ГОСТ Р 51832-2001
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЗАЖИГАНИЕМ,
РАБОТАЮЩИЕ НА БЕНЗИНЕ, И АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ПОЛНОЙ
МАССОЙ БОЛЕЕ 3,5 т, ОСНАЩЕННЫЕ ЭТИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
Технические требования и методы испытаний
Internal combustion direct ignition petrol engines and road vehicles of total mass
exceeding 3,5 t completed with those engines. Emission of pollutants.
Technical requirements and test methods
ОКС 43.060
ОКП 45 6000
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена трудового красного знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 декабря 2001 г. N 513-ст
3 Стандарт соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН N 49 в отношении двигателей с принудительным зажиганием, работающих на бензине
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в марте 2004 г. (ИУС 6-2004)
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к выбросам вредных веществ, выделяемых двигателями с принудительным зажиганием, работающими на бензине и установленными на автотранспортных средствах, расчетная скорость которых превышает 25 км/ч, относящихся к категориям М полной массой более 3,5 т и категориям М, М, N и Nпо ГОСТ Р 52051.
________________
(Исключена, Изм. N 1).
Двигатели, используемые на автотранспортных средствах категорий N, M и М, не являются объектом настоящего стандарта при условии, что эти транспортные средства утверждают в соответствии с ГОСТ Р 41.83.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ Р 41.49-99 (Правила ЕЭК ООН N 49) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия и двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Разделы 1, 2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 двигатель с принудительным зажиганием: Двигатель, в котором воспламенение рабочей смеси в цилиндре осуществляется электрической искрой.
3.2 тип двигателя: Двигатели, не имеющие между собой существенных различий в отношении технических характеристик, приведенных в приложении А.
3.3 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой различий в отношении технических характеристик, приведенных в приложении А.
3.4 семейство двигателей: Объединенная предприятием-изготовителем группа двигателей с одинаковыми характеристиками, конструкция которых обеспечивает соответствие предельно допустимым нормам выбросов вредных веществ, установленным настоящим стандартом.
3.5 испытательный цикл: Последовательная серия испытательных операций, производимых при указанных в стандарте нагрузках и частотах вращения.
3.6 вредные вещества: Оксид углерода СО, углеводороды СН (выраженные в эквиваленте СН) и оксиды азота NО (выраженные в эквиваленте NО).
3.7 коэффициент весомости режима: Коэффициент, учитывающий относительную долю заданного режима в испытательном цикле.
3.8 подготовленный двигатель: Двигатель, прошедший подготовку для проведения испытаний в объеме мероприятий, не изменяющих его конструкцию и регулировку, указанные в технических условиях на двигатель.
3.9 серийный двигатель: Двигатель из серии или партии, в котором перед испытаниями не должна производиться замена деталей и регулировка, за исключением операций, периодичность которых регламентируется инструкцией по эксплуатации.
3.10 полезная мощность: Эффективная мощность в киловаттах, полученная на испытательном стенде на хвостовике коленчатого вала или измеренная методом по ГОСТ Р 41.85.
3.11 максимальная мощность: Установленная предприятием-изготовителем мощность при полной нагрузке и указанной частоте вращения коленчатого вала двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с технической документацией при укомплектованности двигателя серийным оборудованием в соответствии с ГОСТ Р 41.85.
3.12 номинальная мощность: Установленная предприятием-изготовителем мощность при полной нагрузке и номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с технической документацией.
3.13 максимальный крутящий момент: Установленный предприятием-изготовителем крутящий момент при полной нагрузке и указанной частоте вращения коленчатого вала двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с технической документацией при укомплектованности двигателя серийным оборудованием в соответствии с ГОСТ Р 41.85. Максимальный крутящий момент определяют по скоростной характеристике.
3.14 номинальная частота вращения: Установленная предприятием-изготовителем частота вращения, при которой достигается номинальная мощность.
3.15 минимальная частота вращения холостого хода: Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, установленная в технических условиях на двигатель и обеспечивающая устойчивую работу двигателя на холостом ходу не менее 10 мин.
3.16 номинальная скорость: Максимальная скорость транспортного средства с полной нагрузкой, допускаемая регулятором, как указано предприятием-изготовителем в рекламных публикациях и руководстве по эксплуатации, или, если такой регулятор отсутствует, скорость, на которой двигатель развивает максимальную мощность, указанную предприятием-изготовителем в его рекламных публикациях и руководстве по эксплуатации.
3.17 нагрузка, %: Часть максимального крутящего момента при определенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
3.18 промежуточная скорость: Скорость, соответствующая максимальному значению крутящего момента, если такая скорость находится в пределах 60% - 75% номинальной скорости; в других случаях под ней подразумевается скорость, равная 60% номинальной скорости.
3.19 ЕSС (European Stationary Cycle): Испытательный цикл, состоящий из 13 режимов устойчивой работы двигателя, применяемых в соответствии с 6.6 настоящего стандарта и последующей проверки выбросов оксидов азота на трех произвольных режимах.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
4.1 При проведении испытаний типа I предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами не должны превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Дата введения требований | Экологический класс | Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/(кВт·ч) | Цикл | ||
СО | СН | NO | |||
01.07.2004 | 2 | 55,0 | 2,40 | 10,0 | ЕSС 13-режимный |
01.07.2006 | 3 | 20,0 | 1,10 | 7,0 | ЕSС 13-режимный |
01.01.2008 | 4 | 5,45 | 2,38 | 5,0 | ЕТС |
Испытания проводят по 6.5, 6.5.1, 6.6. Испытания проводят по 6.6б-6.6д (испытания проводят на двигателях, впервые предъявленных на сертификационные испытания). |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.1 Испытания двигателя должны проводиться три раза. Заключение о соответствии нормам настоящего стандарта дается по среднеарифметическому значению для каждого компонента вредных выбросов.
4.1.2 Для каждого из нормируемых компонентов вредных выбросов в одном из трех испытаний допускается превышение норм не более чем на 10% при условии, что среднеарифметическое значение по трем испытаниям ниже установленной нормы.
4.1.3 Если полученные при первом испытании значения нормируемых компонентов не превышают 70% установленной нормы, то допускается проводить испытания один раз.
4.1.4 Если полученные при первом и втором испытаниях значения нормируемых компонентов не превышают 95% установленной нормы, то допускается проводить испытания два раза.
4.2 С 01.01.2008 определение удельных выбросов оксида углерода, углеводородов и оксидов азота должны проводиться по испытательному циклу ETC (European Transient Cycle). Это - цикл с ежесекундным изменением нагрузки и частоты вращения двигателя.
4.3 При проведении испытаний типа II содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) должно быть в пределах значений, установленных предприятием-изготовителем, но не более значений, указанных в таблице 1а.
Таблица 1а
Комплектация автомобиля | Частота вращения коленчатого вала | Оксид углерода, объемная доля, % | Углеводороды, объемная доля, млн |
Автомобили категорий М, М, N, N, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов | 1,0 | 600 | |
0,6 | 300 | ||
Автомобили категорий М, М, N, N, оборудованные трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностики | 0,5 | 200 | |
0,3 | 200 | ||
Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3.2. |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3.1 Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной () и повышенной () частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных предприятием - изготовителем автомобиля.
При отсутствии данных, установленных предприятием - изготовителем автомобиля: