Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51832-2001

Группа Д25

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЗАЖИГАНИЕМ,
РАБОТАЮЩИЕ НА БЕНЗИНЕ, И АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ПОЛНОЙ
МАССОЙ БОЛЕЕ 3,5 т, ОСНАЩЕННЫЕ ЭТИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

Технические требования и методы испытаний

Internal combustion direct ignition petrol engines and road vehicles of total mass
exceeding 3,5 t completed with those engines. Emission of pollutants.
Technical requirements and test methods



ОКС 43.060

ОКП 45 6000

Дата введения 2003-01-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена трудового красного знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 декабря 2001 г. N 513-ст

3 Стандарт соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН N 49 в отношении двигателей с принудительным зажиганием, работающих на бензине

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в марте 2004 г. (ИУС 6-2004)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к выбросам вредных веществ, выделяемых двигателями с принудительным зажиганием, работающими на бензине и установленными на автотранспортных средствах, расчетная скорость которых превышает 25 км/ч, относящихся к категориям М полной массой более 3,5 т и категориям М, М, N и Nпо ГОСТ Р 52051.

________________

(Исключена, Изм. N 1).

Двигатели, используемые на автотранспортных средствах категорий N, M и М, не являются объектом настоящего стандарта при условии, что эти транспортные средства утверждают в соответствии с ГОСТ Р 41.83.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний

ГОСТ Р 41.49-99 (Правила ЕЭК ООН N 49) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия и двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН N 85) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

Разделы 1, 2 (Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 двигатель с принудительным зажиганием: Двигатель, в котором воспламенение рабочей смеси в цилиндре осуществляется электрической искрой.

3.2 тип двигателя: Двигатели, не имеющие между собой существенных различий в отношении технических характеристик, приведенных в приложении А.

3.3 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой различий в отношении технических характеристик, приведенных в приложении А.

3.4 семейство двигателей: Объединенная предприятием-изготовителем группа двигателей с одинаковыми характеристиками, конструкция которых обеспечивает соответствие предельно допустимым нормам выбросов вредных веществ, установленным настоящим стандартом.

3.5 испытательный цикл: Последовательная серия испытательных операций, производимых при указанных в стандарте нагрузках и частотах вращения.

3.6 вредные вещества: Оксид углерода СО, углеводороды СН (выраженные в эквиваленте СН) и оксиды азота NО (выраженные в эквиваленте NО).

3.7 коэффициент весомости режима: Коэффициент, учитывающий относительную долю заданного режима в испытательном цикле.

3.8 подготовленный двигатель: Двигатель, прошедший подготовку для проведения испытаний в объеме мероприятий, не изменяющих его конструкцию и регулировку, указанные в технических условиях на двигатель.

3.9 серийный двигатель: Двигатель из серии или партии, в котором перед испытаниями не должна производиться замена деталей и регулировка, за исключением операций, периодичность которых регламентируется инструкцией по эксплуатации.

3.10 полезная мощность: Эффективная мощность в киловаттах, полученная на испытательном стенде на хвостовике коленчатого вала или измеренная методом по ГОСТ Р 41.85.

3.11 максимальная мощность: Установленная предприятием-изготовителем мощность при полной нагрузке и указанной частоте вращения коленчатого вала двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с технической документацией при укомплектованности двигателя серийным оборудованием в соответствии с ГОСТ Р 41.85.

3.12 номинальная мощность: Установленная предприятием-изготовителем мощность при полной нагрузке и номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с технической документацией.

3.13 максимальный крутящий момент: Установленный предприятием-изготовителем крутящий момент при полной нагрузке и указанной частоте вращения коленчатого вала двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с технической документацией при укомплектованности двигателя серийным оборудованием в соответствии с ГОСТ Р 41.85. Максимальный крутящий момент определяют по скоростной характеристике.

3.14 номинальная частота вращения: Установленная предприятием-изготовителем частота вращения, при которой достигается номинальная мощность.

3.15 минимальная частота вращения холостого хода: Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, установленная в технических условиях на двигатель и обеспечивающая устойчивую работу двигателя на холостом ходу не менее 10 мин.

3.16 номинальная скорость: Максимальная скорость транспортного средства с полной нагрузкой, допускаемая регулятором, как указано предприятием-изготовителем в рекламных публикациях и руководстве по эксплуатации, или, если такой регулятор отсутствует, скорость, на которой двигатель развивает максимальную мощность, указанную предприятием-изготовителем в его рекламных публикациях и руководстве по эксплуатации.

3.17 нагрузка, %: Часть максимального крутящего момента при определенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

3.18 промежуточная скорость: Скорость, соответствующая максимальному значению крутящего момента, если такая скорость находится в пределах 60% - 75% номинальной скорости; в других случаях под ней подразумевается скорость, равная 60% номинальной скорости.

3.19 ЕSС (European Stationary Cycle): Испытательный цикл, состоящий из 13 режимов устойчивой работы двигателя, применяемых в соответствии с 6.6 настоящего стандарта и последующей проверки выбросов оксидов азота на трех произвольных режимах.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

     4 Предельно допустимые выбросы вредных веществ в отработавших газах

4.1 При проведении испытаний типа I предельно допустимые выбросы вредных веществ с отработавшими газами не должны превышать значений, указанных в таблице 1.


Таблица 1

Дата введения требований

Экологический класс

Предельно допустимые выбросы вредных веществ, г/(кВт·ч)

Цикл

СО

СН

NO

01.07.2004

2

55,0

2,40

10,0

ЕSС 13-режимный

01.07.2006

3

20,0

1,10

7,0

ЕSС

13-режимный

01.01.2008

4

5,45

2,38

5,0

ЕТС

Испытания проводят по 6.5, 6.5.1, 6.6.

Испытания проводят по 6.6б-6.6д (испытания проводят на двигателях, впервые предъявленных на сертификационные испытания).



(Измененная редакция, Изм. N 1).     

4.1.1 Испытания двигателя должны проводиться три раза. Заключение о соответствии нормам настоящего стандарта дается по среднеарифметическому значению для каждого компонента вредных выбросов.

4.1.2 Для каждого из нормируемых компонентов вредных выбросов в одном из трех испытаний допускается превышение норм не более чем на 10% при условии, что среднеарифметическое значение по трем испытаниям ниже установленной нормы.

4.1.3 Если полученные при первом испытании значения нормируемых компонентов не превышают 70% установленной нормы, то допускается проводить испытания один раз.

4.1.4 Если полученные при первом и втором испытаниях значения нормируемых компонентов не превышают 95% установленной нормы, то допускается проводить испытания два раза.

4.2 С 01.01.2008 определение удельных выбросов оксида углерода, углеводородов и оксидов азота должны проводиться по испытательному циклу ETC (European Transient Cycle). Это - цикл с ежесекундным изменением нагрузки и частоты вращения двигателя.

4.3 При проведении испытаний типа II содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) должно быть в пределах значений, установленных предприятием-изготовителем, но не более значений, указанных в таблице 1а.


Таблица 1а

Комплектация автомобиля

Частота вращения коленчатого вала

Оксид углерода, объемная доля, %

Углеводороды, объемная доля, млн

Автомобили категорий М, М, N, N, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов


1,0

600


0,6

300

Автомобили категорий М, М, N, N, оборудованные трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностики


0,5

200


0,3

200

Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3.2.



(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3.1 Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной () и повышенной () частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных предприятием - изготовителем автомобиля.

При отсутствии данных, установленных предприятием - изготовителем автомобиля:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».