Статус документа
Статус документа

 
ГОСТ Р 51814.1-2001
(ИСО/ТУ 16949-99)

Группа Т59

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

Системы качества в автомобилестроении

     
СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ - ПОСТАВЩИКОВ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

     
Общие требования

     
Quality systems for automotive industry. Quality systems for supplier organizations
of automotive industry. General requirements



ОКС 03.120.30

              43.020

ОКСТУ 0011

Дата введения 2002-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции";

Программным комитетом "Системы качества в автомобилестроении. QS/CKA-9000";

АО "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД");

Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 2 октября 2001 г. N 401-ст

3 Настоящий стандарт, за исключением приложения В, представляет собой аутентичный текст международных технических условий ИСО/ТУ 16949-99 "Системы качества для поставщиков автомобильной промышленности. Особые требования по применению стандарта ИСО 9001-94"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение


В настоящем стандарте установлены основные требования к системам качества предприятий-поставщиков и субподрядчиков в автомобилестроении.

Целью настоящего стандарта является разработка основ систем качества, позволяющих осуществлять постоянное улучшение продукции, процессов и систем в первую очередь путем предотвращения дефектов, снижения изменчивости и уменьшения потерь в цепочках поставок.

При разработке и непрерывном совершенствовании систем качества поставщикам и субподрядчикам рекомендуется учитывать свою специфику, придерживаясь основ настоящего стандарта.

Установление единых требований к системам качества поставщиков в автомобильной промышленности позволит избежать многократных проверок этих систем со стороны предприятий - изготовителей автотранспортных средств, а также позволит обеспечить международное признание сертификации на соответствие требованиям настоящего стандарта, являющегося аутентичным переводом международных технических условий ИСО/ТУ 16949.

Международные технические условия ИСО/ТУ 16949 построены таким образом, что полностью содержат международный стандарт ИСО 9001, а также обобщенные требования крупнейших автомобильных компаний США, Франции, Германии и Италии.

Настоящий стандарт является аутентичным переводом ИСО/ТУ 16949, за исключением приложения В. При этом он включает требования ГОСТ Р ИСО 9001 (аутентичный перевод ИСО 9001), которые заключены в рамки. Дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны, выделены курсивом. Полужирным курсивом отмечены перспективные требования, соответствующие ИСО/ТУ 16949, но не обязательные для применения на начальных этапах разработки и функционирования системы качества и применяемые до момента, пока иное не будет потребовано потребителем.

Для более глубокого изучения требований к системам качества предприятий-поставщиков рекомендуется ознакомиться с литературой [1]-[17], приведенной в приложении Г.

    1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к системе качества при проектировании/разработке, производстве и, если необходимо, монтаже и обслуживании продукции автомобилестроения. Стандарт включает требования ГОСТ Р ИСО 9001.

Стандарт применяется к системе качества предприятий-поставщиков и субподрядчиков, поставляющих продукцию или оказывающих услуги, включая:

а) поставку комплектующих деталей, узлов или материалов;

б) выполнение термообработки, окраски, нанесения покрытий или других отделочных работ;

в) изготовление и поставку других видов продукции, установленных потребителем.

Примечание - В "обособленных подразделениях", таких как проектные и административные центры предприятия, проверка может быть выполнена самостоятельно. Отдельную сертификацию по настоящему стандарту такие подразделения не проходят.


Настоящий стандарт может применяться по всей цепочке поставщиков предприятий-изготовителей автотранспортных средств.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании

ГОСТ Р ИСО 9002-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании

ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р 50779.30-95 Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования

ГОСТ Р 50779.42-99 (ИСО 8258-91) Статистические методы. Контрольные карты Шухарта

ГОСТ Р 50779.50-95 Статистические методы. Приемочный контроль качества по количественному признаку. Общие требования

ГОСТ Р 50779.51-95 Статистические методы. Непрерывный приемочный контроль качества по альтернативному признаку

ГОСТ Р 50779.52-95 Статистические методы. Приемочный контроль качества по альтернативному признаку

ГОСТ Р 50779.53-98 Статистические методы. Приемочный контроль качества по количественному признаку для нормального закона распределения. Часть 1. Стандартное отклонение известно

ГОСТ Р 51814.2 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов

ГОСТ Р 51814.3 Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессами

ИСО 9004.4-93* Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества

_________________

* Оригиналы международных стандартов ИСО/МЭК - во ВНИИКИ Госстандарта России.

ИСО 10012-1-92 Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования. Часть 1. Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования

ИСО 10013-95* Руководящие указания по разработке руководств по качеству

    3 Определения  


В настоящем стандарте применяются термины, приведенные в приложении А.

    4 Требования к системе качества

4.1 Ответственность руководства

4.1.1 Политика в области качества

4.1.1.1 Политика в области качества по ГОСТ Р ИСО 9001:

Руководство поставщика, несущее административную ответственность, должно определить и документально оформить политику, задачи и свое обязательство в области качества. Политика в области качества должна быть согласована с организационными целями поставщика, ожиданиями и потребностями потребителей. Поставщик должен обеспечить понимание этой политики, ее проведение и поддержку на всех уровнях организации.

4.1.1.2 Цели

Поставщик должен определить цели, задачи и способы измерения для осуществления политики в области качества. Цели по достижению качества должны быть включены в бизнес-план.

Примечание - Цели и задачи необходимо ориентировать на ожидания потребителя, они должны быть достижимыми за определенный период времени.

4.1.1.3 Удовлетворенность потребителей

Поставщик должен обеспечить документированность процесса удовлетворенности потребителя, предусматривающего определенную периодичность его оценки, которая гарантирует объективность и правильность данного процесса. Показатели для контролирования тенденций удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя должны быть документально оформлены и подтверждены объективной информацией.

Примечание - Следует уделять внимание как внутренним, так и внешним потребителям.

4.1.1.4 Постоянное улучшение

Политика качества должна предусматривать постоянное улучшение качества, обслуживания, технологии изготовления, а также снижение затрат.

Поставщик должен определить возможности улучшения качества и повышения производительности и внедрить соответствующие проекты их улучшения.

Поставщик должен использовать соответствующие показатели и методологию постоянного улучшения процесса (4.2.7).

Примечания

1 Ниже приведен перечень методов (существует множество других методов, отвечающих более полно запросам поставщика), которые могут быть использованы как отвечающие конкретным запросам поставщика:

- контрольные карты для количественного и альтернативного признаков (ГОСТ Р 50779.42), контрольные карты куммулятивных сумм;

- планирование экспериментов;

- теория ограничений;

- оценка общей эффективности оборудования;

- анализ количества дефектов на миллион единиц продукции (РРМ) для достижения уровня "ноль дефектов";

- стоимостной анализ;

- бенчмаркинг;

- эргономический анализ/анализ удобства движения;

- предупреждение ошибок.

2 ИСО 9004.4 содержит руководящие указания по улучшению качества.

4.1.2 Организация

4.1.2.1 Ответственность и полномочия

4.1.2.1.1 Ответственность и полномочия по ГОСТ Р ИСО 9001:

Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, который руководит, выполняет и проверяет работу, влияющую на качество, должны быть определены и документально оформлены. Особенно это касается персонала, которому необходимы организационная свобода и полномочия для:

а) инициирования проведения мероприятий, направленных на предупреждение появления несоответствий продукции, процесса и системы качества;

б) выявления и регистрации любых проблем, касающихся продукции, процесса и системы качества;

в) инициирования, выработки рекомендации или обеспечения решений по соответствующим каналам;

г) проверки выполнения решений;

д) управления переработкой несоответствующей продукции, ее поставкой или монтажом до тех пор, пока недостатки или неудовлетворительные условия не будут устранены.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs