РД 31.3.3-97
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ
СООРУЖЕНИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Дата введения 1997-04-01
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" при участии АО "Ленморниипроект" и Дальневосточного научно-исследовательского проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ)
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Заместителем Министра Транспорта Российской Федерации В.Д.Левым. Письмо от 16.12.96 N ВЛ-6/445
2. ВВОДИТСЯ ВЗАМЕН РД 31.35.11-93
Введение
Настоящее Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта (далее Руководство) содержит методические рекомендации по осуществлению контроля технического состояния гидротехнических сооружений всех типов и назначений на предприятиях морского транспорта.
Перечень нормативно-технических документов, на которые в Руководстве делаются ссылки, представлен в приложении 2.
Определения использованных терминов даны в приложении 1.
1.1. В основе комплексной системы технического контроля гидротехнических сооружений морского транспорта (далее сооружений) лежат методики определения технического состояния и оценки износа сооружений, регламентируемые настоящим Руководством.
Указанными методиками устанавливаются:
- номенклатура качественных и количественных признаков, характеризующих техническое состояние объектов контроля;
- способы определения характеристик технического состояния;
- нормы характеристик технического состояния;
- средства контроля технического состояния;
- способы определения износа сооружений;
- способ определения объема контроля и форма алгоритма контроля;
- способы учета результатов контроля с целью ретроспективного анализа и прогнозирования изменений технического состояния.
1.2. Объектами технического контроля являются сооружения, процессы их проектирования, строительства, приемки и ввода в эксплуатацию, режимы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, а также соответствующая техническая документация.
Контроль при проектировании, строительстве и приемке сооружений в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 1.06.05-85, СНиП 3.01.04-87, СНиП 3.07.02-87, ВСН 34-86 Минтрансстроя.
Контроль средств навигационного оборудования судоходных каналов и портовых акваторий должен осуществляться при их техническом обслуживании в соответствии с РД 31.61.01-93.
1.3. Методики контроля технического состояния сооружений основаны на использовании стандартизованных средств диагностирования и неразрушающего контроля, освоенных и выпускаемых промышленностью. Использование нестандартизованных средств контроля следует осуществлять в порядке, установленном РД 31.3.4-97.
1.4. При комплексном обследовании сооружений в общем случае предусматривается выполнение следующих контрольных операций:
- проверка технической документации;
- инструментальный контроль (осмотр и замеры);
- испытания сооружений или отдельных конструкций и элементов.
Каждая из этих операций регламентируется соответствующей методикой. При этом методики визуального контроля носят рекомендательный характер и могут изменяться, уточняться и конкретизироваться исполнителями. Методики измерительного контроля и испытаний являются обязательными. Они также могут совершенствоваться с учетом требований ГОСТ 8.326-78 и ГОСТ 8.010-72, предусматривающих аттестацию указанных средств измерений и методик органами ведомственной метрологической службы.
2.1. Объем контроля при выполнении контрольно-инспекторских обследований сооружений в целях их освидетельствования должен определяться руководителем работ - инспектором организации-контролера в соответствии с рекомендациями настоящего Руководства.
2.2. Освидетельствование сооружений следует начинать с проверки технической документации с целью ретроспективного анализа изменения технического состояния сооружения и выявления факторов, способствующих этому изменению за время с предыдущего освидетельствования. Таким путем выявляются основные направления контроля, контролируемые элементы и конструкции, определяется предварительный объем отдельных осмотров и измерительного контроля.
2.3. Перечень проверяемой технической документации представлен в таблице П.4.1 приложения 4. Объем проверки зависит от категории освидетельствования (первичное, очередное, внеочередное).
2.4. По результатам проверки технической документации необходимо составить акт проверки (приложение 4), в котором следует отметить качество ведения технической документации и документально зарегистрированные изменения технического состояния сооружения за время с последнего освидетельствования. Акт проверки технической документации должен входить в состав отчета по результатам контроля.
2.5. После проверки технической документации следует провести рекогносцировочный осмотр сооружения, по результатам которого определить предварительный объем контроля. Для этих целей используются рис.2.1 и таблица 2.1, в которой приведены справочные данные по нормируемым признакам технического состояния (качественным и количественным) и рекомендованные методики контроля.
2.6. Определение предварительного объема контроля завершается составлением программы работ - алгоритма контроля. Этот документ является вторым обязательным приложением (после акта проверки технической документации ) к отчету по контролю. Он составляется инспектором по форме, приведенной в приложении 5. При этом учитываются назначение и тип сооружения, его техническое состояние и условия эксплуатации. Минимальный рекомендованный объем контроля при освидетельствовании сооружений различных типов приведен в таблице 2.2.
2.7. Алгоритм контроля составляется инспектором с полнотой и детальностью, необходимой и достаточной для самостоятельного выявления установленных характеристик технического состояния сооружения каждым из исполнителей. В алгоритме контроля перечисляются все контролируемые элементы, виды контроля, очередность и порядок выполнения операций контроля, положение контрольных точек, указываются методики и средства контроля.
2.8. Результаты обследований по каждой из контрольных операций сразу после ее завершения передаются исполнителем руководителю работ в письменном виде вместе с эскизами, схемами, чертежами, графиками и другими необходимыми пояснениями.
2.9. На основе анализа промежуточных результатов обследования руководитель работ должен осуществить корректировку алгоритма контроля, увеличивая или уменьшая объем контроля. Корректировка прилагается к основному документу в порядке, установленном приложением 5.
1 - дно;
2 - кордонная плита; 3 - отбойное устройство; 4 - колесоотбойный брус; 5 - швартовная тумба; 6 - крановый путь;
7 - покрытие; 8 - шпунтовая стенка; 9 - анкерная тяга; 10 - анкерная опора; 11 - разгрузочная платформа;
12 - элемент внешней пригрузки; 13 - плита ростверка; 14 - постель; 15 - массивовая кладка; 16 - каменная призма;
17 - массив - гигант; 18 - оболочка большого диаметра; 19 - лицевая плита уголкового блока; 20 - фундаментная плита;
21 - контрфорс; 22 - ряж; 23 - свая; 24 - судовозный рельсовый путь; 25 - шпунтовая ячейкa; 26 - ригель;
27 - балка (ферма) пролетного строения; 28 - крепление откоса; 29 - каменная наброска; 30 - берменный массив;
31 - парапет; 32 - надстройка мола; 33 - капитель; 34 - элемент сопряжения подпричального откоса с территорией;
35 - шатровый блок; 36 - защитное покрытие откоса; 37 - упор порога; 38 - средства навигационного оборудования;
39 - грунты основания; 40 - грунты засыпки; 41 - дренажные устройства; 42 - элементы водоснабжения;
43 - электроснабжение; 44 - элементы системы связи; 45 - железнодорожные пути;
46 - специальные элементы конструкций
Примечание. Позиции 39-46 на схемах условно не показаны
Рис.2.1. Классификатор гидротехнических сооружений и их элементов
Таблица 2.1
Перечень контролируемых параметров элементов сооружений, контрольные операции
N эле- мента | Шифр | Наименование элемента (рис.2.1) | Выполняемая функция в сооружении | Вид конструкции, материал | Контролируемые параметры | Номер контрольной операции по таблице 5.1 |
1 | 1 | Дно у причала или оградительного сооружения | Основание | - | Профиль дна у сооружения и его изменения. | 1, 16 |
|
|
|
|
| Глубины на полосе 20 м вдоль причала. | |
|
|
|
|
| Наличие посторонних предметов, мешающих судоходству. | 1 |
6 | Дно судоходного канала | Обеспечение судоходных глубин | - | Профиль поперечного сечения | 17 | |
2 | 1 | Кордонная плита | Обеспечение прямолинейности причальной плоскости | Железобе- тонный оголовок шпунтовой стенки, бортовая балка эстакады, лицевая плита уголковой надстройки и т.д. | Пространственное положение | 14 |
|
|
|
|
| Поврежденность. | 3, 25 |
|
|
| Опорная поверхность для отбойных устройств. Защита металлического шпунта от коррозии | Прочность бетона | 26 | |
3 | 1 | Отбойное устройство | Гаситель энергии судна | Резиновый элемент, пневматический амортизатор, навесной деревянный щит на автопокрышках, деревянная отбойная рама, кранец из автопокрышек и др. | Комплектность. | 3 |
4 | 1 | Колесо- отбойный брус | Ограждающая конструкция | Железобетон, дерево, сталь | Поврежденность | 3, 25 |
5 | 1 | Швартовная тумба | Удержание судна при стоянке | Чугун, сталь | Комплектность. | 3 |
6 | 1 | Крановый путь | Несущая конструкция (нагрузка от катков крана). Направляющие для перегруз. механизмов | Стальные рельсы на шпально- балластном основании или на железобе- тонных балках | Планово-высотное положение. | 3, 14, 25, 27 |
|
|
|
|
| Поврежденность шпал. | 11, 25 |
|
|
|
|
| Наличие балластного слоя | 11 |
|
|
|
|
| Поврежденность балки | 25 |
|
|
|
|
| Прочность бетона | 26 |
7 | 1 | Покрытие | Обеспечение беспрепятственного перемещения транспорта, механизмов и людей. Основание для размещения грузов | Асфальтобетон, цементобетон, железобетонные плиты | Высотное положение. | 3, 14 |
8 | 1.1-1.4 | Шпунтовая стенка | Ограждающая и несущая конструкция | Стальной шпунт, железобе- тонный шпунт | Пространственное положение. | 15, |
|
|
|
|
| Грунтонепрони- цаемость. | 4, 25 |
|
|
|
|
| Поврежденность. | 25 |
|
|
|
|
| Коррозионный износ. | 29 |
Прочность бетона | 25 | |||||
9 | 1.1-1.3 | Анкерная тяга | Обеспечение неподвижности лицевой стенки | Сталь | Поврежденность узлов крепления. | 4, 25 |
10 | 1.1-1.3 | Анкерная опора | Обеспечение неподвижности шпунтовой стенки | Стальные трубы и шпунт, железобетонные плиты | Поврежденность | 3, 25, 27 |
11 | 1.2 | Разгрузочная платформа | Несущая конструкция | Железобетон | Поврежденность | 25 |
12 | 1.3 | Элемент внешней пригрузки | Ограждающая и несущая конструкция | Железобетон | Пространственное положение. | 15, 18 |
Поврежденность. | 25 | |||||
Прочность бетона | 26 | |||||
13 | 1.4 | Плита ростверка | Несущая конструкция | Железобетон | Пространственное положение. | 14, 20 |
|
|
|
|
| Поврежденность | 25 |
14 | 1.5 | Постель | Распределение давления от сооружения на грунт. | Камень, щебень | Деформация. | 10, 21 |
15 | 1.5 | Массивовая кладка | Ограждающая и несущая конструкция | Бетонные массивы | Пространственное положение. | 15 |
|
|
|
|
| Взаимное положение массивов в кладке. | 18 |
|
|
|
|
| Поврежденность массивов. | 5, 25 |
Прочность бетона | 26 | |||||
16 | 1.5 | Каменная призма | Снижение нагрузки на сооружение, обеспечение грунтонепро- ницаемости | Камень щебень | Просадка территории вследствие диффузии грунта. | 3 |
17 | 1.6 | Массив-гигант | Ограждающая и несущая конструкция | Железобетон, песок заполнения | Пространственное положение. | 15,18 |
|
|
|
|
| Поврежденность. | 5, 25 |
|
|
|
|
| Прочность бетона | 26 |
18 | 1.7 | Оболочка большого диаметра | Ограждающая и несущая конструкция | Железобетон, сталь | Пространственное положение | 15,18 |
Грунтонепрони- цаемость. | ||||||
Поврежденность. | 8, 25, 29 | |||||
Прочность бетона | 26 | |||||
19 | 1.8 | Лицевая плита уголкового блока | Ограждающая и несущая конструкция | Железобетон | Пространственное положение. | 15,18 |
|
|
|
|
| Поврежденность. | 5, 25 |
|
|
|
|
| Прочность бетона | 26 |
20 | 1.9 | Фундаментная плита уголкового блока | Несущая конструкция | Железобетон | Поврежденность. | 5, 25 |
21 | 1.8 | Контрфорс | Несущая конструкция | Железобетон | Поврежденность | 25 |
22 | 1.10 | Ряж | Ограждающая и несущая конструкция | Дерево, камень | Пространственное положение. | 15, 19 |
|
|
|
|
| Поврежденность древесины. | 7, 25 |
|
|
|
|
| Поврежденность элементов крепления | 7 |
23 | 1.2 | Свая | Несущая конструкция | Стальные и железобе- тонные трубы, железобетонные призматические сваи, сварные сваи из металлопроката, открытых профилей, деревянные сваи | Пространственное положение. | 15,19 |
| Контакт с сопрягаемым элементом. | 6 | ||||
- | Поврежденность. | 6, 25, 27 | ||||
|
|
|
|
| Прочность | 25, 26 |
24 | 5 | Судовозный рельсовый путь | Несущая и направляющая конструкция | Стальные рельсы на железобе- тонных балках или шпальнобал- ластном основании | Планово-высотное положение. | 15, 21 |
|
|
|
|
| Поврежденность. | 11, 25 |
|
|
|
|
| Прочность бетона | 26 |
25 | 2.7 | Шпунтовая ячейка | Ограждающая и несущая конструкция | Стальной шпунт | Пространственное положение. | 14, 15 |
Грунтонепрони- цаемость. | 9 | |||||
Поврежденность | 25, 27 | |||||
26 | 2.1 | Ригель | Несущая конструкция | Железобетон | Пространственное положение. | 20 |
|
|
|
|
| Поврежденность. | 20, 25 |
|
|
|
|
| Прочность бетона | 26 |
27 | 2.5 | Балка (ферма) пролетного строения пирса мостового типа | Несущая конструкция | Сталь | Пространственное положение. | 14, 23 |
28 | 2.1-2.4 | Крепление откоса | Защита грунта откоса от размыва волнами и | Камень различной крупности | Профиль откоса. | 16 |
Состав материала | 10 | |||||
29 | 3.2 | Каменная наброска | Ограждающая и несущая конструкция | Камень | Профиль. | 14, 16 |
30 | 3.1 | Берменный массив | Защита каменной постели от размыва | Бетон | Пространствен- ное и взаимное положение массивов. | 15, 21 |
Поврежденность | 25 | |||||
31 | 3.1 | Парапет | Защита от заплеска | Каменная кладка, бетон, железобетон | Пространствен- ное положение. | 14 |
Поврежденность | 3, 25 | |||||
32 | 3.1 | Надстройка мола | Обеспечение проезда транспорта и прохода людей к голове мола, жесткости и монолитности конструкции | Бетон | Пространствен- ное положение. | 14 |
33 | 2.2 | Капитель | Несущая конструкция, увеличение площади опирания плит перекрытия, подрельсовой балки на сваю | Железобетон | Поврежденность. | 25 |
34 | 2.1-2.3 | Элементы сопряжения подпричаль- ного откоса | Бетонные массивы, железобе- тонные блоки, шпунтовые сваи | Пространственное положение. | 14, 15 | |
Поврежденность | 25 | |||||
35 | 3.6 | Шатровые блоки | Несущая и ограждающая конструкция | Железобетон | Пространственное положение. | 14, 15 |
|
|
|
|
| Взаимное положение элементов. | 18 |
|
|
|
|
| Поврежденность. | 25 |
|
|
|
|
| Прочность бетона | 26 |
36 | 3.2 | Защитное покрытие откоса | Защита откоса от действия волн | Каменная кладка, кладка из бетонных массивов, покрытие из фасонных ж.б. блоков | Деформация покрытия | 10, 14 |
37 | 5.1 | Упор порога | Упор-ограничитель для рельсовых путей | Бетон | Пространственное положение, его изменение. | 11, 15 |
|
|
|
| Поврежденность. | 25 | |
|
|
|
| Прочность бетона | 26 | |
38 | 6.0 | Средства навигационного оборудования | Обеспечение безопасности судоходства | - | Поврежденность. | РД 31.61.01-93 |
39 | 1 | Грунты основания | Основание сооружения | Естественный грунт; насыпной грунт; искусственно- улучшенный грунт | Несущая способность, деформации | 14, 15 |
40 | 1.0-1.10 | Грунт засыпки | Основание покрытия территории, крановых и железнодорожных путей. Обеспечение прочности и устойчивости ячеек и блоков | Насыпной | 14, 23 | |
41 | 1 | Дренажные устройства | Отвод грунтовых вод | Дренажные трубы | Наличие. Поврежденность. | 3 |
42 | 1 | Системы снабжения | Водо- и энергоснабжение, связь | Комплектность | 3 | |
45 | 1 | Железно- дорожный путь | Несущая конструкция, направляющие для колес ж.д. транспорта | Стальные рельсы на шпально- балластном основании | Планово-высотное положение. | 14, 25 |
46 | Специальные элементы конструкции | В соответствии с проектом | Определяются инспектором |