Р-03112199-0502-00
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ И РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА
ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Срок действия с 01.12.2000
до 01.12.2005
РАЗРАБОТАНА по заказу Министерства транспорта Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНА Минтрансом РФ (Насонов А.П)
СОГЛАСОВАНА с МВД РФ (Федоров В.А.) 23.11.2000, с Минфином РФ, N 06-03-35 от 23.03.2000, с Минэкономики РФ, N BK-140/23-61 от 02.02.2000
Авторский коллектив:
к.т.н. И.А.Венгеров, к.т.н. А.П.Юров (руководитель разработки), к.т.н. О.Ю.Матанцева (ответственный исполнитель), И.Т.Касьянова, А.М.Рюмочкин, к.т.н. Ю.В.Андрианов, И.Н.Титова, Л.И.Зеленина (ФГУП НИИАТ), к.т.н. И.Ф.Живописцев (ГП "РосДорНИИ"), к.э.н. В.А.Аксенов (МАДИ)
под общей редакцией И.А.Венгерова (ФГУП НИИАТ)
Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП содержит методы расчета социально-экономического ущерба от ДТП в результате гибели или ранения человека, повреждения транспортных средств и дорожных сооружений.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), вызывающие гибель и ранения людей, потери материальных ценностей, приносят значительный социально-экономический ущерб. По оценкам зарубежных специалистов эти потери могут составлять до 5% валового внутреннего продукта государства.
Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение, оценивать эффективность различных мероприятий и целевых программ, направленных на сокращение аварийности. Оценка стоимости потерь от ДТП и доведение этой информации до населения имеют мощный социально-психологический эффект: эта информация предупреждает людей об угрозе их жизни и здоровью, способствует осознанию ими значения мероприятий и формированию общественной поддержки для их внедрения.
Отечественные методики учета потерь народного хозяйства от ДТП (ВСН 3-69, ВСН 3-81) были основаны на принципах плановой экономики и соответствующих закономерностях роста национального дохода. Поэтому заложенные в них закономерности и способы расчета требуют корректировки, соответствующей современным экономическим отношениям.
В условиях рыночной экономики не может быть рассчитан и установлен норматив ущерба от гибели или ранения человека в абсолютном исчислении, который может быть использован в течение длительного периода. Данная методика позволяет произвести точный растет стоимостной оценки ущерба на каждый конкретный год. Это связано с тем, что эта оценка зависит от величины валового внутреннего продукта (ВВП), как основного показателя экономического потенциала страны. В практической деятельности целесообразно использовать упрощенный метод расчета стоимостных оценок ущерба (нормативов) от гибели или ранения человека, принимая за основу точные стоимостные оценки, приведенные в разделе 2.9.
Методика разработана в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в России". Она может быть использована для оценки эффективности мероприятий, при расчете денежного выражения потерь общества в результате гибели или ранения людей в дорожно-транспортных происшествиях.
Величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ущерб) включает в себя несколько составляющих:
- ущерб в результате гибели и ранения людей;
- ущерб в результате повреждения транспортных средств;
- ущерб в результате порчи груза;
- ущерб в результате повреждения дороги.
Ущерб в результате гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от ДТП и включает в себя следующие социально-экономические параметры:
- экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства;
- социально-экономические потери государства при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности;
- социально-экономические потери из-за гибели детей.
Величина ущерба от ДТП оценивается на основе расчета прямых и косвенных народно-хозяйственных потерь.
К прямым (непосредственным) относятся потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, службы по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП и грузоотправителей, затраты ГИБДД и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами аварий (оплата бюллетеней, выдача пособий), затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии) и страховые выплаты.
К косвенным относятся потери народного хозяйства вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства, нарушения производственных связей и моральные потери.
Полная оценка ущерба от гибели и ранения людей включает элементы как прямых, так и косвенных потерь.
Для оценки потерь из-за выбытия человека из сферы материального производства используется метод общих доходов. Основой этого метода является выражение в денежной форме экономической пользы, которую общество получит благодаря тому, что предотвратит гибель человека в ДТП. При таком подходе собственное потребление человека рассматривается как составная часть государственной прибыли, полученной от производственной и социально-экономической деятельности отдельных граждан.
Общий ущерб () от дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими определяется по формуле:
, (1)
где - потери, связанные с гибелью людей, имевших семью;
- потери, связанные с гибелью людей без семьи;
- потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, лишившей полностью их трудоспособности;
- потери, связанные с получением пострадавшими инвалидности, частично лишившей их трудоспособности;
- потери, связанные с временной нетрудоспособностью;
- потери, связанные с гибелью детей.
Потери, связанные с гибелью людей, имевших семью () и без семьи () вычисляются по формулам:
; ; (2)
где - количество погибших, имевших семью;
- удельный вес людей из числа погибших, имевших семью;
- количество погибших без семьи;
- общее число погибших в ДТП;
- стоимостная оценка ущерба от гибели человека, имевшего семью;
- стоимостная оценка ущерба от гибели человека, не имевшего семью;
Потери, связанные с получением инвалидности, в результате которой пострадавшие не работают () и работают () устанавливаются по формуле:
; ; (3); (4)
где - количество инвалидов, которые получают пенсию;
- количество инвалидов, которые получают пенсию и одновременно работают;
- удельный вес инвалидов, которые получают пенсию и одновременно работают;
- количество пострадавших, получивших инвалидность;
- удельный вес пострадавших, получивших инвалидность;
- количество пострадавших, получивших временную нетрудоспособность.
- стоимостная оценка ущерба от ранения с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы;
- стоимостная оценка ущерба от ранения с получением инвалидности и возможностью дальнейшей работы.
Потери от ранения людей, получивших временную нетрудоспособность, определяются по формуле:
; (5)
- стоимостная оценка ущерба от ранения без получения инвалидности;
- стоимостная оценка ущерба от гибели ребенка.
Потери от гибели детей определяются по формуле:
; (6)
где - число погибших детей.
Расчет суммарного ущерба за 1999 год в результате гибели и ранения людей в ДТП по Москве и России приведен в Приложении 1.
К основным составляющим ущерба от ДТП с пострадавшими относятся следующие:
а) экономические потери из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения;
б) затраты на оказание пострадавшим первой медицинской помощи и лечение;
в) выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших);
г) оплата по временной нетрудоспособности.
При подсчете потерь в результате гибели человека определяется ожидаемая продолжительность его трудовой деятельности до пенсионного возраста и оценивается недополученный вклад в ВВП. Средний возраст погибших в ДТП определяется на основе данных государственной статистической отчетности. Для этого используется формула, отражающая удельный вес числа погибших каждой возрастной категории:
; (7)
где - средний возраст погибших данной возрастной категории;
- удельное число погибших данной возрастной категории;