ВСН 3-81
--------------------------------
Минавтодор РСФСР
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧЕТУ ПОТЕРЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Дата введения 1982-04-01
РАЗРАБОТАНА в Дорожно-исследовательской лаборатории Минавтодора РСФСР при Московском автомобильно-дорожном институте канд.техн. наук О.А.Дивочкиным под руководством д-ра техн. наук В.Ф.Бабкова
ВНЕСЕНА Дорожно-исследовательской лабораторией при МАДИ
УТВЕРЖДЕНА Министерством автомобильных дорог РСФСР 17 апреля 1981 года
ВЗАМЕН Временных указаний по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий при проектировании и реконструкции автомобильных дорог (ВСН 3-69)
Инструкция содержит методику учета потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий при разработке проектов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, назначении мероприятий по повышению безопасности движения. В нее включены также расчеты потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий на горных дорогах и в городах.
Инструкция предназначена для проектных и эксплуатационных дорожных организаций, а также службы организации движения.
1.1. В соответствии с методикой определения эффективности капиталовложений в народное хозяйство эффективное проектное решение выявляют, сравнивая варианты по основным технико-экономическим показателям: единовременным затратам (капиталовложениям) и текущим (эксплуатационным расходам).
Наилучший вариант находят из условия минимума суммарных затрат, приведенных к году окончания строительства (реконструкции):
, (1.1)
где - нормативный коэффициент сравнительной эффективности для (транспорта =0,12); - приведенные единовременные затраты; - нормативный коэффициент для приведения разновременных затрат к одному моменту времени Е=0,08); - текущие затраты в t-м году; - срок сравнения вариантов с учетом потерь от дорожно-транспортных происшествий.
1.2. С учетом экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий определяют суммарные приведенные текущие затраты (в рублях):
, (1.2)
где - ежегодные затраты на текущий ремонт и содержание дороги в t-м году; - затраты на средний ремонт дороги, отнесенные к одному году межремонтного срока службы; - автотранспортные затраты в t-м году; - потери народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий в t-м году; - экономический эффект, вызванный сокращением пребывания пассажиров в пути после реконструкции дороги в t-м году; - потери народного хозяйства из-за изъятия земель из сельскохозяйственного производства.
1.3. Существуют две формы народнохозяйственных потерь от дорожно-транспортных происшествий (рис.1)*.
________________
* Текст соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС".
Рис.1.1. Структура потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий
К прямым (непосредственным) относят потери автотранспортных предприятий, службы эксплуатации дорог и грузоотправителей, затраты ГАИ и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами (оплата бюллетеней, выдача пособий), государственных органов социального обеспечения (пенсии), компенсации по страхованию.
К косвенным относят потери народного хозяйства вследствие временного или полного отключения члена общества из сферы материального производства, нарушения производственных связей и социально-моральные потери.
1.4. Суммарные потери от одного дорожно-транспортного происшествия (в рублях):
, (1.3)
где - затраты на доставку, восстановление и ремонт поврежденных транспортных средств, руб.; - потери из-за простоев транспортных средств с момента дорожно-транспортного происшествия до восстановления, руб.; - затраты на ремонт поврежденных автомобильных дорог (улиц), сооружений (ограждений, технических средств регулирования движения, перил мостов, опор путепроводов и т.д.), руб.; - потери от порчи грузов в результате дорожно-транспортного происшествия, руб.; - затраты, связанные с нарушением условий движения в зоне дорожно-транспортного происшествия (задержки и перепробеги транспортных средств при пропуске их по объезду) и с последующей очисткой проезжей части, руб.; - потери от вовлечения человека в дорожно-транспортное происшествие (потеря части национального дохода, расходы на лечение, оплата бюллетеня, пенсии, пособия и т.д.), руб; - затраты органов ГАИ, юридических органов на расследования, оформление материалов по дорожно-транспортному происшествию, ведение дознания, вызов свидетелей, рассмотрение дела в суде и т.д., руб.; - количество транспортных средств, грузов, людей, включенных в одно дорожно-транспортное происшестви
е.
1.5. Потери подсчитывают отдельно для каждой категории дорожно-транспортных происшествий.
Органы ГАИ делят дорожно-транспортные происшествия на отчетные и неотчетные.
К отчетным относят дорожно-транспортные происшествия, возникшие в процессе движения транспортных средств и повлекшие за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб, превышающий 150 руб.
К неотчетным относят дорожно-транспортные происшествия, при которых материальный ущерб, определяемый суммой убытков от повреждения транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений с учетом накладных расходов, а также гибели животных, составляет менее 150 руб.
1.6. Средние расходы на ликвидацию последствий от одного дорожно-транспортного происшествия по некоторым статьям расходов (П, П, П, П, П, П) приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1
|
| ||
| отчетного | неотчетного | среднее значение затрат |
Доставка, восстановление и простой транспортных средств | 634/215 | 115/43 | 453/101 |
Восстановление дороги, дорожных и других сооружений | 16/27 | 3/6 | 11/13 |
Стоимость поврежденных грузов | 67/29 | 8/8 | 46/12 |
Затраты, связанные с потерей времени другими автомобилями в месте дорожно-транспортного происшествия и с очисткой проезжей части | 38/32 | 24/18 | 30/23 |
Затраты ГАИ и юридических органов на разбор дорожно-транспортного происшествия | 22/21 | 12/12 | 20/18 |
Итого: | 777/324 | 162/87 | 580/167 |
Примечание. В числителе приведены затраты по автомобильным дорогам, в знаменателе - по магистральным улицам городов.
При подсчете потерь в результате повреждения транспортных средств и инженерных сооружений учитывают накладные расходы, которые составляют 17-20% общей суммы затрат.
1.7. Потери от вовлечения человека в дорожно-транспортное происшествие включают стоимость доставки пострадавших в лечебное учреждение, больничные расходы на лечение, оплату бюллетеней, выплату пенсий и пособий людям, ставшим инвалидами в результате дорожно-транспортных происшествий, а в случае их гибели - иждивенцам. В эти потери также входит величина уменьшения национального дохода вследствие временной или постоянной потери трудоспособности членами общества.
При определении этих потерь должно быть учтено, что в связи с постоянным ростом национального дохода и реальной заработной платы трудящихся потери общества от дорожно-транспортных происшествий, исчисленные на одного человека, изменяются по годам. Поэтому в расчетах необходимо учитывать год, для которого оцениваются потери. При прогнозировании потерь на более поздние сроки можно исходить из того, что закономерность изменения заработной платы и национального дохода за прошедший период близка к линейной.
1.8. ГАИ считает погибшим при дорожно-транспортном происшествии человека, скончавшегося на месте или от полученных ранений в течение 7 сут., а раненым - любого, получившего телесные повреждения, которые вызвали необходимость госпитализации или амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи.
По тяжести травмы, полученные при дорожно-транспортных происшествиях, могут быть:
1) легкие телесные повреждения (перерыв в работе не превышает семи дней);
2) тяжелые телесные повреждения, не приведшие к инвалидности (перерыв в работе более семи дней);
3) тяжелые телесные повреждения, приведшие к инвалидности;
4) смертельный исход.
1.9. Народнохозяйственные потери от вовлечения одного человека в дорожно-транспортное происшествие:
1. При легком телесном повреждении
, (1.4)
где - средняя продолжительность нахождения пострадавшего в больнице, дней; - ежедневные расходы больницы на одно койко-место, руб.; - коэффициент, учитывающий количество пострадавших, получающих по бюллетеню 100% заработной платы, - оплата бюллетеня, руб.; - коэффициент, учитывающий количество работающих в народном хозяйстве от общего количества пострадавших; - средний срок потери трудоспособности, дней; - средняя заработная плата в t-м году, руб.; - ежегодный прирост заработной платы, руб.; - год, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие; - исходный год; - потери части национального дохода, руб.; - часть национального дохода, приходящаяся на одного работающего, включая фонды накопления и потребления за вычетом доли потребления самого работающего в t-м году, руб.; - ежегодный прирост национального дохода, без доли потребления на одного работающег
о, руб.
2. При тяжелом телесном повреждении, не приведшем к инвалидности:
, (1.5)
где - стоимость доставки пострадавшего в больницу; - средняя продолжительность нахождения пострадавшего в больнице, дней; - ежедневные расходы больницы на одно койко-место, руб.; - средний срок потери трудоспособности, дней.
3. При тяжелом телесном повреждении, приведшем к инвалидности:
, (1.6)
где - средняя продолжительность нахождения пострадавшего в больнице, дней; - средняя продолжительность потери трудоспособности до заключения ВТЭК об инвалидности, дней; - единовременные выплаты пособия пострадавшему или семье, руб.; - период инвалидности пострадавшего в год совершения дорожно-транспортного происшествия, дней; - средняя ежемесячная выплата пенсии по инвалидности, руб.; - средняя ежемесячная выплата пенсии по инвалидности в t-м году, руб.; - ежегодный прирост выплаты пенсии в месяц, руб.; - коэффициент, учитывающий количество людей, полностью утративших трудоспособность; - коэффициент, отражающий количество работающих инвалидов; - коэффициент уменьшения национального дохода, приходящийся на работающих инвалидов, вследствие перехода их на более легкую работу; - продолжительность инвалидности, лет; - коэффициент, учитывающий моральные потери ( =