Введение
Настоящий стандарт - один из совокупности стандартов, разработанных с целью обеспечения взаимосвязи систем обработки информации. Указанная совокупность стандартов распространяется на услуги и протоколы, необходимые для обеспечения такой взаимосвязи.
Место настоящего стандарта среди других стандартов указанной совокупности определено уровнями эталонной модели взаимосвязи открытых систем (ВОС) (ГОСТ 28906). Он наиболее тесно связан со стандартом по услугам транспортного уровня (ГОСТ 34.960) и относится к области его распространения. В стандарте использованы положения стандарта по услугам сетевого уровня (ГОСТ Р 34.915), имеются ссылки на этот стандарт и при решении задач протокола транспортного уровня учтены его положения и исходные предпосылки. Взаимоотношения между указанными стандартами показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 - Взаимоотношения между протоколом транспортного уровня и услугами смежных уровней
Настоящий стандарт определяет общие правила кодирования данных и несколько классов протокольных процедур транспортного уровня, подлежащих использованию при различном качестве услуг сетевого уровня (УСУ).
Задача состоит в том, чтобы создать простой, но достаточно универсальный протокол транспортного уровня, который охватил бы весь возможный диапазон качества услуг, не налагая ограничений на будущие расширения.
Структура протокола учитывает введение различных его классов, которые предназначены для уменьшения возможных взаимных несовместимостей и затрат на реализацию.
Классы протокола выбирают относительно услуг транспортного и сетевого уровней с обеспечением качества услуг, необходимого для взаимодействия двух логических объектов сеансового уровня (с целью расширения качественных характеристик услуг каждый класс обеспечивает различный набор функций).
Настоящий стандарт определяет механизмы, которые могут быть использованы для оптимизации сетевых тарифов и улучшения следующих качественных характеристик услуг:
a) различные пропускные способности;
b) различные частоты появления ошибок;
c) требования к целостности данных;
d) требования к надежности.
Стандарт не требует, чтобы какая-либо его реализация использовала все эти механизмы, и не определяет методов измерения достигнутых значений качества услуг или критериев оценки той степени ухудшения качества услуг, при которой должно следовать разъединение соединения транспортного уровня (СТУ).
Основная цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы определить набор правил обмена данными между равноуровневыми логическими объектами в виде конкретных процедур, реализуемых ими в процессе обмена данными. Эти правила должны обеспечить хорошую основу для дальнейшего развития протокола и служить различным целям, в частности:
a) в качестве руководства для проектировщиков и разработчиков;
b) для использования при тестировании и приобретении оборудования;
c) в качестве составной части соглашения о включении систем в область применения открытых систем;
d) в качестве пособия для лучшего понимания ВОС.
Предполагается, что первыми пользователями настоящего стандарта будут разработчики и проектировщики оборудования. В примечаниях и приложениях к стандарту приведены руководства по применению определяемых в нем процедур.
Следует заметить, что ввиду большого количества разрешенных протокольных процедур невозможно при существующей технологии удостовериться, что каждая реализация будет во всех случаях правильно работать по протоколу, определенному в настоящем стандарте. Методом тестирования можно убедиться в том, что в некоторых типовых применениях конкретная реализация работает в полном соответствии с протоколом. Ставится, однако, задача, чтобы в случае нарушения взаимодействия двух реализаций настоящий стандарт помог определить, какая из них (или обе одновременно) неправильно реализует (ют) протокол.
Отдельный раздел настоящего стандарта посвящен вопросам соответствия оборудования, претендующего на реализацию стандартизуемых здесь процедур. Для оценки соответствия конкретной реализации необходимо иметь констатацию всех реализованных функциональных и факультативных возможностей заданного протокола ВОС. Такая констатация называется "заявкой о соответствии реализации протоколу" (ЗСРП). Форма ЗСРП приведена в приложении С. При этом следует иметь ввиду, что настоящий стандарт не определяет методов проверок, подтверждающих такое соответствие.
Предусмотренные настоящим стандартом различные варианты и факультативные возможности имеют важное значение, поскольку они позволяют обеспечивать услуги транспортного уровня (УТУ) для самых различных применений при большом разнообразии качественных показателей сети. Оборудование, обладающее минимальным соответствием, не может быть использовано во всех возможных случаях. Поэтому важно, чтобы все ссылки на настоящий стандарт сопровождались сведениями об обеспечиваемых или требуемых факультативных возможностях либо сведениями о поставленных целях или необходимых потребностях.