Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 41.97-99

Группа Д25


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Единообразные предписания, касающиеся официального
утверждения систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС)
и механических транспортных средств в отношении их систем
 тревожной сигнализации (СТС)

Uniform provisions concerning the approval of vehicle alarm system (VAS)
 and of motor vehicles with regard to their alarm system (AS)

     

ОКС 43.040.20
ОКП 45 7373

Дата введения 2000-01-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 11 марта 1999 г. N 72

3 Настоящий стандарт представляет собой полный аутентичный текст Правил ЕЭК ООН N 97* "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем охранной сигнализации транспортных средств (СОСТС) и механических транспортных средств в отношении их систем охранной сигнализации (СОС)", вступивших в силу с 01.01.96, включая дополнение 1, дата вступления в силу 02.10.97, исправление 1 от 06.03.98

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 97, прилагаемые в качестве добавления 96 к "Соглашению о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", заключенному в Женеве 20 марта 1958 года.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

     1 Область применения


Настоящий стандарт применяется к:

1.1 ЧАСТЬ I: системам тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС), предназначенным для стационарной установки на транспортных средствах категорий M1 и N1 максимальной массой не более 2 тонн*.

_______________

* Рассматриваются транспортные средства только с 12-вольтными электрическими системами.

1.2 ЧАСТЬ II: транспортным средствам категорий M1 и N1 максимальной массой не более 2 тонн в отношении их системы (систем) тревожной сигнализации (СТС)*.

_______________

* Рассматриваются транспортные средства только с 12-вольтными электрическими системами.

1.3 ЧАСТЬ III: иммобилайзерам и транспортным средствам категорий M1 и N1 максимальной массой не более 2 тонн в отношении их иммобилайзеров*.

_______________

* Рассматриваются транспортные средства только с 12-вольтными электрическими системами.

     1а Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17822-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50607-93 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи от электростатических разрядов. Требования и методы испытаний     


     ЧАСТЬ I - ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ СИСТЕМ ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    2 Определения


Для целей части I настоящего стандарта применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 Система тревожной сигнализации транспортного средства (СТСТС) - система сигнализации, предназначенная для установки на транспортном средстве (транспортных средствах) одного типа, служащая для оповещения о проникновении посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершении какого-либо физического действия в отношении него; эти системы сигнализации могут обеспечивать дополнительную защиту от несанкционированного использования транспортного средства.

2.2 Датчик - устройство, реагирующее на изменение, которое может быть вызвано проникновением посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершением какого-либо физического действия в отношении него.

2.3 Сигнальное устройство - устройство, оповещающее о проникновении посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершении какого-либо физического действия в отношении него.

2.4 Оборудование управления - оборудование, необходимое для включения, отключения и проверки СТСТС и для приведения сигнальных устройств в рабочий режим сигнализации.

2.5 Включенное состояние - состояние СТСТС, при котором сигнальные устройства могут приводиться в рабочий режим сигнализации.

2.6 Отключенное состояние - состояние СТСТС, при котором сигнальные устройства не могут приводиться в рабочий режим сигнализации.

2.7 Ключ - любое устройство, спроектированное и сконструированное для того, чтобы служить в качестве средства управления системой блокировки, которая спроектирована и сконструирована таким образом, чтобы ею можно было управлять только при помощи этого устройства.

2.8 Типы систем тревожной сигнализации транспортного средства - системы, не имеющие между собой существенных различий с точки зрения таких важных аспектов, как: фирменное наименование или торговая марка, присвоенные изготовителем; тип датчика; тип сигнального устройства; тип оборудования управления.

2.9 Официальное утверждение системы тревожной сигнализации транспортного средства - официальное утверждение типа СТСТС в отношении предписаний, приведенных в разделах 5, 6 и 7.

2.10 Иммобилайзер - устройство, предназначенное для предотвращения использования транспортного средства за счет тяги его собственного двигателя.

2.11 Экстренная сигнализация - устройство, позволяющее какому-либо лицу использовать сигнализацию, установленную на транспортном средстве, с тем чтобы призвать на помощь в экстренной ситуации.

     3 Заявка на официальное утверждение СТСТС

3.1 Заявку на официальное утверждение СТСТС подает изготовитель СТСТС или его уполномоченный представитель.

3.2 С заявкой по каждому типу СТСТС представляют:

3.2.1 документацию в трех экземплярах с описанием технических характеристик СТСТС и способа ее установки;

3.2.2 три образца типа СТСТС со всеми ее элементами. Каждый из основных элементов должен иметь четкую и нестираемую маркировку с указанием фирменного наименования или торговой марки, присвоенных подателем заявки, а также типа данного элемента;

3.2.3 транспортное средство (транспортные средства), оснащенное СТСТС, подлежащей официальному утверждению по типу, и выбранное подателем заявки по согласованию с технической службой, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения;

3.2.4 инструкции в трех экземплярах в соответствии с разделом 8.

     4 Официальное утверждение

4.1 Если СТСТС, представленная на официальное утверждение на основании настоящих Правил, отвечает требованиям разделов 5, 6 и 7, то данному типу СТСТС предоставляют официальное утверждение.

4.2 Каждому официально утвержденному типу присваивают номер официального утверждения. Первые две цифры этого номера (00 для Правил в их настоящем виде) указывают на серию поправок, включающую последние важнейшие технические изменения, внесенные в настоящие Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу СТСТС.

4.3 Договаривающиеся стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или отказе в официальном утверждении типа СТСТС на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении А.

4.4 На основном элементе (элементах) СТСТС, соответствующей типу СТСТС, официально утвержденному на основании настоящих Правил, проставляют на видном и легкодоступном месте, указанном в карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:

4.4.1 круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;

________________

* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чехия, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - (не присвоен), 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - (не присвоен), 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - (не присвоен), 31 - Босния и Герцеговина, 32-36 (не присвоены) и 37 - Турция. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения "О принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств" или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщены Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

4.4.2 номера настоящих Правил, за которым следуют буква "R", условное обозначение "А" или "I", или "AI", указывающее на то, является ли данная система системой тревожной сигнализации транспортного средства, иммобилайзером или сочетанием обоих, тире и номера официального утверждения, которые проставляют справа от круга, предусмотренного в 4.4.1.

4.4.3 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.4.4 Примеры знаков официального утверждения приведены в приложении Д.

4.5 Вместо знака официального утверждения, описанного в 4.4, для каждой СТСТС, поступающей в продажу, может выдаваться свидетельство соответствия.

Если изготовитель СТСТС поставляет изготовителю транспортных средств официально утвержденную СТСТС, не имеющую официальной маркировки, для ее установки этим изготовителем на какой-либо модели транспортного средства или ряде моделей транспортных средств в качестве первоначального оборудования, то изготовитель СТСТС представляет изготовителю транспортных средств экземпляры свидетельства соответствия в количестве, достаточном для того, чтобы изготовитель транспортных средств мог получить официальное утверждение транспортного средства согласно части II настоящих Правил.

Если СТСТС состоит из отдельных элементов, то на ее основном элементе (основных элементах) проставляют опознавательный знак и в свидетельстве соответствия приводят перечень таких опознавательных знаков.

Образец свидетельства соответствия приведен в приложении Е настоящего стандарта.

     5 Общие спецификации

5.1 СТСТС должна в случае проникновения посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершения какого-либо физического действия в отношении его издавать тревожный сигнал.

Тревожный сигнал должен быть звуковым, по возможности с дополнительным включением оптических сигнальных устройств, или должен представлять собой радиосигнал либо любое сочетание указанных выше сигналов.

5.2 СТСТС должны быть спроектированы, сконструированы и установлены таким образом, чтобы оснащенное ими транспортное средство неизменно отвечало соответствующим техническим предписаниям, особенно в отношении электромагнитной совместимости (ЭМС).

5.3 Если СТСТС обеспечивает возможность передачи радиосигнала, например для включения или отключения сигнализации или для передачи тревожного сигнала, то она должна отвечать соответствующим требованиям Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи Российской Федерации. СТСТС должна работать на частоте 433,92 МГц с максимальной мощностью излучения 25 мВт.

5.4 Установка СТСТС на транспортном средстве не должна влиять на характеристики транспортного средства (в отключенном состоянии) или на безопасность управления им.

5.5 Возможность случайного включения СТСТС и ее элементов, особенно во время работы двигателя, должна быть исключена.

5.6 Выход из строя СТСТС или выход из строя источника ее электропитания не должен влиять на безопасность управления транспортным средством.

5.7 СТСТС, ее элементы и контролируемые ими части должны быть спроектированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы была сведена к минимуму возможность их быстрого и незаметного выведения из строя или уничтожения кем бы то ни было, например, путем использования недорогостоящих, легкоскрываемых и общедоступных инструментов, оборудования или приспособлений.

5.8 Средство включения и отключения СТСТС должно быть спроектировано таким образом, чтобы не препятствовать соблюдению требований нормативного документа на противоугонные устройства.

Допускаются электрические соединения с элементами, предусмотренными настоящим стандартом.

5.9 СТСТС должна быть устроена таким образом, чтобы короткое замыкание в любой цепи передачи тревожного сигнала не выводило из строя какие бы то ни было части системы сигнализации, помимо той цепи, в которой произошло короткое замыкание.

5.10 В СТСТС может входить иммобилайзер, соответствующий требованиям, изложенным в части III настоящего стандарта.

     6 Особые спецификации

6.1 Сфера защиты

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs