. Назначение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП включает следующие последовательные этапы:

- выявление участков концентрации ДТП и оценку степени их опасности по условиям движения;

- диагностику участков концентрации ДТП и определение причин, способствующих их возникновению с оценкой роли дорожных условий;

- планирование мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

- назначение мероприятий, направленных на устранение неблагоприятных дорожных факторов в целях повышения безопасности движения на участках концентрации ДТП;

- оценку эффективности планируемых мероприятий с учетом расчетного снижения числа ДТП в результате их реализации и затрат на проведение мероприятий с целью назначения оптимального комплекса дорожных работ исходя из технико-экономических расчетов;

- реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с последующей оценкой их фактической эффективности.

1.7. К мероприятиям по повышению безопасности дорожного движения в настоящих Методических рекомендациях отнесены все виды дорожных работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, которые могут способствовать снижению аварийности на участках концентрации ДТП.

1.8. В Методических рекомендациях для инженерных расчетов в качестве базовых использованы следующие средние значения коэффициентов относительной аварийности (число ДТП на 1 млн. авт.-км), установленные для дорог общего пользования Российской Федерации:

автомобильные магистрали

-

0,20

многополосные дороги с

разделительной полосой

-

0,25

многополосные дороги без

разделительной полосы

-

0,29

двухполосные дороги

-

0,42